Конспект открытого занятия с детьми среднего возраста учителя-логопеда
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ
Трясунова Т.Б.
Цель: формировать представление о домашних животных и их детёнышах весной.
Задачи:
- Коррекционно-общеобразовательные:
- Обогащать словарь по теме (закрепление названий домашних животных и их детёнышей, глаголов «сторожит», «ловит», «мычит», «лает», «мяукает»; введение в словарь новых слов: «жеребёнок», «жеребята», «блеет», а также глаголов, обозначающих трудовые действия: «кормить», «поить», «чистить», «ухаживать».
- Упражнять в образовании имён существительных при помощи суффиксов –ёнок,
-ок, - ят и употреблении в речи простого предлога У.
- Формировать обобщающее понятие «домашние животные».
- Формировать умение соотносить силуэтное изображение предмета с его реальным изображением.
- Коррекционно-развивающие:
- Развивать зрительное восприятие, внимание и память.
- Развивать зрительно-пространственные функции; умение составлять целостный образ предмета из частей; накапливать зрительный опыт.
- Развивать слуховое внимание и память (закреплять умение договаривать слова и словосочетания в стихотворениях), артикуляционную моторику, длительный и плавный речевой выдох с голосовым сопровождением при воспроизведении звукоподражаний.
- Развивать темп и ритм речи, координировать речь с движением.
- Развивать мелкую моторику, конструктивный праксис, логическое мышление.
- Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное речевого общение, коммуникативные свойства личности.
- Воспитывать желание помогать другим.
Предварительная работа
- Чтение художественной литературы: Л. Н. Толстой «Мальчик стерёг овец…»
М.М. Пришвин. Произведения для детей, Друзья человека. Рассказы о животных и др.
- Подбор картинок, фотографий с изображением домашних животных и их детёнышей.
- Беседа « Домашние животные – помощники человека».
- Раскрашивание силуэтных изображений домашних животных; обведение изображений домашних животных и их детёнышей по пунктирным точкам; раскрашивание одного животного из «наложенных» друг на друга изображений;
- Складывание картинок из частей, пазлов.
- Разучивание потешек, стихов, разгадывание загадок по теме.
Оборудование:
Ширма, кукла бабушка-Забавушка, предметные картинки с изображением домашних животных, разрезанные на 4-7 частей картинки с изображением домашних животных, магнитная доска, ИКТ.
Используемые технологии:
- Здоровьесберегающие
- Личностно-ориентированные
- Игровые
- Полисенсорные
- Проблемное обучение
- Обучение в сотрудничестве (групповая работа)
Ход занятия
- Организационный момент
Чтение весенней заклички.
Выходи, народ,
Становись у ворот –
Весну закликать,
Тепло встречать,
Гостей привечать.
Детиздороваются с гостями.
- Основная часть
Логопед. Ребята, сейчас мы с вами отправимся в деревню к бабушке. Садимся в поезд друг за другом, поехали …
Лады, лады, ладушки.
Едем в гости к бабушке.
К нашей милой бабушке,
Бабушке – Забавушке.
Появляется кукла (бабушка – Забавушка), говорит:
Рано утром я встаю,
Всех животных подниму,
Их почищу, напою,
В чисто поле отведу.
- Отгадывание загадок. Выполнение артикуляционных упражнений, воспроизведение звукоподражаний.
Логопед. Кто из ворот к нам выходит? «Копна, спереди – вилы, сзади – метла» и мычит: «Мууу, молока кому?»
Дети. Корова!
Логопед. Правильно, это корова. Слайд 1 «Корова». Давайте и мы ей в ответ помычим: му-у-у-у. Что любит корова?
Дети. Травку.
Логопед. Правильно, пожевать травку. Весной она сочная, вкусная.
Детипо показу логопеда начинают выполнять круговые движения губами из стороны в сторону, затем упражнение «трубочка» - «улыбка».
Логопед. Идём дальше, стоит во дворе сарай, а там кто-то чавкает, хрюкает. «Рыльце лепёшкой, с копытцами ножки, толстое брюшко, нос пятачком, а хвостик – крючком.
Дети. Это свинья!
Логопед. Правильно, это свинья. Слайд 2 «Свинья». Свинка наелась похлёбки, она устала и язык высунула (упражнение «лопата», затем «лопата» - «жало»).
Выгнул спину он дугой, замяукал. Кто такой?
Дети. Это кот. Слайд 3 «Кот».
Логопед. Правильно, это котёнок Васька мурлычет, приговаривает: «Проходите в дом». Мы с котёнком поиграем, молочка мы полакаем (упражнение «сладкое варенье»). А теперь помяукаем, как котята: мяу, мяу…
Логопед. Ой, кто это рычит, в дом не пускает: «В дом чужого не пущу, я с хозяином дружу и дом сторожу.
Дети. Собака.
Логопед. Правильно, это собака. Слайд 4 «Собака». Как она лает?
Бабушка-Забавушка, а кто ещё у тебя есть? Каких домашних животных ты держишь?
Бабушка. Есть у меня ещё лошадка и козочка. Слайды 5 – 6 «Лошадь», «Коза».
Логопед. А кого ты больше любишь?
Бабушка. Всех люблю, каждый на своём месте помощник.
Логопед. Бабушка, а мои ребята тоже многое умеют. Послушай, как они будут звонко цокать, как твоя лошадка (упражнение «лошадка цокает»); речь с движением «цок-цок-цок лошадка скачет…». Садитесь, ребятки, вы, наверное, устали с дороги.
Детисадятся.
- Игра «Кто голос подаёт?»
Логопед просит одного ребёнка встать за ширму. Показываю ему картинку с изображением того или иного домашнего животного. Ребёнок воспроизводит звукоподражание, а остальные дети отгадывают, кто это. Если дети отгадали верно – из-за ширмы показываю картинку. Если нет, звукоподражание повторяется. Далее выходит другой ребёнок.
- Игра «Помоги маме найти детёныша»
Бабушка. Ребятки, что же мне делать? Весной у моих животных появилось потомство, но детёнышей много и они потеряли своих мам. Слайд 7 «Взрослые животные и их детёныши».
Дети с помощью логопеда помогают определить, где чья мама и называют детёнышей по очереди. У свиньи – поросёнок, поросята (Слайд 8), у коровы – телёнок, телята (Слайд 9).
Логопед. Сегодня мы узнаем, как называются детёныши лошади. Это жеребёнок и жеребята. Слайд 10. Далее идут слайды: у козы – козлёнок, козлята (Слайд 11); у собаки – щенок, щенята (Слайд 12), у кошки – котёнок, котята (Слайд 13). Обобщаем: здесь находятся домашние животные и их детёныши.
- Бабушка-Забавушка предлагает ещё одно задание: «4-ый лишний»
Слайд 14 Медведь, корова, лошадь, коза
Слайд 15 Медведь, лиса, коза, заяц
Дети объясняют свой выбор (находят общие закономерности и выделяют лишнюю картинку).
- Игра «Чей силуэт»
На интерактивной доске появляется силуэтное изображение коровы и свиньи. Слайд 16.
Бабушка-Забавушка просит отгадать, кто из животных спрятался? При правильном ответе появляются цветные изображения домашних животных. Таким же образом предъявляются силуэты кошки и собаки (Слайд 17), козы и лошади (Слайд 18).
- Пальчиковая гимнастика.
Детирассказывают и показывают её бабушке.
Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»
Подставляй ладошку, Вытягивают вперёд руку ладошкой вверх.
Расскажу про кошку. Гладят ладонь другой рукой.
Будем пальчики считать? Шевелят пальчиками.
Будем пальчики считать! Сжимают пальцы в кулак и разжимают их.
Раз-два-три-четыре-пять! Поочерёдно загибают пальчики на руке.
Вот – кулак, Сжимают пальцы в кулак.
А вот – ладошка. Разжимают их.
На ладошку села кошка! Ставят на ладонь пальцы второй руки.
И крадётся потихоньку, «Пробегают» пальчиками по руке до плеча.
И крадётся потихоньку …
Видно, мышка там живёт! Прячут кисть другой руки в подмышечную
впадину.
Последнее задание от Бабушки:
- «Собери картинку из частей»
Детискладывают изображения домашних животных из 4 – 7 частей в зависимости от индивидуальных возможностей.
Заключительная часть.
- Подарок от Бабушки. Контурные изображения домашних животных и их детёнышей для раскрашивания.
- Подведение итогов, возвращение из деревни в детский сад.