Обучение дошкольников чтению в игре
Осипова Тамара Дмитриевна,
воспитатель ГБДОУ №104
Невского района Санкт-Петербурга
Методические рекомендации
Сколько бы мы ни говорили о преемственности обучения в начальной школе и дошкольном образования, родители и дети-первоклашки сталкиваются с тем, что многие школы предпочитают, чтобы поступающие в школу малыши уже читали: если не бегло, то хотя бы владели навыками слогового чтения. И «нечитающие» дети уже в первые дни школьного обучения начинают испытывать трудности.
Чтобы облегчить переход к школьному обучению, обрести психологический комфорт, следует помочь ребёнку: сформировать навык чтения в ИГРЕ, т.к. игра – основное занятие всех детей, их ежедневная работа, жизненно важная для здоровья и развития.
«Играя, дети учатся прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете».(А.Фромм) Учиться читать, играя, полезное занятие.
Сев за парту, бывшие малыши, освоившие грамоту и навыки чтения, испытывают гордость за свои успехи, ученье приносит им радость.
Темой обучения малышей грамоте, чтению занимались многие педагоги: Д.Эльконин, Давыдов В.З.,Гребёнкина Р.Т., Федорин Е., Зайцев Н.А. и др. Тему чтения без принуждения поднимали в своей работе Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А.
К.В.Маерова занималась вопросом выразительного чтения.
Все эти системы по своему интересны, имеют свои достоинства.
Методика Е.Федорина приемлема для обучения чтению малышей, начиная с четырёх-пяти лет. Она проста, логична, не содержит сложных терминов. На основе методики Е.Федорина созданы игры, занимательные упражнения лесенки-читайки.
Лесенка-читайка включает в себя 10 ступенек:
1 ступенька.Узнавание и называние букв. На этой ступеньке все игровые упражнения проводятся без картинок, инструмент взаимодействия с ребёнком в ходе обучения чтению – фактор памяти. Сама природа одарила малыша в этом возрасте удивительной памятью. В игре ребёнок запоминает всё, что ему интересно. Названия букв усваиваются быстро и естественно сразу по 4-5, главное – чаще играть в течение дня, повторяя игру в разных ситуациях. Ступенька включает в себя следующие игры: «Поймай букву», «Сконструируй букву», «Кротёнок учится читать», «Зазеркалье», «Изографы», «Гонки в пруду с лилиями», «Волшебный пластилин», «Собери букву», «Азбука», «Вспомни и назови», «Кляксич». Для лучшего запоминания букв используются стихи о буквах алфавита.
2 ступенька.Слитное прочтение двух рядом стоящих букв. Освоение навыков чтения на второй ступеньке проходит в играх: «Найди слово», «Говорящие цветы», «Озвучиваем картинки», «Переполох», «Читаем вместе», «Найди пару», «Как меня зовут», «Малыш», «Кто как кричит», «Кто с Машенькой живёт», «Найди слово».
3 ступенька.Чтение простейших трёхбуквенных слов. Для прохождения этой ступеньки используются игры:«Слова-малютки от гномов», «Что я вижу за окном», «Опусти ведро в колодец», «Буква заблудилась», «Помоги Буратино», «Подбери рифму», «Книжка-малышка».
4 ступенька.Чтение однослоговых слов со стечением нескольких согласных в конце слова. Ступенька включает в себя следующие игровые упражнения: «Волшебная полянка», «Закончи предложение», «С кочки на кочку», «Волшебное зеркало», «Загадочные объявления», «Поле чудес».
5 ступенька.Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова. Освоение навыков чтения на второй ступеньке проходит в играх: «Полёт на воздушных шарах», «Весенняя картинка», «Чудесные превращения», «Ребусы», «Море волнуется», «Слово рассыпалось», «Говорящие ромашки», «Цветные рыбки».
6 ступенька.Чтение наиболее трудных однослоговых слов. Для прохождения этой ступеньки используются игры: «Покорение вершин», «Домик для черепашки Клары», «Космическое путешествие», «Удивительный дождь», «Подбери нужное слово».
7 ступенька.Чтение (без паузы) двуслоговых слов. Для успешного прохождения 7 ступеньки лесенки-читайки разработаны следующие игры: «Я знаю», «Часики», «Котёнок-непоседа», «Снился Маше чудный сон», «Из каких слов улетели шары», «Поварята», «Бабочки заблудились», «Клад кота Леопольда», «Соревнование ленивых лягушат», «Читай-ка на шариках».
8 ступенька.Чтение слов с твёрдым и мягкими знаками. Ступенька включает в себя 8 игровых упражнений: «Колыбельная», «Ел мышонок кусок сыра», «Скорая помощь», «В гостях у ёжика Рифмоплёта», «Научу вас говорить», «Удивительный гость», «Я могу», «Читаем быстро».
9 ступенька.Чтение слов и словосочетаний в пределах трёх слогов (пословное чтение, без пауз). Для прохождения этой ступеньки используются игры: «Поможем друг другу», «Обитатели зоопарка», «Объяснялки комара Феди».
10 ступенька.Чтение слов и фраз без ограничения возможных трудностей. Освоение и закрепление навыков чтения на этой ступеньке проходит в играх: Экскурсия по городу», «Весёлые мультяшки», «Любопытный», «Волшебные стрелочки», «Ребусы», «Третий лишний».
За основу в работе по обучению чтению детей 4-5 лет взяты игровые упражнения, которые включает в себя лесенка-читайка. Занимательные игры представлены в книге Э.Д.Фокиной, Т.А.Медведевой, Е.В.Рудзинской «Ступеньки чтения малыша» СПб, 1997г. Дополнительно используются занимательные упражнения, различные по оформлению, содержанию, степени сложности. Подобранные занимательные игровые упражнения позволяют играя, каждому ребёнку «шагать» по ступенькам лесенки-читайки в своём индивидуальном темпе.
К концу учебного года дети достаточно легко осваивают 7 ступеньку: чтение (без паузы) двуслоговых слов. А в новом учебном году работа по обучению чтению начинается с закрепления сформированных ранее навыков чтения и далее уже и далее дети осваивают чтение слов с твёрдым и мягким знаками. Дополнительно для закрепления материала предлагаются карточки- ступеньки со словами из 6,7,8,9,10 букв.
Когда дети освоят все десять ступенек лесенки-читайки, то в работу по обучению чтению включаются игры со словами, чтение пословиц, поговорок, небольших стихотворений и текстов (выразительное чтение), решение кроссвордов, ответы на которые начинаются на одну букву (А, О, Б, В, М, Р) (В.Волина «Занимательное азбуковедение»), Кроссворды с загадками по обобщающим понятиям: травы, цветы, огород, звери, домашние животные и птицы, вода, человек, профессии, ребусы используются как в дошкольном учреждении в совместной деятельности воспитателя с детьми, так и дома с родителями.
Для работы над скоростью чтения используются карточки-горки (столбцы слов от двух до двадцати слов).
Но главное то, что занимательные игровые ситуации вызывают у детей интерес к чтению. Дети с удовольствием читают, играя.
Главная задача, которая стоит перед педагогом,состоит в том, чтобы привить детям интерес к чтению в игре (жизненно важном занятии для здоровья и развития ребёнка), чтобы дети испытывали удовольствие от того, чем они занимаются, чтобы их шаги по ступенькам лесенки-читайки доставляли детям радость, удовлетворение и гордость за свои успехи!
Тематический план занятий.
(первый год обучения)
1ступенька Октябрь
Узнавание и называние букв
1 занятие:Буквы А,О,У,Ы,Э, упражнение «Сконструируй букву»
2 занятие: Буквы Е,Ё,И,Ю,Я
Игра: «Поймай букву»
3 занятие:Буквы: С,З,Л,М,Н.
Игра «Волшебный пластилин»
4 занятие: Буквы: Ф,Х,Р,Ж
Упражнение «Собери букву»
1ступенька Ноябрь
Узнавание и называние букв
1 занятие:Буквы: Б,В,Г,Д,Й. Игра «Гонки в пруду»
2 занятие:Буквы:
К,П,Т,Ц Игра «Азбука».
3 занятие: Буквы Ч,Ш,Щ,Ъ,Ь
Игра:«Вспомни и назови»
4 занятие: Итоговое занятие на закрепление знания букв
Игровые упражнения: «Изографы», «Кротёнок учится читать», «Зазеркалье», «Кляксич»
2 ступенька Декабрь
Слитное прочтение двух рядом стоящих букв.
1 занятие: Игры: «Малыш», «Кто как кричит», «Озвучиваем картинки»
2 занятие: Игры: «Говорящие цветы».
3 занятие: Игры: «Читаем вместе», «Как меня зовут», «Переполох»
4 занятие:
Итоговое занятие: Игры: «Найди пару», «Кто с Машенькой живёт», «Найди слово»
3 ступенька Январь
Чтение простейших трёхбуквенных слов.
1занятие:Игры: «Слова-малютки от гномов», «Опусти ведро в колодец»
2занятие:Игры: «Подбери рифму», «Что я вижу за окном», «Помоги Буратино»
3 занятие:Чтение простейших трёхбуквенных слов. Итоговое занятие: «Книжка-малышка»
4 ступенька Февраль
Чтение однослоговых слов со стечением нескольких согласных в конце слова.
1занятие: Игра: «Волшебная полянка».
2 занятие: Игры: «Закончи предложение», «С кочки на кочку»
3 занятие:
Итоговое занятие: Игры:
«Загадочные объявления», «Поле чудес», «Волшебное зеркало».
5ступенькаФевраль (4-я неделя), март
Чтение однослоговых слов со стечением нескольких согласных в начале слова.
1 занятие: Игра: «Полёт на воздушных шарах»
2занятие: Игры: «Весенняя картинка», «Чудесные превращения», «Ребусы»
3занятие:Игры: «Море волнуется», «Слово рассыпалось», «Цветные рыбки»
4занятие: итоговое. Игра: «Говорящие ромашки», карточка-ступенька №1 (слова из 4 букв)
6 ступенька Март (4-я неделя), апрель 1-я неделя
Чтение наиболее трудных однослоговых слов
1 занятие:. Игры: «Покорение вершин», «Домик для черепашки Клары»
2 занятие:. Игры: «Космическое путешествие», «Удивительный дождь», «Подбери нужное слово».
7 ступенька2-я неделя апреля, май
Чтение (без паузы) двуслоговых слов
1 занятие: Чтение (без паузы) двуслоговых слов. Игры: «Часики», «Снился Маше чудный сон», «Я знаю»
2 занятие: Игры: «Из каких слов улетели шары», «Поварята», «Бабочки заблудились»
3 занятие: Игры:
«Клад кота Леопольда», «Соревнование ленивых лягушат», «Читай-ка на шариках» - квадрат 1,2.
4 занятие: Игры: «Читай-ка на шариках» - квадрат 3,4., карточка-ступенька №2а (5 букв).
5 занятие: Игры: «Читай-ка на шариках» - квадрат 5,6 карточка-ступенька №2б (5 букв).
6 занятие: Итоговое занятие. Игры: «Читай-ка на шариках» - квадрат 7,8.
Тематический план занятий.
(Второй год обучения)
В сентябре в совместной деятельности воспитателя с детьми закрепляются навыки чтения, полученные в предыдущий учебный год. Используются игры на выбор детей со всех изученных 7 ступенек
8 ступенькаОктябрь 1-2 недели октября
Чтение слов с твёрдым и мягким знаками
1занятие: Игры: «Колыбельная», «Ел мышонок кусок сыра», «Удивительный гость», карточка-ступенька №3а (6 букв).
2 занятие: «Скорая помощь», «В гостях у ёжика Рифмоплёта», «Научу вас говорить», «Я могу», карточка-ступенька №3б (6 букв).
9 ступенька 3-4 недели октября, ноябрь
Чтение слов и словосочетаний в пределах трёх слогов (пословное чтение, без пауз)
1занятие: Игра «Поможем друг другу», «Обитатели зоопарка», карточка-ступенька №4 а(7 букв).
2 занятие: Игра «Объяснялки комара Феди», карточка-ступенька № 4 б (7 букв).
3 занятие: карточка-ступенька № 5а (8 букв).
4 занятие: карточка-ступенька № 5б (8 букв).
5 занятие: карточка-ступенька № 6 а(9 букв).
6 занятие: карточка-ступенька № 6б (9 букв).
10 ступенька Декабрь
Чтение слов и фраз без ограничения возможных трудностей
1занятие: Игра: «Экскурсия по городу», карточка-ступенька № 7 (10 букв).
2 занятие: Игры: «Третий лишний», «Весёлые мультяшки»
3 занятие: Игры: «Волшебные стрелочки», «Любопытный».
4 занятие: «Весёлая арифметика»
Работа с мини-кроссвордами Январь
1занятие: Чтение загадок и решение кроссворда. Слова на буквы А,О
2занятие: Кроссворды-загадки на буквы Б, В.
3занятие: Кроссворды-загадки на буквы М,В.
Работа с ребусами
«Волшебные домики» Февраль
1занятие: переставить буквы так, чтобы в домиках получились новые слова из 3-ч букв.
2 занятие: переставить буквы так, чтобы в домиках получились новые слова из 4-ч букв.
3 занятие: Чтение и заучивание скороговорок
4 занятие: Чтение и заучивание пословиц и поговорок о труде.
Работа с кроссвордами Март - 2-я неделя мая
1 занятие: кроссворд по теме «Цветы»
2 занятие: кроссворд по теме «Травы»
3 занятие: кроссворд по теме «Звери»
4 занятие: кроссворд по теме «Огород»
5 занятие: кроссворд по теме «Домашние животные »
6 занятие: кроссворд по теме «Птицы»
7 занятие: кроссворд по теме «Вода»
8 занятие: кроссворд по теме «Человек»
9 занятие: кроссворд по теме «Профессии»
Чтение текстов3-4 неделя мая
1 – 2 занятие:выразительное чтение небольших текстов из «Умной книжки для мальчиков и девочек» и пересказ