Хорина Надежда Петровна
Значение театрализованной деятельности
в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
с тяжёлыми нарушениями речи.
Занятия театрализованной деятельностью - это средство терапевтического и коррекционного воздействия способствующее стимуляции психомоторного состояния детей, побуждающее к состраданию, сопереживанию, активизирует мышление и познавательный интерес, а главное - раскрепощает его творческие способности, помогает психологической адаптации ребёнка в коллективе, вводит в мир прекрасного, развивает нравственно-эстетическую культуру.
ЗАДАЧИ:
- развивать диалогическую речь, интонационную выразительность;
- развивать творческие способности, умение брать на себя роль и передавать ее особенности посредством жеста, мимики, движения;
- развивать произвольную память, внимание, воображение;
- воспитывать интерес к сказкам, желание участвовать в театрализации;
- повышать положительный эмоциональный настрой.
Действующие лица:
♦ Ведущая
♦ Репка
♦ Дедка
♦ Бабка
♦ Внучка
♦ Собака Жучка
♦ Кошка Мурка
♦ Мышка-малышка
♦ Солнышко
♦ Дождик
Ведущая в русском народном костюме. Дети в костюмах - за ширмой. Дети без костюмов - на стульчиках в зале.
Ведущая входит в зал:
-Здравствуйте, ребятки! Здравствуйте, гости дорогие! (Кланяется.)
Что же это вы все в зале собрались, а меня-то и не позвали. Насилу
вас нашла.
(Обращается к детям):
-А что это вы здесь собрались?
Дети:
-Хотим сказку рассказать.
Ведущая:
-А может лучше показать?
Лети:
-Показать! Показать!
Ведущая:
-А какую сказку?
Дети:
(разводят руками)
-Мы много сказок знаем, а какую показать не решили.
Ведущая:
-Давайте договоримся так: я вам загадаю загадку, а отгадкой на неё будет название одной из сказок. Её вы и покажете нашим гостям.
Дети:
-Согласны!
Ведущая:
-Ну, слушайте загадку:
Кто-то за кого-то
Ухватился крепко
Ох! Никак не вытянуть!
Ох! Засела крепко!
Кругла, да гладка.
Откусишь - сладка!
Засела крепко
На грядке.........
Дети:
-Репка!
Ведущая:
-Молодцы! Правильно отгадали! Вот и покажем нашим гостям сказку «Репка».
На дворе кол, на колу мочало
Вот и сказочке нашей начало.......
(Выходит дед с лопатой).
Дед:
-Выхожу я в огород, огород.
В огороде всё цветёт, всё растёт:
Морковка да свёкла, лук да капуста.
А на этой грядке пусто...
(Удивлённо разводит руками. Задумался, почесал затылок. Решительно берёт лопату.)
-А посажу - ка я на этой грядке репку!
(Копает, наклонясь опускает семя в грядку.)
Дети:
(Из зала выходят, встают вместе с дедом в хоровод, поют):
-Расти, расти, репка,
И кругла, и крепка.
Как солнышко кругла,
Как сахар сладка,
Вот такой ширины (растягивают круг),
Вот такой вышины (смыкают круг, руки вверх).
(Затем дети стоят свободно вокруг репки).
Ведущая:
-Шли дни, репка росла. Дождичек её поливал. Солнышко согревало.
(Выбегает дождичек с лейкой. Поливает репку. Деги хлопают в ладоши и проговаривают закличку).
Дети:
-Дождик, дождик, лей, лей!
Ты водицы не жалей.
Дай воды напиться
Матушке-землице.
Пусть и репка попьёт,
Да большой растёт.
(Дождик убегает. Выходит солнышко, обходит репку, направляя на неё свои лучики).
Солнышко:
-Не жалею я тепла,
Чтобы репка подросла.
И желта, и кругла,
И, конечно ж, велика!
Чтобы деткам милым
И гостям хватило б.....(кланяется гостям)
Ведущая:
-И выросла репка....
Дети:
(разводят руки в стороны)
-Большая - пребольшая! (Бегут, садятся на стульчики).
Выходит Дед, хлопает по коленкам:
-Вот так репка!
Вот так диво!
Велика, желта, красива!
Видно время подошло
Отнести её на стол!
(Засучив рукава, подходит и начинает тянуть репку. Звучит мелодия «Эх, ухнем!»
Дед:
-Силы нет в руках, видать (смотрит на руки)
Надо бабку мне позвать!
Эй! Бросай вязанье, бабка!
Лучше помогай, давай - ка!
(Выходит бабка, всплёскивает руками)
Бабка:
-Вот так репка! Ой-ой-ой!
Нам не справиться с тобой!
(кричит в сторону ширмы)
Ну-ка, внученька, беги!
Деду с бабкой помоги!
(Вприпрыжку выбегает внучка, оббегает репку, останавливается между дедом и бабкой).
Внучка:
-Дождик да солнышко красно
Знать, старались не напрасно!
Матушка - земля питала,
Репке силы прибавляла.
Если только я смогу,
Вам, конечно, помогу,
Но, послушайте вы внучку
Нам не справиться без Жучки!
Бабка:
-Жучка! Попусту не лай
К нам на помощь выбегай!
(Выбегает с лаем Жучка).
Жучка:
-Гав, гав, гав! Меня вы звали?
Я готова вам помочь!
И отведать сладкой репки
Тоже буду я не прочь!
(Все тянут репку, встав в нужной последовательности под мелодию «Эх, ухнем!»)
Ведущая:
-Тянут, потянут, а вытянуть не могут.
Все устали, притомились,
Возле репки привалились.
(Персонажи садятся возле репки, охают, вздыхают, отирают пот со лба рукой). Бабка:
-Как нам быть? Скажи мне, дедка!
Нас достала эта репка!
Тянем-тянем вчетвером....
Может, Мурку позовём?
Внучка:
-Ну-ка, Жучка, кликни кошку
Пусть поможет нам немножко.
Жучка:
-Наша Мурка так ленива
Будет толк ли от неё?
Налакалась молока
Да греет толстые бока.
(Лениво мурлыкая, входит кошка.)
Кошка:
-Кто тут моет мои кости?
Это Жучка, ты от злости!
Знаю, что помочь вам нужно.
Ну-ка взялись! Вместе! Дружно!
(Все кряхтя, встают, берутся за репку и друг за друга. Тянут. В это время мимо бежит мышка-малышка. Пробежала до репки, остановилась, оглянулась.) Мышка-малышка:
-Эх, работнички вы наши!
Видно мало ели каши!
Я же рано по утру
Кашу ем и сливки пью!
Кошка:
(кричит, выставив коготки)
-Вот кто нынче утром рано
Скушал всю мою сметану!
Ну-ка, мышка, берегись!
В лапы мне не попадись!
(Мышка бежит. Кошка её догоняет. Мышка прячется за дедкой, дрожит.)
Мышка-малышка:
-Кошка Мурка, не сердись!
Знаю я свою вину
Зато всем я помогу.
Помогать друг другу нужно!
Ну-ка вместе! Ну-ка дружно!
(Мышка каждого берёт за руку и расставляет по порядку.)
Мышка-малышка:
-Ты берись за репку, дедка,
Ты за дедку (ставит бабку),
Ты за бабку (ставит внучку),
Ты за внучку (ставит Жучку),
Ты за Жучку (ставит кошку),
Я ж сама возьмусь за кошку,
Поднатужимся немножко...
(Тянут и одним рывком вытягивают репку. Сами же валятся на пол.)
Кошка:
-Вот так мышка!
Хоть малышка,
А смотрите как сильна!
Дед:
-Вот спасибо, так спасибо!
Бабка:
-Ну и мышка! Вот те на!
Внучка:
(Хлопает по репке).
-Навалились всей гурьбой,
Быстро справились с тобой!
Жучка:
-Дружно - не грузно,
А врозь - хоть брось!
Мышка-малышка:
-Всех ребяток пригласим
Вкусной репкой угостим!
(Дождик, солнышко и все дети выходят и встают в хоровод вокруг репки).
Все поют:
-Как у деда огород, огород.
В огороде всё цветёт, да растёт:
Свёкла да морковка, лука головка.
Помидор да огурец
(Поворачиваются к гостям, разводя руками)
-Вот и сказочке конец!
(Кланяются и бегут на стульчики).
Ведущий выносит блюдо с нарезанной репкой, угощает и ребят и гостей.
Ведущий:
-Угощайтесь, ребятки! Угощайтесь, гости дорогие! А теперь я попрошу гостей похлопать нашим артистам ещё раз. Если будете хлопать тихо, значит, наша сказка вам не понравилась. Если будете хлопать громко, значит, мы к вам ещё приедем и новую сказку покажем.