Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Влияние театрализованной деятельности на развитие творческих способностей у дошкольников

Мурашко Марианна Евгеньевна

воспитатель ГБДОУ № 1Петродворцового района

 

 

 

 

 

Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации заставляет пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. Так, в педагогических исследованиях заметно акцентируется необходимость применения гибких моделей и технологий образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребенка, привлекательные для детей формы организации деятельности.

Специалисты знают, какими большими возможностями для развития ребенка обладают сюжетно-ролевые, театрализованные игры, сочетающие разные виды художественной деятельности, разные виды искусства: литературные произведения, изобразительное искусство, музыка, театр.

В нашем детском саду художественно-эстетическое направление является приоритетным. В качестве развивающей среды для проявления и развития творческих способностей мною была выбрана театральная деятельность.

«Театр – волшебный край, в котором ребёнок радуется играя, а в игре он познаёт мир», - С. И. Мерзлякова

Начиная с младшей группы, я стала чаще использовать элементы театрализации на музыкальных занятиях, развлечениях, праздниках.

Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. В младшей группе уделяю большое внимание отражению сказочных образов животных, анализирую характер движения, интонации: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Использую упражнения по психогимнастике: идёт дождик, дует ветер, выглянуло солнышко, налетела туча. Предлагаю детям игрушки, атрибуты для ряженья, шапочки зверей для разыгрывания «Репки», «Колобка» и др., добиваюсь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. Провожу индивидуальную работу с детьми, поощряю участие детей в инсценировках, желание играть небольшие роли. Дети учатся правильно называть театральное оборудование, бережно к нему относиться, ориентироваться в пространстве зала, следить за развитием действия.

С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняю,

Дети средней группы инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения, при этом большое внимание уделяю речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь. Вместе сочиняем маленькие истории, поддерживаю коллективное придумывание диалогов. Инсценировали «Теремок», «Рукавичку», «Сестрицу Аленушку и братца Иванушку».

Старшие дошкольники уже сочиняют мелодии в жанре колыбельной для мишки, куклы; в плясовом (танец для петрушки, петушков, солдатиков и др.)

В танцевальном творчестве воспитываю интерес и желание двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек. Использую различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики и др. Дети импровизируют на музыкальных инструментах: дудочках, балалайках, барабанах, пианино…

В качестве основного приема по музыкальному движению использую образные музыкально-двигательные этюды. Это маленькие мини-спектакли, которые дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе. Исполняя этюды, дети учатся точно соотносить определенные движения с характером незнакомого музыкального произведения. Музыка активизирует фантазию ребенка, побуждает к творчеству, использованию выразительных движений. Элементы этюдов находят свое место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх, хороводах.

На занятиях провожу речевые упражнения, базой для которых являются считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки. Применяю элементы артикуляционной гимнастики, логоритмики, игры – драматизации, хороводы, инсценировки стихов и песен.

Развиваю представления о нравственных качествах: разбирали ситуации о правилах поведении зрителей на спектакле, где ребята учатся более точно выражать свое отношение к происходящему. Дети должны быть вежливыми, внимательными, вживаться в образ, уметь анализировать свою игру и исполнение других героев.

Использую игры на внимание, фантазию, добиваюсь яркой передачи разнопланового образа. Предлагаю по желанию исполнить сольные партии – песня мышки, лягушки, зайца в театрализации «Теремка».

Одной из возможностей познакомить дошкольников с театральным искусством является проведение праздников и развлечений, в основе которых - игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. Проведение праздника в такой форме позволяет творчески раскрыться каждому ребенку: кто - то показывает себя в большей роли, кто - то в совсем крошечной; робкие, стеснительные дети могут проговорить свои слова хором (по два - три человека).

Использование элементов театрализованной деятельности на музыкальных занятиях и в досуговой деятельностипозволяет решить многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно - эстетического воспитания.

В содержание занятий по театрализованной деятельности включаю:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; 

- игры-драматизации;

- упражнения для социально-эмоционального развития детей;

- коррекционно-развивающие игры; упражнения на дикцию (артикуляционная гимнастика);

- задания для развития речевой интонационной выразительности;

- игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;

- ритмические минутки (логоритмика);

- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук,

- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;

- театральные этюды;                                                                                                

- подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации: жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), и т.д.

В системе работы по театрализованной деятельности большое значение уделяю организации пространственно-развивающей среды.

В моей группе есть центр театрализации созданный фантазией и руками педагогов, способствующий «вхождению» детей в мир театра.  Дети очень любят этот центр, в котором встретится и избушка на курьих ножках, с летящей в ступе Бабою-Ягой и Змеям Горынычем. Как и в настоящем театре в этом уголке тоже есть сцена с занавесом приподнятой над полом на 20 сантиметров. Там же находится гримёрная, где происходит таинство преображения маленьких артистов – создание игрового образа при помощи грима и костюма. В помещении для занятий, которое является одновременно и зрительным залом, размещены  декорации для спектаклей и полки с различными видами кукольных театров. Оборудование и оформление способствует созданию у детей определённого эмоционального настроя, интереса к занятию или спектаклю, предвкушения чего-то необычного волшебного. Для проведения занятий, развлечений и спектаклей были изготовлены декорации, атрибуты, маски, костюмы сказочных персонажей, шапочки, шумовые музыкальные инструменты (банки с крупой, камешками; коробки с палочками и др.)

Приобщаю родителей к подготовке спектаклей: они помогают в создании костюмов, в разучивании наиболее сложных диалогов. Являются зрителями, которые искренне переживают за своих маленьких актёров.

Совместные мероприятия взрослых и воспитанников создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности.

Результатом работы явились следующие достижения:

- у детей появился устойчивый интерес к театрализованной деятельности;

- повысилась творческая активность, самостоятельность в выполнении заданий;

- проявилась эмоциональность, способность «вживаться» в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения;

- умение чувствовать партнёра, играть в коллективе сверстников.

Работа по театрализованной деятельности позволила мне решить и многие педагогические задачи, касающиеся формирования интонационной выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Дети раскрепощаются, повышают свою познавательную и творческую активность. В результате успешно формируется произвольность поведения и психических процессов, что помогает детям активно участвовать не только в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретённые на занятиях, но и в самостоятельной деятельности.

Театрализованная деятельность даёт прекрасные возможности для развития способно­стей к творчеству. И от того, насколько были использо­ваны эти возможности, во многом будет зависеть творческий потен­циал взрос­лого человека.

Материалы данной публикации могут использовать в своей работе руководители театральных студий и воспитатели среднего и старшего возраста дошкольных групп детского сада.

 

Список литературы:

1. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. – Д/В. -1982 №11. стр. 32-38.

2. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Д/В. - 1996 №5. стр. 21-27.

3. Кудрявцев В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диаг­ностике творческих способностей. - Д/В. 1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.

4. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности. М. Владос, 2003г.                  

5. Антипина А.Е.Театрализованная деятельность в детском саду.- М.: 2006г.

6. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: 1991г.

7. Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. – М.: 2007г.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»