Дидактические игры с блоками Дьеныша
и палочками Х.Кюизенера
Бегеза Екатерина Владимировна
В дошкольных учреждениях успешно используется дидактический материал "Логические блоки" разработанный Дьенышем для развития логического мышления у детей.Блоки-универсальный материал.
Блоки формируют навыки,необходимые для решения логических задач:умениевыявлять в объектах рахнообразные свойства,называть их,обозначать словом их отсутствие,абстрагировать и удерживать в памяти одно,два или три свойства,обобщать объекты по одному,двум или трем свойствам.Они дают представление о алгоритмах,кодировании информации,логических операциях.Игры способствуют развитию речи:малыш вынужден строить высказывания с союзами "и" ,"или",частицей "не".
Но у многих детей операция объединения двух свойств вызывает затруднение.Для этого были разработаны игровые пособия "Дверь превращений" и "Балкончики для блоков".Дети в игровой форме овладевают сложными действиями объединения свойств предмета.
"Балкончики для блоков".
В пособии сменные картинки в виде карточек со свойствами предметов.11 карточек с прямыми свойствами и 11 с отрицанием свойств.Их можно изготовить самим или воспользоваться готовыми.Понадобится стандартный набор блоков Дьеныша.На картоне закреплены балкончики:два по вертикали,четыре по горизонтали для свойств,на их пересечении еще восемь для фигур из набора.
Дети меняя по координатным осям свойства предметов,знакомятся впервые с плоской системой координат.Затем совмещая свойства по горизонтали и вертикали находят для предмета нужный балкончик.
"Лото".
При работе с блоками можно использовать лото.Игра стандартная,но вместо фишек из мешка будем доставать блоки из стандартного набора.А карточки расчертим на клетки.И в каждой клетке поместим зашифрованную фигуру из блоков.Воспитатель или ребенок достают фигуры из мешка по одной,а игроки находят ее у себя по описанию.Таким образом закрепляется условное обозачение блоков и их свойства.
"Дверь превращений".
Два листа картона склеивают углом.В картоне вырезают дле двери.Использутся набор карточек со свойствами 22 штуки,ковролин,набор блоков.
Воспитатель или ребенок показывает предмет из набора,а потом загадывает свойство.Фигуру помещают в одну дверь,а потом она выходит в другую видоизмененной согласно задуманному свойству.Дети проверяют правильность операции.
Возможен вариант,когда фигуру помещают в первую дверь,потом она выходит из второй,а дети угадывают что в ней изменилось:какие свойства.Находят соответствующие карточки и помещают их на фланелеграф.
Еще одним универсальным материалом являются палочки Х.Кюизенера.Они так же часто используются на занятиях по ФЭМП.Дети с удовольствием изучают сложные темы на основе цветных палочек.В частности им необходимо запомнить связь чисел от 1 до 10 и цвета.
1-белый
2-розовый
3-голубой
4-красный
5-желтый
6-сиреневый
7-черный
8-вишневый
9-синий
10-оранжевый
"Домино .Палочки Кюизенера".
Для более эффективного изучения темы "Число-цвет" я придумала домино.Игра известная,но вместо привычных точек я использовалачисла и цвет палочек Кюизенера.Можно использовать различные комбинации чисел и цвета.Например,один комплект для чисел от 1 до 5 и белого,розового,голубого,желлтого,красного цветов.А другой комплект для чисел от 6 до 10 и сиреневого,черного,вишневого,синего,оранжевого цветов.
Различные варианты игры.
1.Играем цвет-цвет,число-число.
Соотносим в правильном порядке цвет с цветом,а число с числом.
2.Играем цвет-число.
соотносим в правильном порядке цвет и число.