Информационно - коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Это нашло отражение во многих документах, которые приняты правительством Российской Федерации. Так, например, в распоряжении Правительства от 07 февраля 2011 года « О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы» говорится следующее: «…стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующей приоритетной задачи: обеспечение инновационного характера базового образования…»
ГБДОУ детский сад № 51 является экспериментальной площадкой по теме: «Использование ИКТ в целях коррекции различных нарушений речи, формирования речевых и языковых средств, а также развития психических функций дошкольников».
Рассмотрим один из аспектов использования ИКТ в развитии грамматического строя речи.
Известно, что в логопедии под грамматическим оформлением речи считается соблюдение грамматических законов и правил, присущих данному языку.
К 5 годам ребёнок в условиях нормального речевого развития практически овладевает основными законами морфологии и синтеза. Он правильно строит не только простые, но и многие конструкции сложных предложений. Но детям с речевой патологией характерно отставание в сроках усвоения грамматических норм, задержка характерных для детской речи неправильных грамматических форм, присутствие в речи необычных для русского языка «грамматических форм». Всё это приводит к стойким аграмматизмам в речи.
Исследования показали, что большинство изучаемых параметров грамматических категорий у детей с речевой патологией находится на низком уровне и уровне ниже среднего.
Ребёнок с нормально развивающейся речью обладает врождённой способностью к словоизменению и словообразованию, что проявляется уже в раннем возрасте, а у детей с речевой патологией даже старшего дошкольного возраста развитие требует определённой коррекционной работы, которая включает обогащение словарного запаса, объяснение ребёнку смыслового значения впервые встретившихся и не совсем понятных ему слов, формирование навыков словообразования, формирование грамматически правильной устной речи.
В ходе коррекционно-логопедического воздействия сформировался алгоритм работы над любой грамматической категорией. Ребёнок наблюдает, как конструирует определённую модель педагог. Затем ребёнок включается в подражательную речевую деятельность, употребляя и изолированную грамматическую форму и грамматическую форму в развёрнутой речи.
С целью повышения эффективности коррекционно-логопедической работы на базе детского сада создана медиатека. Она включает различные мультимедийные технологии (аудиотека, фильмотека, компьютерные игры, флеш-игры, клипы, презентации PowerPoint, фильмы WindowsMovieMaker, презентации mimio).
Особенно широкое применение в детском саду получили авторские презентации в программеPowerPoint. Например, дидактическое упражнение «Найди маму» позволяет реализовать интеграцию образовательных областей, таких как «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Познание. Решаются задачи – употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование числительных и прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Дидактическое упражнение « Чьи уши, чей хвост?» закрепляет образование притяжательных прилагательных. При подготовке к занятию можно менять задания – в рабочем фоне двигается ёлка, появляются уши, хвост. Дидактическое упражнение «Какой сок можно купить в магазине?» помогает освоить употребление относительных прилагательных. Здесь помогут карточки – подсказки. Например, два пакета апельсинового сока и одну бутылку морковного сока должна купить Маша. Предложенные дидактические упражнения позволяют также работать над построением предложений различных конструкций.
Современное высокотехнологическое мультимедийное устройство мимио позволяет создавать интерактивную среду там и тогда, где и когда это необходимо по педагогическим соображениям, используя вертикальные и горизонтальные поверхности.
Обобщенный опыт показал широкие возможности компьютерного практикума, в том числе по развитию грамматического строя речи. Использование компьютерных технологий позволяет реализовывать принцип интеграции образовательных областей с приоритетным решением воспитательных задач, достигать желаемого коррекционно-образовательного эффекта в более короткие сроки, повышать мотивацию детей к трудным для них видам деятельности, расширяет возможности индивидуализации коррекционного процесса за счёт выбора уровня сложности заданий, самостоятельного использования детьми игрового информационного материала в повседневной практической деятельности для получения и закрепления знаний.
С помощью мимио-технологии авторским коллективом учителей – логопедов разработан инновационный продукт «Мимио-калейдоскоп», состоящий из серий игр и игровых упражнений по коррекции речи.
«Мимио-калейдоскоп» включает блоки: «Флора», «Фауна», «Мир человека», «Времена года».
Каждый блок структурно разделён на две части: (инструкцию по эксплуатации и дидактический материал – компьютерную игру). В инструкции приведены методические особенности при работе с программным обеспечением, также представлено описание используемых компьютерных игр. С инструкцией по эксплуатации рекомендуется познакомиться перед игрой, однако непосредственно в каждую страницу продукта включено методическое сопровождение (для использования во время организации совместной деятельности, специально организованной деятельности, индивидуальной деятельности дошкольника).
Игры имеют свою специфику в следующем:
1. Инновационный продукт «Мимио-калейдоскоп» является Мимио-компьютерным практикумом, целью которого является развитие и коррекция речи у дошкольников, а также развитие интеллектуальных, познавательных и коммуникативных способностей детей, социализация дошкольников в современном мире. В основе практикума заложена компьютерная дидактическая игра.
2. Методологической основой инновационного продукта является деятельностный подход к применению новых информационных технологий в детском саду, который состоит в том, что в результате внедрения компьютерного практикума ребенок приобретает знания, необходимые для овладения практическими и исследовательскими умениями.
3. Инновационный продукт предусматривает индивидуальный подход к дошкольнику, приучает его к самостоятельности, развивает самоконтроль.
4. В процессе работы с мимио - играми, ребенок приобретает уверенность в себе, ведь у него есть возможность самому исправлять ошибки.
5. Педагог получает возможность:
- реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и коррекции детей;
- использовать готовый комплекс упражнений, в зависимости от особенностей детей проектировать различные занятия-практикумы;
- предложить выполнить детям задания самостоятельно;
- чередовать задания «Мимио» с традиционными заданиями.
6. Ребенок получает возможность:
- включиться в новый вид деятельности;
- приходить к верному решению самостоятельно, повышая успешность своей деятельности и мотивацию обучения;
- выполнять задания увлекательно, имея уникальную возможность проводить различные интерактивные действия с объектами (двигать, перемещать, растягивать и.т.д.).
7. Интерактивные Мимио - игры можно использовать как демонстрационный материал во время объяснения нового, и как практические виртуальные задания.
8. Интерактивный продукт «Мимио-калейдоскоп» имеет ряд преимуществ: здоровье сберегающий компонент (ребенок не находится непосредственно за компьютером), возможность индивидуализации деятельности детей (работа в индивидуальном темпе, учет особенностей восприятия), самостоятельное получение выводов и самопроверка, а так же умение работать в парах и малых подгруппах.
Эти ресурсы обеспечивают развитие активно-деятельной формы познания, коммуникации и социализации.
Современное высокотехнологичное мультимедийное устройство мимио позволяет создавать интерактивную среду там и тогда, где и когда это необходимо по педагогическим соображениям, используя любые вертикальные и горизонтальные поверхности.
Основные разделы mimioStudio: Инструменты – набор инструментов для разработки и предъявления учебных материалов; Блокнот – рабочее поле, на котором создаются все изображения; Галерея – коллекция готовых объектов.
Информация выводится на экран из компьютера, а дошкольник, стоя у доски, имеет возможность выполнять различные действия с помощью стилуса: выделять необходимый объект, перемещать его с места на место. В основном это набор привычных манипуляций, которые поддерживаются пользовательским интерфейсом установленной программы. Благодаря возможностям «Мимио» можно поверх выведенной на экран информации делать необходимые заметки и комментарии – писать, рисовать… Необходимо, чтобы набор инструментов был постоянно доступен для дошкольника, поэтому они собраны вместе на специальной панели, которая должна постоянно присутствовать на экране.
Основные инструменты:
«Выделение» - с его помощью пользователь указывает на объект, над которым предполагается произвести какие-либо действия: изменение положения, группировка («Птичья столовая», «Новоселье» и т.д.);
«Перо» - предназначен для проведения линий различной формы, разной толщины и цвета («Ребусы», «Лабиринты» и т.д.);
«Ластик» - позволяет стирать линии и графические элементы;
«Маркер» - с его помощью можно провести полупрозрасную жирную линию произвольного цвета («Накорми тюленей», «Найди сообщества» и т.д.);
«Приложение» - предлагает список дополнительных функций: затемнение – позволяет закрыть часть подготовленного экрана; прожектор дает возможность увидеть часть изображения на затемненном экране.
В Мимио-компьютерных играх используется набор интерактивных моделей:
Кубик – при нажатии на кубик он «выкидывается» случайным образом («Кто пасется на лугу?», «Какая птичка быстрее долетит до кормушки?», «В мебельном магазине» и т.д.);
Волчок – вертушка с разноцветными секторами, стрелка которой случайным образом останавливается на одном из секторов («В гостях у сказки», «Кто как голос подает?» и т.д.);
Секундомер – для установки и отслеживания времени («Кто быстрее соберет картинку?», «Кто быстрее оденет Машу на прогулку?» и т.д.);
Флеш-термометр – показывает температуру («Зимовье зверей», «В гостях у старичка-Годовичка» и т.д.)4
Мыльные пузыри– при нажатии они лопаются, за пузырем спрятан ответ («Подбери пару», «Прятки» и т.д.).
Приведены скриншоты игр, входящих в «Мимио - калейдоскоп». Например, дидактическая игра «Поможем Маше и Мише собраться на прогулку. Работая стилусом у доски, ребёнок достаёт из шкафа предметы одежды и рассказывает, кому как он помогает. В игре «У кормушки» происходит усвоение предложно-падежных конструкций, предоставляется возможность ребёнку самостоятельно работать у доски, выполняя задания учителя-логопеда, или передвигать птичек по своему желанию и рассказывать об этом.
Интерактивные Мимио-игры можно использовать как демонстрационный материал во время объяснения нового, и как практические виртуальные задания для развития грамматического строя.
При организации совместной деятельности учителя-логопеда с детьми, пи специально организованной индивидуальной деятельности дошкольника с использованием «Мимио» обязательно должны выполняться упражнения на снятие статического напряжения после работы со стилусом на интерактивной доске и офтальмотренаж.
Таким образом, использование ИКТ в дошкольных учреждения позволяет повысить мотивацию детей, сократить сроки коррекционной работы, достичь желаемого коррекционно-образовательного эффекта в более короткие сроки и индивидуализировать коррекционный процесс за счёт выбора уровня сложности задания.