Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
через театрализованные игры
Чуканова Екатерина Вячеславовна
воспитатель МДОУ ЦРР д/с№2 «Солнышко» Липецкая область, с.Красное.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития всех видов способностей и психических функций, однако особенно важно уделять достаточно внимания развитию творческих способностей. Существует множество различных видов деятельности, направленных на формирование и развитие творческого потенциала детей, но в данной статье речь пойдет о театрализованных играх. Это наиболее эффективный и наглядный способ привить детям необходимые навыки и умения, научить их действовать в определенных ситуациях, показать на конкретных примерах некоторые законы жизни и правила. Кроме того, именно через игру дети могут научиться мыслить и обдумывать свои поступки, именно в игре они могут раскрыть свои таланты и скрытые способности, что непременно пригодится им в дальнейшем обучении и в дальнейшей практической жизни.
Известно, что для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение. "Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.", - писала Н.К. Крупская.
Игра созвучна природе ребенка. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
Игра, как говорил Л.С. Выготский, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.
На практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
- развлекательную(это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную(освоение диалектики общения);
- самореализации (в игре как полигоне человеческой практики);
- игротерапевтическую(преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);
- диагностическую(выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);
- функцию коррекции(внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
- межнациональной коммуникации(усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей);
- социализации(включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития).
Что касается театрализованных игр, то они непосредственно связаны с другими видами деятельности дошкольников. Они органично вливаются в занятия по таким темам как окружающий мир, художественная литература, развитие речи, конструирование, изобразительная деятельность. Кроме того, большинство подобных игр и упражнений могут применяться на занятиях по математике, ритмике, на музыкальных и физкультурных занятиях.
В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют
развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.
Таким образом, театр в дошкольной практике способен решить ряд важных проблем, таких как:
- формирование эстетического вкуса;
- нравственное воспитание;
- художественное образование и воспитание детей;
- развитие коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения);
- воспитание воли;
- развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (монологической и диалогической);
- создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности;
- решение конфликтных ситуаций через игру.
Применение театрализованных игр на занятиях помогает детям раскрыть свой духовный и творческий потенциал, раскрепоститься и таким образом приобщиться к социальному миру взрослых.
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.B. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С. Фурмина и др.). Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Здесь возможна импровизация, которая может касаться не только текста, но и сценического действия. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Л.В.Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников:
Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.
Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.
Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности, здесь наиболее важна интонация и мимика.
Л.В.Артемова предлагает классификациюрежиссерских игр в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой и др.
Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.
Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.
Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Это во многом зависит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.
Используемая литература:
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. - №4.
2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
4. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании: Сборник статей и речей. – М., 1973.
5. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. - Великий Новгород, 2006.