Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

ЗНАЧЕНИЕ ПОДРАЖАНИЯ ДЛЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

(советы родителям)

 

В отношении ребенка важно разли­чать: он «еще не умеет» или «еще не может уметь», то есть, позволяет ли возраст ему научиться необходимому?

Существует много точек зрения на то, с какого возраста нужно начинать воспи­тание ребенка. Как-то к известному пе­дагогу Антону Семеновичу Макаренко пришла мама, гордая своей педагогичес­кой активностью, и спросила:

- С какого возраста мне следует на­чать воспитывать своего малыша?

- А сколько ему сейчас? - ответил воп­росом на вопрос Антон Семенович.

- Всего три месяца, - отвечала мать,

- Вы опоздали ровно на три месяца, - ответил Макаренко.

Еще более жестко на этот вопрос от­вечает английская поговорка: «За 20 лет до рождения». То есть воспитание надо начинать с самих себя.

Можно ли говорить о том, что родите­ли передают своим детям речь и умение общаться через генетические механиз­мы? В отношении заикания существует только повышенный риск его возникновения у детей заикающихся родителей, но не абсолютная неизбежность. Вместе с тем проявлению предрасположенности способствуют определенные условия, в том числе то, что можно назвать речевой небрежностью: торопливостью, нечет­ким проговариванием слов и особенно их окончаний, неправильно поставленные ударения, словом все то, что относят к об­щей культуре речи. Хорошо известно, что культура речи ребенка вырабатывается, прежде всего, в его семье. Языковеды схо­дятся в том, что человек обладает только готовностью к овладению языком, при­чем любым из известных на земле, а не только тем, на котором говорят его роди­тели. Но у него нет предрасположенности к определенному качеству речи, если, ко­нечно, у него нет нарушений интеллекта. Что касается поведения, то изучение механизмов его наследования находится в самом начале пути. Пока можно гово­рить о том, что в какой-то мере наследу­ются самые элементарные навыки. Сложные, такие как умение общаться с другими людьми и тем более культура речи, вырабатываются по мере роста и развития человека.

Мы хорошо знаем из опыта, что при разговоре по телефону можно спутать го­лоса взрослых и их детей. Наблюдая за поведением ребенка - узнать жесты, ми­мику, походку, манеру смеяться и другие характерные черты его родителей. К со­жалению, можно наблюдать споры меж­ду родителями, в кого уродился наслед­ник. Порой они протекают в весьма дра­матической форме прямо в кабинете пси­хотерапевта. Суть их сводится к тому, что, разделив черты ребенка на «хоро­шие» и «плохие», хорошие приписывают себе, а плохие - родственникам. Даже ес­ли действительно двоюродная бабушка мужа наградила вашего сына карими гла­зами и манерой шмыгать носом, не стоит уделять этому вопросу так много внима­ния и тратить на его обсуждение время и силы. Вы вряд ли сможете изменить цвет глаз, а обнаружение «виноватого» вряд ли будет способствовать более прилично­му обращению ребенка со своим носом.

Требования к качеству вашей речи можно суммировать следующим обра­зом. Она должна быть четкой, граммати­чески правильной, по возможности, сос­тоять из развернутых предложений, а не отрывочных слов-команд. Важно, чтобы все слова в вашей речи были хорошо раз­личимы по звучанию и понятны ребенку по смыслу. Иногда полезно повторить сказанное, если по той или иной причи­не ребенок чего-то не воспринял, но ни в коем случае не следует упрекать его за это. Проявите доброжелательность и терпение, они окупятся сторицей. Полез­но переспросить ребенка, понял ли он сказанное вами, или даже попросить его повторить ваши слова, но без грозного: «А ну повтори, что я тебе сказал!»

Не следует говорить слишком громко. Впечатление, что громкая речь лучше «доходит», обманчиво. Вовсе нет. Если кричит или повышает голос ребенок, не пытайтесь перекричать его. Вы достигне­те с большим успехом того же результата, если в ответ, наоборот, сами заговорите с ним тихим голосом, может быть, даже на некоторое время перейдите на шепот. Для ребенка это станет своеобразной иг­рой, и ваша цель будет достигнута без по­терь и лишних переживаний. Мало того, шепот воспринимается как интимная, до­верительная форма общения, а значит, яв­ляется своеобразным приглашением пе­рейти от «военного» противостояния к столу «мирных переговоров».

Используйте естественный, природ­ный интерес ребенка к тому, что вы го­ворите. У маленьких детей он растет с момента появления речи примерно до старшего дошкольного возраста. Конеч­но, граница не приходится строго на день рождения. Это возраст, когда он в значительной мере зависит от вас и воспринимает без всяких дополнитель­ных условий, без критики. Он с благо­дарностью принимает любые ответы на свои многочисленные вопросы. Не те­ряйтесь, если чего-либо не знаете. Важ­но, чтобы ваша речь оставалась норма­тивной. Хороший выход из положения - чтение книг ребенку. Они должны соот­ветствовать его возрасту, быть доступны пониманию. Не старайтесь сделать из него чудо-ребенка. Если он усвоит все, что ему положено в его возрасте, эти знания и умения станут надежным фун­даментом его дальнейшего развития.

Не следует ограничивать ребенка только пассивным слушанием того, что вы читаете. Время от времени полезно прерывать чтение обсуждением услышанного. У детей более развито образ­ное восприятие, и поэтому очень полез­но бывает рассматривать картинки - они являются своеобразной подсказкой. Хо­рошо известно, что дети могут, глядя на картинку «читать» несложную сказку очень близко к тексту. Это полезно не только для трениров­ки памяти, но и для тренировки хорошей речи «по образцу».

Вообще полезно поощрять речь ре­бенка, но не любую, а только правиль­ную. В наше меркантильное время полу­чили распространение «экономическое» методы воспитания, то есть та или иная форма оплаты его успехов. Вряд ли сто­ит морализировать на эту тему, но отме­тим важное обстоятельство: поощрение имеет бесспорные преимущества по сравнению с наказанием. Это подтверж­дают не только практический опыт, но и специальные экспериментальные иссле­дования. Тем более что наказание порой становится не средством научения или переучивания, а способом мести.

Надо также помнить, что даже если вы будете стараться говорить с ребенком по всем правилам, но в разговоре с дру­гими членами семьи перестанете их придерживаться, а ребенок при этом бу­дет присутствовать, все ваши старания могут оказаться напрасными.

Хорошо известно, что дети усваива­ют характерные для родной семьи фра­зы, речевые обороты, иногда диалект­ные слова. Не следует опасаться таких «штампов», если они соответствуют ли­тературной норме языка. Они не только неизбежны, но могут даже приносить пользу при уместном и умеренном упот­реблении. Эти характерные обороты позволяют коротко и четко выразить мысль, пользуясь «готовой формой».

В жизни маленького ребенка, прежде всего дошкольника, значительную роль играет подражание. Дети сперва копиру­ют своих родителей, затем старших братьев и сестер. Эта способность прояв­ляется произвольно или непроизвольно, и тогда ребенок пытается стать похожим на объект подражания, во что бы то ни стало. Он может надевать ваши вещи, подражать вашей походке или спать в вашей кровати. Через внешнее подражание, увы, могут формироваться и вредные привычки, нап­ример, к курению. Но сам по себе этот ме­ханизм полезен, так как позволяет эконо­мить время на обучение в первые, самые значимые для ребенка годы жизни. Приспособительные возможности человека в значительной мере определяются ранним периодом его развития, и своеобразной платой за эти возможности является дли­тельность периода обучения. Указывают разные критические сроки усвоения ос­новных навыков - от трех, пяти и в неко­торых случаях до десяти лет.

В ранний период развития нервная система ребенка особенно пластична, го­това к восприятию разнообразных форм поведения. Как и что в этот период усва­ивает ребенок от родителей? В первую очередь, это такое важное для речи каче­ство как умение различать речевые звуки.

Трудность зачастую заключается не в недостатке способности ребенка усваи­вать необходимые навыки, а в том, что он вполне успешно усваивает неудачные их образцы, скорее демонстрируя этим высокие способности обучения. Поведе­ние ребенка подобно кривому зеркалу, показывает в гротескном виде нас са­мих - наше отношение к себе, наши страхи, неуверенность, нервность, гру­бость, ссоры, бездействие, завышенные притязания.

 

Учитель-логопед Газарян Татьяна Александровна 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»