Рекомендации по организации театрализованной деятельности с детьми в детском саду
Удовенко Ольга Валериевна,
музыкальный руководитель ГБДОУ №10 Калининского района Санкт-Петербурга
Актуальность вопроса.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. В последнее время психологи все чаще уделяют внимание проблемам детских страхов, эмоциональных срывов, отсутствию у детей навыков произвольного поведения, а так же недостаточному развитию памяти и внимания.
В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития духовно-эмоциональной сферы ребенка. Современная педагогическая наука располагает разнообразными способами образовательного воздействия на ребенка. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, как мощного синтетического средства развития их творческих способностей.
Теоретическое обоснование
Искусство театрапредставляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования. Театр - это игра, чудо, волшебство, сказка! С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений.
Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, потому что они помогают:
· сформировать правильную модель поведения в современном мире;
· повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
· познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
· совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.
Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С.Выготский)
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).
С театрализованной деятельностьютесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей.
Театрализованная деятельностьсоздаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Михайленко Н. Я., Короткова Н.А.) поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.
Воспитательные возможноститеатрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей, а так же средством гармонизации отношений ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужит ему защитой от социальных и межличностных противостояний.
От теории к практике
Приведенные ниже рекомендации по организации театрализованной деятельности с детьми в детском саду основаны на обобщении моего опыта и опыта моих коллег. Надеемся, что данные рекомендации помогут молодым педагогам быстро и грамотно организовать свою работу.
1.Необходимо составить план работы, определить цели и задачи, которые вы будете реализовывать в процессе воспитания и обучения дошкольников средствами театрального искусства.
Например:
Основной цельювоспитания, основанного на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области. Исходя из этого основного положения, цели и задачи мы сформулировали следующим образом:
· развитие эстетических способностей;
· развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
· активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
· овладение навыками общения и коллективного творчества.
2. Для успешной организации творческого процесса рекомендуем организовать группы с оптимальным количеством 10-12 человек. Количество занятий – 2 раза в неделю. Продолжительность- 30 минут.
3. Необходимо подобрать удобное для занятий просторное и регулярно проветриваемое помещение. Это может быть музыкальный зал.
4. Позаботиться об оснащении. Например, для выполнения творческих заданий возможно использование мягких объемных модулей различной конфигурации. Хорошо иметь в наличие музыкальный инструмент (фортепиано), аудио и видео технику, интернет ресурсы, набор кукол бибабо, костюмерную и другой необходимый материал.
5. Наряду с постановкой детских спектаклей, инсценировок используйте различные элементы развивающих программ. Например, «Арт-фантазия» (автор Э.Г.Чурилова). А именно: театральные игры, упражнения из раздела «Культура и техника речи», «Ритмопластика», «Основы театральной культуры», «Работа над спектаклем».
6. Ожидаемые результаты по окончанию обучения, предполагаемые умения и навыки.
· умеет создавать пластические импровизации под музыку разного характера;
· свободно и естественно выполнять простейшие физические действия;
· владеет комплексом артикуляционной гимнастики;
· умеет произносить скороговорки и стихотворный текст, в движении, разных позах и с разной интонацией;
· умеет читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
· умеет создавать образы живых существ и предметов с помощью пластики, мимики, жестов;
· умеет строить диалог между героями разных сказок;
Показателями результативности вашей работы с детьми будут являться открытые занятия для педагогов и родителей, детские спектакли, театрализованные представления.
Список литературы
1 Выготский Л.С. Психология искусства. - Изд. 2-е, исправленное и дополненное. - М.: Искусство, 1968.
2. Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям» Изд. "Радяньска школа", 1985
3.Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. «Организация сюжетной игры в детском саду. Пособие для воспитателя» 2-е изд., испр. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000.
4.Чурилова Э.Г. «Арт-фантазия» М.: «Владос», 2000.