Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Старченкова Алла Владимировна

Воспитатель ГБДОУ детский сад № 62 Кировского района Сант-Петербурга

 

 

Несколько способов воздействия на ребенка и что из этого может получиться:

- Приказ ( распоряжение, команда). Если постоянно при общении с ребёнком используется приказ, не воспитывается самостоятельность, активность, развивается неуверенность, ребёнку трудно ориентироваться в  жизни и он быстрее может попасть под влияние другого человека. Для него будут характерны такие черты, как приспособляемость, тревожность, чрезмерная исполнительность и пассивность.

- Просьба( взамен приказа).Самая универсальная форма общения с ребенком. Ребенку предоставляется возможность самостоятельно принимать решения, воспитывает уверенность в себе и право выбора остается за ним, так как в этой форме есть шанс на отказ, приказ такого шанса не дает.

- Решение . Эта форма общения при постоянном использовании может сформировать у ребенка привычку безусловного и постоянного послушания, бездумного доверия. При этом у ребенка развивается несамостоятельность, зависимость, покорность, а иногда и протест.

- Совет ( взамен решения). Эта форма позволит взрослому указать на способ поведения, который ему кажется приемлемым с данной ситуации, но тем не менее не обязующая исполнять ребенку его досконально. Совет предоставляет ребенку возможность быть самостоятельным.

- Допрос. Такая форма воздействия на ребенка  состоит в получении от ребенка соответствующей информации об известных ему событиях, обстоятельствах. При такой форме общения постепенно развивается скрытность, лживость, замкнутость, угодничество, трусость, а часто неприятие и протест против мелочного надзора.

- Доверительная беседа ( взамен допроса).Это обмен мнениями, построенный на доверии друг к другу, располагает ребенка к откровенности и позволяет взрослому понять состояние души и оказать ему действенную помощь. Впрочем , помощь уже оказана тем, что ребенок смог выразить себя, высказать себя для себя.

- Критика. Это опасная форма дать оценку ребенка, порождает у ребенка тревожность. У каждого есть положительные и отрицательные черты и важна объективная оценка не самого человека , а его поведения и поступков.

- Акцент на достоинствах( взамен критики).В ходе общения с ребенком подчеркивание положительных сторон его поведения либо характера вселяет в него уверенность, придает смелости в начинании дела, в высказывании собственных суждений, в проявлении отношений.

 

- Ярлык. Шаблонная, стандартная, обычно отрицательная форма и очень краткая характеристика. Использование ярлыков вызывает сопротивление, отторжение, отчуждение, неадекватную самооценку, а впоследствии примирение, безразличие или агрессивность, которую ребенок обязательно переносит на другого человека.

- Симпатия ( взамен ярлыка).Эта форма инициирует доброжелательность ребенка, раскрепощает и тем самым раскрывает все ресурсы его личности, успокаивает и снимает тревожность.

- Угроза. Подавление личности, намерение взрослого наказать ребенка в случае непослушания. Постоянное использование угрозы развивает страх и беспокойство, в результате сильные натуры ожесточаются, а слабые ломаются.

- Проекция результата ( взамен угрозы)Возлагает на ребенка ответственность за его поведение, развивает способность предвосхищению последствий  поступка.

- Нравоучение.  Нотации и нравоучения вызывают сопротивление, раздражение и безразличие  у ребенка , воспитываются скептики , циники и демагоги.

- Стать на позицию ребенка. Значит понять причины его поведения , почувствовать его состояние и порождает в ребенке  уверенность и доброе отношение к людям.

- Уход от решения проблем. Развивается у ребенка неуверенность в себе инфантильность, беспомощность, возникает чувство безысходности , а в последствии и отчуждение. Развивается привычка уходить от решения сложных жизненных проблем.

- Обсуждение на равных( взамен ухода от решения проблем). Совместное осмысление              ситуации, обмен мнениями о ее исходе  помогают ребенку почувствовать себя защищенным, поверить в то, что взрослый всегда радом и готов помочь в сложных обстоятельствах.

- Гиперопека. Чрезмерное , постоянное и мелочное наблюдение, помощь, а иногда и руководство ребенком. Ребенку трудно проявить самостоятельность, инициативность, активность, так как всегда решали за него. Из таких детей вырастает лицемеры, тихони,  приспособленцы или эгоисты, и развиваются такие качества как инфантильность и беспомощность.

- Возложение полномочий ( взамен гиперопеки). Предоставление ребенку прав и вытекающих из них обязанностей, выделение индивидуальных особенностей ребенка, развивают инициативу  и творческие потенции формирующейся личности ребенка и повышают меру его активного взаимодействия с миром.

- Акцент на личном успехе. Используется взрослыми , не чувствующим меры ответственности за будущее. Ребенок не приучается понимать интересы других, не переносит малейших лишений, агрессивно воспринимает любые преграды. Он расторможен, неустойчив , для него характерны вседозволенность, эгоцентризм , зазнайство.

- Акцент на результате деятельности (взамен акцента на личном успехе). Развивает деловую направленность, воспитывает высокие требования к собственной деятельности , а в итоге формирует  способность к саморегуляции,  самоконтролю и самоограничению, что немаловажно для личности ребенка.

Воспитание  ребенка всегда индивидуально и любая крайность в нем может быть ошибкой, часто трудно исправимой. Поэтому подумайте прежде ,чем начать общаться с ребенком и воздействовать  на него, что же будет лучше именно для вашего малыша.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»