Нет задачи сложнее, а может важнее, как вырастить здорового ребенка. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Актуальность данного опыта обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберега ющем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса, на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберега ющей направленности. В лучшем случае всё сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительном у отдыху во время каникул. Практика обнажила: судя по статистике, лишь малую часть выпускников школы можно отнести к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребёнок, как правило, не здоров. Следует признать, что современная общеобразовател ьная школа не улучшает здоровья детей. Результаты научных исследований состояния здоровья школьников свидетельствуют о значительном росте большинства заболеваний и функциональных расстройств именно в период обучения детей в школе. За это время 70 % детей переходит из категории здоровых в группу детей, страдающих различного рода функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями. Ситуация усугубляется тем, что в школу из дошкольного учреждения и семьи приходит не менее 80 % детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – от функциональных нарушений до хронических заболеваний. В этих условиях внедрение в практику обучения и воспитания здоровьесберега ющих технологий является одним из эффективных средств, с помощью которых можно предотвратить ряд социальных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья дошкольников. Дошкольное учреждение является центром пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений, навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. И только при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленно й деятельности родителей и педагогов будет обеспечена положительная динамика показателей здоровья детей и их ориентацию на здоровый образ жизни. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из основных задач детского сада. Здоровьесберега ющий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбереже ния и здоровьеобогаще ния; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбереже ние и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ. В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбереже ния и здоровьеобогаще ния в ходе образования, воспитания и обучения. Технология – это инструмент профессионально й деятельности педагога, соответственно характеризующая ся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональны х действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально -педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическом у просвещению родителей. Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –классификация здоровьесберега ющих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбереже ния и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профuлактически е; физкультурно-оздоровительные ; технологии обеспечения социально-психологическог о благополучия ребенка; здоровьесбереже ния и здоровьеобогаще ния педагогов дошкольного образования; валеологическог о просвещения родителей, здоровьесберега ющие образовательные технологии в детском саду. Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактически х мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберега ющей среды в ДОУ. Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированног о воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Пстроение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью. Технологии обеспечения социально-психологическог о благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологическог о самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологическог о и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионально го здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Здоровьесберега ющий педагогический процесс в детском саду - это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбереже ния и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей. Здоровьесбереже ние и здоровьеобогаще ние - важнейшие условия организации педагогического процесса. Таким образом, актуальным является целесообразный подбор современных образовательных программ в соответствии с федеральным стандартом дошкольного образования, с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координацией деятельности всех педагогов и специалистов детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания и оздоровления с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей, интересов, перспектив развития каждого ребенка. К основным направлениям оздоровительной деятельности в детском саду необходимо отности: •организацию санитарно-эпидемиологичес кого режима и создание гигиенических условий жизнедеятельнос ти детей; •организацию здорового сбалансированно го питания; обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания их в детском саду; •организацию лечебно-профилактическо й работы с детьми и сотрудниками; физическое воспитание детей Работа по физическому воспитанию в детском саду должна строится на основе диагностики, которую проводит педагог по физкультуре с участием медицинских и педагогических работников. Результаты заносятся в карту развития ребёнка, и используется специалистами при планировании работы с детьми. Результаты работы обсуждаются на медико-педагогических совещаниях и отражаются в тетрадях здоровья, оформленных в каждой группе. Для создания целостной системы здоровьесбереже ния детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. В учреждении должен быть оборудован физкультурный зал. Уделяться большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На прогулочной территории учреждения необходима оборудованная спортивная площадка: мини-стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование. Мелкое физкультурное оборудование должно быть доступно для детей большую часть дня. Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда детского сада является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами. Большое внимание необходимо уделяться воспитанию устойчивого интереса у детей к спорту и физической культуре, расширению творческого потенциала педагогов и родителей в процессе организации игр и прогулок с детьми с позиций физического развития. Наиболее эффективными формами оздоровления являются: •утренняя гимнастика; •физминутки, динамические паузы; •обеспечение условий для реализации двигательной активности детей в течение дня; •физкультурные занятия, прогулки; •совместные досуги с родителями; •спортивные праздники и развлечения; •спортивные секции; •сбалансированн о е питание в соотношении белков, жиров, растительной пищи, витаминов и микроэлементов. Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском садудолжна строится с учётом структуры усовершенствова нного двигательного режима для детей каждого возраста. Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия. При проведении занятий педагог по физкультуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты и др. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию. Система оздоровительной работы включает в себя: •психологическо е сопровождение развития; •разнообразные виды организации режима двигательной активности ребёнка; •систему работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни; •организацию здорового питания; •оздоровительно е и лечебно-профилактическо е сопровождение. Основные приоритеты для педагогики оздоровления следующие: 1.Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития. 2.Оздоровление - не совокупность лечебно-профилактически х мер, а форма развития психофизических возможностей детей. 3.Индивидуально - дифференцирован ный подход - основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися. В здоровьесберега ющих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогичес кие (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберега ющих технологий обучения. Здоровьесберега ющие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберега ющей педагогики – одной из самых перспективных систем XXI века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критериям её воздействия на здоровье учащихся и педагогов. Здоровьесберега ющее пространство предполагает: •формирование у детей осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализации комплекса здоровьесберега ющихтехнологий в ходе воспитательно-образовательног о процесса, создания психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности; •формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологическог осознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его); •формирование осознанного отношения к здоровью и жизни; •повышение активности родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в ДОУ; •положительная мотивация к здоровому образу жизни в семье: устойчивое желание отказаться от вредных привычек; •активный отдых вместе с детьми; - посещение кружков, проведение закаливающих мероприятий, использование рекомендаций педагогов и врачей. Таким образом, проблема заключается в противоречии между объективной необходимостью изменения и пересмотра всего воспитательно-образовательног о процесса и жизнедеятельнос ти детей в дошкольном учреждении и организации сотрудничества с семьей, в котором бы учитывались психологические особенности дошкольников, прослеживалась взаимосвязь ДОУ и семьи в сберегающей здоровье направленности и отсутствием научно-методического обеспечения, а также недостаточной разработанность ю рассматриваемых проблем в педагогической науке и практике. Здоровье – это первоэлемент и ключ к любому дальнейшему развитию личности. Поэтому основная задача – уделять внимание физическому, психическому и социальному здоровью, которое служит фундаментом для интеллектуально й и творческой надстройки личности. Существующие программы обучения и воспитания не дают возможности организовать воспитательно-образовательный процесс в соответствии с «мерой» здоровья ребенка. Литература: 1. Алямовская. В. «Как воспитать здорового ребёнка». 2. Маханева. М. «Воспитание здорового ребёнка». 3. Ввозная В.И., Коновалова И.Т. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. -М., ТЦ Сфера, 2006. 4. Гордеева В.А. Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ //Управление ДОУ. №8, 2006. 5. Данилина Т.А. Взаимодействие ДОУ с социумом – М.:АРКТИ, 2004. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. -М., 2004. 6. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья //Управление ДОУ №3, 2004.