Занятие
Краски осени
Маслова Елена Михайловна
Образовательные области: коммуникация (чтение художественной литературы)
Художественное творчество (рисование)
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, позновательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цели: развивать устную речь, формировать умение анализировать и различать характерные признаки осени. Развивать творческие способности (смешивание красок с целью получения нового цвета), воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: иллюстрации на тему «Осень», мяч, магнитная доска, краски трех цветов(красная желтая синяя), кисточки, баночки с водой, листы А4 белой бумаги с изображением контуров овощей.
Содержание организованной деятельности детей:
- Организационный момент:
Ребята, послушай те загадку:
Пусты поля, мокнет земля.
День убывает, когда это бывает. Ответ Осенью.
В. Осень длится три месяца, давайте назовем осенние месяцы.
Д. Первый месяц – сентябрь, второй-октябрь, третий-ноябрь. (Повторить хором осенние месяцы).
2. Чтение отрывка рассказа Г.Скребицкого «Четыре художника»
«Вот и вступила в свои права красавица осень. Для своей работы взяла она самые яркие краски и прежде всего, отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину. Березы и клены покрыла осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди нее столетний дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает. «Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика. Глядит, а неподалеку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдет тяжелый убор из золотой парчи». Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в желтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а игры, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе».
3 Вопросы к детям:
Какими красками раскрасила осень лес?
Д. Желтые, коричневые, ярко-красные, золотые.
В. Какой лес стал в осеннем уборе?
Д. Еще ярче, наряднее, разноцветнее, пестрее.
4. Дидактическая игра «Бывает – не бывает»
Воспитатель показывает детям картинки с приметами осени и лета, называет их. Дети отвечают, бывает не бывает.
Физкульт минутка: «Кружатся листочки»
5. Рассматривание иллюстраций золотой осени и поздней осени
Задания детям: назвать приметы золотой и поздней осени.
6.Чтение детьми заученных отрывков стихов
Ира Д.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется. (М.Ходякова)
Саша
Наступила осень, пожелтел наш сад,
Листья на березе золотом горят.
Настя
Стаи птиц улетают прочь за синее море,
Все деревья блистают в разноцветном уборе.
Лера
Птицы на юг улетели
Гуси, грачи, журавли
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
Соня
Скучная картина
Тучи без конца
Дождик так и льется
Лужи у крыльца.
Никита
Осень наступила
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
София
Листья желтые танцуют
С веток падают, летят
Эту сказку золотую
Называю листопад.
Дети читают стихи и называю к какой осени золотой или поздней относится данное стихотворение.
7. Дидактическая игра «Закончи предложение»
Я люблю осень, потому что (разноцветные листья)
Я сегодня не пойду гулять, потому что (идет дождь)
С деревьев падают листья, так как (начался листопад)
В лесу стало тихо, потому что (птицы улетели в теплые края)
Дети надели куртки и резиновые сапоги, потому что (идет дождь)
На улице хмуро и пасмурно, потому что (на небе тучи)
Цветы завяли, потому что (наступила осень)
Погода холодная, потому что (дует ветер)
8. Игра с мячом «Отгадай загадку».
Воспитатель загадывает загадку про овощ бросает мяч ребенку. Ребенок отгадывает загадку.
- Растет на грядке крепко желтенькая (Репка)
- Зеленые ребятки выросли на грядке (Огурцы)
- Стоит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает (Лук)
- Стоит матрешка на одной ножке. Все одежки без застежки (Капуста)
- Оранжевый нос в землю врос. (Морковь)
- Он похож на кабачок, но другого цвета. Фиолетовый бочок станет в конце лета. (Баклажан)
- Сочные и крупные красные да круглые. (Помидоры )
- Под кустом капнешь немножко, вылезет на свет (Картошка)
- 9. Художественное творчество и познавательно-экспериментальная деятельность детей.
В. Осень подарила нам урожай овощей и оставила нам желтые краски желтую, красную и синюю. Задание детям раскрасить овощи на грядках огурец, баклажан и морковь. Обсудить какого цвета эти овощи и где взять для них краски зеленую, фиолетовую и оранжевую. Дети предлагают варианты купить в магазине отсутствующую краску, смешать краски. Дети смешивают краски желтую и красную, получают оранжевый цвет. Раскрашивают морковь. Смешивают желтую и синюю, получают зеленый цвет. Раскрашивают огурец. Смешивают синюю и красную, получают фиолетовый цвет. Раскрашивают баклажан.
10. Рефлексия.
В. О каком времени года беседовали?
Какие осенние месяцы запомнили?
Какие краски получили?
Какие овощи раскрасили этими красками?