Использование дидактических игр в ознакомлении дошкольников с природой
Коломийчук Елена Владимировна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №23
комбинированного вида
Петроградского района Санкт-Петербурга
Природа окружает ребёнка с ранних лет. Воспитание у детей правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с ней одна из целей дошкольного воспитания и образования.
Дидактическая игра – одно из эффективных средств обучения. Её можно использовать как в образовательной деятельности, так и в повседневной жизни, причём часто она возникает по инициативе ребёнка. В дидактической игре познавательные задачи (например, определить свойства и качества предмета, классификация и группировка) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль и др.), что и делает дидактическую игру особой формой обучения – лёгкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний. Дидактические игры на материале природы могут быть самые разнообразные: закрепление представлений о предметах и явлениях природы; упражнение детей в анализе, сравнении, обобщении и т.д.
Планируя образовательную деятельность, включающую дидактические игры, необходимо учитывать не только программное содержание, но и игровые задачи и действия, правила игры. В противном случае происходит процесс «разрушения» дидактической игры.
Каждая дидактическая игра содержит в основном одну-две задачи, которые определяют ход игры.
Пример:
Название игры |
Дидактическая задача |
Ход игры |
«Угадай, что где растет» |
Уточнить знания детей о названии растений и месте их произрастания. Развивать внимание, сообразительность, память. |
Дети стоят в кругу, Воспитатель (или ребёнок) бросает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место произрастания растения (сад, огород, лес и т.д.). Поймавший мяч должен назвать соответствующее растение. |
«Что сначала, что потом?» |
Уточнить знания детей о последовательности протекания сезонов. Развивать умение устанавливать последовательность связи, объяснять свои действия. Развивать внимание, сообразительность. |
Вынуть из конверта картинки и быстро разложить их по порядку (начиная с любой картинки или по заданию воспитателя «начни с этой картинки»). Объяснить, почему так разложил. |
«Когда это бывает?» |
Уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе. Развивать умение детей классифицировать, развивать связную речь, внимание, быстроту мышления. |
Воспитатель (или ребёнок) поднимает картинку с изображением какого-либо сезонного явления (например, листопад). Дети быстро поднимают квадрат соответствующего цвета (жёлтый – осень). Кто-то из детей рассказывает, какие другие явления бывают в это время года. |
При использовании дидактической игры необходимо следовать определённым педагогическим принципам:
1) Опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные, как правило, путём непосредственного восприятия;
2) Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям;
3) Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
4) Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
5) Конкретно и чётко объяснять правила.
С детьми старшего дошкольного возраста интересно проходят разные дидактические игры и упражнения во время экскурсий и прогулок. Так, осенью детям можно предложить игры с листьями: «найди пять листьев с разных деревьев и назови их», «Собери самые красивые листья», «Найди самый большой лист», «Найди дерево или кустарник по описанию», «Узнай на ощупь, с какого дерева лист». Введение элементов соревнования: «кто быстрее…?», «кто больше…?» - повышает интерес детей к этим играм.
Понимание последовательности сезонных изменений растений вызывает некоторое затруднение даже у детей старшей группы. Часто они опускают одно из звеньев процесса, указывают на первое и последнее звенья, выделяя лишь самое яркое, привлекающее внимание («Когда весна придёт, деревья сразу расти начнут. Листочки и цветочки вырастут и семена будут». «Посеем семена и цветы расцветут».). Дидактические игры с картинками, например разные варианты дидактической игры «Что сначала, что потом?», помогают детям уяснить последовательность развития отдельного растения, а также последовательность времён года (осень-зима-весна-лето). Интересно, что меньшее количество ошибок наблюдается при установлении детьми последовательности сезонов, особенно в тех случаях, когда задание не ограничивается предложением «начни с осенней или летней и т.д. картинки», а ребёнок начинает с картинки по своему усмотрению. В таких случаях дети обычно начинают с картинки соответствующей настоящему сезону. При конкретизации задания трудность вызывает последовательность, начинающаяся с весеннего времени года. Наименьшее число ошибок приходиться на последовательность «осень-зима-весна-лето». Очевидно, это связано с тем, что ознакомление детей с сезонными явлениями в природе в детском саду начинается в любой группе с осени.
Задание, данное воспитателем: «Разложи по порядку картинки, покажи, что бывает раньше (сначала), что потом, и расскажи, почему ты так разложил»,- требует от ребёнка не только предметного действия, но и его объяснения. Задание лучше давать паре детей, все остальные проверяют, насколько правильно и быстро они его выполняют. Постепенно требования к выполнению заданий повышаются: оно должно быть более самостоятельным, быстрым, объяснения более полными. Сокращается время выполнения задания.
Для упражнения ребят в классификации явлений природы по сезонам проводятся игры с картинками, изображающими сезонные явления в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей, например игры «Устроим выставку картин на тему «Зима – лето», «Когда это бывает».
Цель игры «Устроим выставку картин на тему «Зима – лето» - уточнение знаний детей об особенностях этих сезонов, развивать умение обобщать. Игровое действие может выступать в двух планах: кто быстрее отберёт картинки, кто лучше расскажет. Ребёнку необходимо объяснить свой выбор, если он затрудняется предложить ему дополнительные вопросы: «Объясни, почему эти картинки ты повесил на «зимнюю» (или «летнюю») выставку», «Вспомни, когда это бывает», «Видел ли ты такое осенью, (весной)?».
Постепенно дети подходят к полному выполнению задания, т.е. мотивируют своё распределение картинок.
Приобретение умения классифицировать, сравнивать и обобщать в большей степени способствует развитию речи детей, которая становится связной и довольно выразительной.
Поскольку в процессе ознакомления детей с сезонными изменениями в природе воспитатель показывает им и сезонный труд людей, в дидактических играх используются и соответствующие картинки. Классифицируя их по принадлежности к тому или иному сезонному труду, дети обстоятельно объясняют, употребляя правильную терминологию, почему они именно так разложили картинки.
Постепенно в набор картинок включаются картинки, характеризующие разные периоды одного сезона, и в соответствии с этим изменяется задание: «Расскажи, когда это бывает: в начале, в середине или конце сезона; что бывает потом?».
Для поддержания интереса остальных детей при выполнении задания одним из них, предлагается им анализировать действия и ответы этого ребёнка, не оставлять без внимания их замечания, поддерживать споры, направлять детей на нахождение правильного решения. Всё это способствует развитию доказательной речи. Так, коллективно дети подходят к правильному и точному выполнению задания. Ребята довольно свободно оперируют своими знаниями, передают в речи последовательность явлений, устанавливают их причины, используя в речи правильную терминологию.
С детьми старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности, а также в свободное время проводятся и другие дидактические игры, способствующих усвоению сезонных изменений в природе. Некоторые из них даны в приложении.
Предлагаю примерные планы образовательной деятельности, частью которых может быть дидактическая игра.
«Беседа об осени» (старшая группа):
1) Беседа по вопросам «Что нам осень подарила в саду, огороде, лесу?»;
2) Дидактическая игра «Магазин «Фрукты, овощи, ягоды».
«Беседа о животных» (подготовительная к школе группа):
1) Чтение рассказа Ю. Дмитриева «Хитрецы и невидимки»;
2) Дидактическая игра «Кто летает, прыгает, плавает?».
«О временах года» (подготовительная к школе группа):
1) Дидактическая игра «Когда это бывает?»;
2) Рассказы детей «Моё любимое время года».
Широкое использование дидактических игр и упражнений даёт возможность воспитателю помочь детям научиться анализировать окружающий мир и, следовательно, развивать их мышление в процессе знакомой, доступной, приятной им деятельности.
Приложение:
Дидактические игры для старшего дошкольного возраста.
Магазин «Фрукты, ягоды, овощи»
Подготовка к игре |
Цель игры |
Игровое действие |
Правила игры |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Подборка картинок (или муляжей). Изображающие фрукты, ягоды и овощи. Изображение должно быть реалистическим и красочным.
|
Развивать умение детей точно описывать внешний вид (цвет, форму), вкус место произрастания; проверить, правильно ли они понимают и умеют пользоваться обобщающими словами (фрукты, овощи, ягоды). |
Дети выбирают продавца. Покупатель подходит к столу, где разложены картинки (муляжи). Не называя, он описывает фрукты (овощи, ягоды) которые хочет купить. Продавец отгадывает и даёт соответствующую картинку |
Ребёнок должен так описать картинку, чтобы продавец понял, что он хочет купить. Продавец продает продукты (отдаёт картинку) только тому, кто правильно выполнил задание |
Игра может проводиться и для детей среднего возраста. Подбор картинок осуществляется в соответствии с возрастом. |
Кто летает, прыгает, плавает?
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Подбор картинок с изображением животных, птиц, насекомых, пресмыкающихся, которые могут быть классифицированы по принципу: «летают», «прыгают», «плавают». К игре приготовлено 3 цветных круга, условно обозначающих классификацию: «летают» - зелёный», «прыгают» -жёлтый, «плавают» - синий. |
Уточнить знания детей о способах передвижения животных; развивать умение классифицировать по этому признаку; развивать внимание, память. |
Выбираются трое водящих, которым выдаются условные знаки (круги). Всем остальным раздаются картинки с изображением животных. По команде дети должны собраться вокруг водящих. Каждый около водящего с условным знаком соответствующим его картинке. |
Дети не должны знать заранее, у кого из водящих какой цвет условного знака. Водящий показывает знак только по команде воспитателя. Выигрывает та команда, которая быстрее выполнила задание, правильно назвала изображённых животных, птиц. Насекомых и пр. |
Игру можно усложнить: 1.Включить новые задания: «Кто ползает, бегает?»; 2.Увеличить количество картинок. |
Когда это бывает?
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Подбираются 4 серии предметных и сюжетных картинок по временам года, изображающих сезонные изменения в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей. Всем играющим дают 4 квадрата разного цвета, каждый цвет обозначает определённое время года. |
Уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе; развивать внимание, быстроту мышления. |
Воспитатель (ребёнок) поднимает карточку с изображением какого-либо сезонного явления (например, листопад). Дети должны быстро поднять квадрат соответствующего цвета. |
За быстрый и правильный ответ ребёнок получает фишку, Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек. |
Другой вариант игры: 1.Устроить выставку картин «зима-лето», «весна-осень» и т.д. (отобрать картинки и рассказать, почему именно эти картинки отобрал). 2.Не показывая картинку, рассказать так, чтобы все поняли, какое время года нарисовано |
Угадай, что где растёт.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Игра словесная, проводится со всеми детьми или с группой детей вне непосредственно образовательной деятельности. |
Уточнить знания детей о названии и месте произрастания растений, развивать внимание, сообразительность, |
Дети сидят или стоят по кругу. Воспитатель (или ребёнок) кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растёт данное растение: сад, огород, лес и т.д. |
Ребенок, поймавший мяч должен назвать растение. За быстрый и правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек |
1. Можно играть командами, выигрывает команда, набравшая больше фишек. 2. Другой вариант игры (с картинками) – по типу лото. У детей картинки (сад, луг, лес и т.д.). Ведущий поднимает картинку и называет растение. Её берёт тот, у кого есть соответствующая большая. Выигрывает тот, кто правильно соберёт все свои картинки. 3. Можно проводить со средней группой. |
Весной, летом, осенью.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Подготовить три большие картинки с изображением весны, лета и осени и маленькие, на которых нарисованы растения цветущие весной, летом и осенью. |
Уточнить знания детей о времени цветения отдельных растений. Учить классифицировать по этому признаку, развивать память, сообразительность. |
Игра может быть проведена так же, как и игры: «Когда это бывает?», «Угадай, что где растёт».
|
Что сначала, что потом?
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Подготовить конверты с картинками с изображением разных периодов сезонов. |
Уточнить знания детей о последовательности протекания сезонов; развивать внимание, быстроту мышления. |
По команде ведущего ребёнок вынимает картинки из конверта и быстро раскладывает по порядку. Начиная с любой картинки или по заданию воспитателя. |
Начинать только по команде ведущего. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание. |
Другой вариант игры: Дети раскладывают картинки, изображающие последовательность развития отдельного растения (например, земляники, яблони, гороха и др.). |