Воспитание у дошкольников правильной речи. Работа над звукопроизношением.
Рябыкина Ольга Вячеславовна воспитатель ГБДОУ детский сад № 99
Калининского района Санкт-Петербурга
Выработка правильного произношения у детей, обычно, представляет для них большие трудности. Часто развитие звуковой стороны речи происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, поэтому значительное число детей школьного возраста имеет те или иные недочеты произношения, как шепелявость, картавое произношение звука р , оглушение звонких согласных и др.
Систематическая работа над звукопроизношением поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико - фонематической стороны речи. Для осуществления этой задачи необходимо, совместно с родителями, осуществлять работу за чистую правильную речь детей.
Работа над развитием речи включает следующие разделы:
1.Пополнение словаря;
2. Усвоение грамматического строя ;
3. Обучение рассказыванию;
4. Выработка правильного произношения звуков
Работа в ГБДОУ по исправлению звукопроизношения и подготовка к обучению грамоте. Длительное пребывание ребенка в ГБДОУ создает благоприятные условия для проведения систематической работы над звуковой стороны речи.
Работа над произношением состоит из следующих взаимосвязанных между собой этапов:
1.Обследование речи и произношение ребенка;
2.Развитие правильной артикуляции;
3.Закрепление правильного произношения в свободной речи;
4. Развитие фонематического восприятия
5.Навыки звукового анализа предложения и слова.
Речевые упражнения в пределах каждого вида работы проводятся в порядке возрастающей трудности. Считается, что необходимым условием успешной работы над произношением является тщательное обследование речи детей. Необходимо располагать точными данными о развитии речи и звукопроизношения каждого ребенка. Без этих данных невозможно организовать работу. При правильной постановке речевой работы в ГБДОУ дети будут поступать в школу с нормальной речью и с навыками звукового анализа.
В работе по воспитанию правильной речи у детей дошкольного возраста уделяется большое внимание воспитателем ГБДОУ№99 Рябыкиной Ольгой Вячеславовной, которая ставит следующие образовательные задачи на младший, средний возраст:
1.Развитие фонематического слуха
2.Правильное произношение звуков
3.Развитие общих речевых навыков
Образовательная деятельность ведется игровым способами в следующих направлениях:
1. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата ( артикуляционная гимнастика, «Сказка о Веселом Язычке», речевое дыхание, голос ( тихо- громко )).
2. Уточнение произношения изолированного звука ((песенка жука, комарика и т. д. ).
3. Воспитание правильного произношения звуков в словах ( Игры с картинками: отбери картинки, где есть звук , игры с хлопками, игры с мячом)
4.Воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи ( чистоговорки, потешки, скороговорки на отрабатываемый звук)
В средней дошкольном возрасте основным упражнением для развития фонематического восприятия является узнавание звука в слове. Произношение каждого нового звука связывается с узнаванием этого звука в слове. Родителям для закрепления полученных знаний в ГБДОУ предоставляется краткая информация о том, как можно в домашних условиях поиграть с детьми и тем самым закрепить необходимый результат:
1. Игра « Волшебный кубик»..Продуктивным пособием для закрепления звукопроизношения звуков- песенок в игровой форме является « Волшебный кубик» . На гранях кубика , оклеенного бумагой – цветовые сигналы звуков с, з, ш, ж, р, л. Ребенок бросает кубик, приговаривая : « Брошу кубик, посмотрю и вам песенку спою». В зависимости от того, цветовой сигнал какого звука окажется наверху, он называет соответствующий звук.
2. Упражнение по узнаванию звука в слове на слух и по картинкам. Попеременно, показывая и называя картинки, содержащие и не содержащие определенный звук ,ребенок должен выделить определенный заданный звук и указать имеется ли он в этом слове или на картинке. Пример: Огород. Ребенок отвечает есть ли звук « Г» в данной слове.
3. Это же задание может иметь вариант:: картинки на данный звук, картинки, не содержащие этого звука, раскладываются на стол обратной стороной вверх. Ребенок берет картинку и называет четко предмет, изображенный на картинке. Таки образом ребенок определяет есть ли данный звук в слове или нет.
4. Попробуйте с ребенком придумать слова на заданный звук.
Совместная с Вами работа даст быстрее положительную динамику у детей. Полноценная речь является непременным условием успешного обучения в школе.