Методическая разработка
Инновационные подходы в организации
детской экспериментальной работы
Актуальность темы:
Интеллектуально- личностное развитие детей зависит от уровня их познавательной активности. Проблема заключается в том, что у многих детей познавательный интерес к окружающему миру формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых. Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно повышать, развивать, пробуждать. Интерес будет высоким, если ребенок будет активным участником педагогического процесса, если у него будет возможность лично экспериментировать, исследовать, проявлять творчество и самостоятельность под умелым педагогическим руководством воспитателя, который будет направлять ребенка, а не подменять. Одним из перспективных методов, способствующих решению проблемы по познавательной активности детей, является метод проектирования в старшем дошкольном возрасте.
Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объём воды и т.д. Всё это объекты исследования.
Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.
Главная задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании. Подбирая сведения об окружающей природе, учитывая возрастные особенности ребёнка, их интересы, касающиеся не столько выбора проблемы, сколько уровня её подачи, имеется в виду её формулировка и отбор материала. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы.
Современное общество уже давно живет в ситуации экологического кризиса и это означает, что отсутствие специального экологического образования подрастающего поколения может еще больше усугубить ситуацию. В таком ключе экологическое образование становится и условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду, и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек — окружающая среда».
Кроме того, экологическое образование выступает важнейшим фактором нравственного становления личности, основой его гармоничных отношений с самим собой, с природой, с другими людьми.
Игры-экспериментирования, которые по праву можно назвать одним из важнейших средств развития личности дошкольника, способствуют развитию психических познавательных процессов, самостоятельности в суждениях и действиях, обеспечивают саморазвитие ребенка.
Поэтому важно широко внедрять метод регламентированного и не регламентированного детского экспериментирования в ДОУ. Вводя соответствующие инновации в образовательный процесс, необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент, в процессе которого происходит развитие всех сторон развития личности дошкольника:
- физической (управление своим телом и отдельными органами);
- природоведческой (ознакомление с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно — следственными связями);
- социальной (запоминает индивидуальные особенности каждого человека);
- познавательной (освоение и развитие мыслительных операций и процессов);
- лингвистической (словотворчество);
- личностной (познание своих личностных возможностей);
- волевой (развитие волевых процессов);
- поведенческой (моделирование своего поведения в различных жизненных ситуациях).
Метод детского экспериментирования не труден, он просто непривычен и не адаптирован полностью к условиям дошкольных учреждений.
Эксперимент - важнейший из методов исследования, который используется практически во всех науках. Слово «эксперимент» происходит от латинского ехperimentum, переводится на русский как «проба, опыт».
Основное содержание игр - экспериментов
- материалы (песок, дерево, ткань, бумага);
- природные явления (ветер, солнце, вес, снег, теплота и т.д.);
- мир растений и животных;
- предметный мир (игрушки, посуда, обувь и тд.)
- геометрические эталоны, эталон времени;
- человек.
Умелое планирование детского экспериментирования в ДОУ, отбор познавательного материала, систематизация его в соответствии с выбранной проблемой, разработка перспективных проектов изучения с детьми того или иного явления окружающей действительности с разных сторон, позволяет выделять связь с живой и неживой природой, с социальным и предметным миром.
Правила при выборе темы:
- Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
- Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки). Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребёнок мог действовать осмысленно.
- Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети младшей, средней, а иногда старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
Цель поисково-экспериментальной деятельности дошкольников: развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащённого и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Задачи:
Вызвать интерес к поисковой деятельности.
Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.
Принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность.
Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.
Ведущие принципы развития дошкольников:
- Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
- Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
- Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников Центра;
- Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
- Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;
- Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).
Условия необходимые для реализации поставленных задач в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория).
Уголок экспериментирования
Основное оборудование лаборатории:
- приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
- разные виды бумаги;
- красители: гуашь, акварельные краски;
- медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.
Дополнительное оборудование:
детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
В уголке экспериментирования необходимо иметь:
- карточки-схемы проведения экспериментов, оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента)
- индивидуальные дневники экспериментов.
- Материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:
- Непосредственный опыт воспитателя с ребенком.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Фронтальные занятия .
- КВН, развлечения.
- Наблюдения в природе.
- Рассматривание фотографий (где в природе существует вода?)
- Беседы по теме «Путешествие капельки».
- Целевая прогулка.
- Экскурсия.
Этапы развития у детей поисково-экспериментальной деятельности:
- Младший дошкольный возраст: начать с ознакомления ребёнка с водой, её свойствами и продолжать до того момента, пока ребёнок не начнёт принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем – измеряем).
- Средний дошкольный возраст: этап связан с потребностью получить ответ экспериментированным путём; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?».
- Старший дошкольный возраст: в результате данного этапа дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если ….». На занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.
Образовательные задачи (по возрастам):
Младший дошкольный возраст:
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: жидкая, прозрачная, бесцветная; что в ней растворяется краска; о свойствах льда.
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать речь ребёнка, активизировать словарь;
- воспитывать аккуратность при работе с водой.
Средства реализации: «Как играть с водой», «Наливаем – выливаем», «Игра в прятки», «Играем с красками», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд», «Поиграй со мной, водичка».
Средний дошкольный возраст:
- способствовать углублению и расширению у детей конкретных представлений о свойствах воды; познакомить со способом получения тёплой воды, смешивая горячую с холодной водой;
- развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями, развивать умение находить различные жидкости в окружающей среде; подвести к пониманию того, что вода не имеет вкуса и запаха;
- развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы;
- активизировать словарь ребёнка;
- развивать эмпатию, желание помочь другим;
- воспитывать аккуратность в работе.
Средства реализации: «Освобождение бусинок из ледяного плена», «Тёплая капелька, или поможем Колобку умыться», «Прятки», «Капельки», «Чем пахнет вода», «Есть ли у воды вкус», «Встреча с ручейком», «Вода жидкая, может течь» и т.д.
Старший дошкольный возраст:
- систематизировать и расширять представления детей о свойствах воды;
- способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного);
- познакомить с понятием «жидкость – вязкость»;
- развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;
- активизировать словарь ребёнка;
- воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта.
Средства реализации: «Тонет – не тонет», «Опыт с солёной водой», «Растворить соль, сахар, марганцовку», «Сравнение вязкости воды и масла», «Что стало, когда воду нагрели». Предложить найти воду в разных предметах и состояниях.
Структура детского экспериментирования:
- Проблемная ситуация
- Целеполагание (что нужно сделать)
- Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается)
- Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии)
Оптимальные условия для экспериментально – исследовательской работы детей
1. Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями.
2. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию.
3. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.
4. Создание в группах уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе со взрослыми опыты самостоятельно в свободное время.
5. Использование «Уголка природы» и «Огорода на окне» для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.
6. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.
7. Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности.
8. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
9. Разработка методов стимулирования и поощрения детей – активных исследователей.
10. Привлечение родителей к исследовательским детским проектам. Проведение консультаций по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях.
Критерии эффективности детской проектной деятельности
1. Самостоятельность и добровольность участия в исследовательской деятельности.
2. Системность и учет возрастных особенностей ребенка.
3. Важно, чтобы рядом находились взрослые, которые достаточно деликатны, чтобы ребенка-исследователя не ломать, не навязывать ему свое видение мира, не подменять своими действиями. Ребенок может ошибиться, но это будет его ошибка, его опыт. Методом проб и ошибок человек познает мир и приходит к правильным выводам. Пусть это будет маленький результат, но это результат, к которому ребенок пришел сам, самостоятельно ( конечно же под умелом ненавязчивом руководстве педагога или родителя).
4. Презентация и оценка деятельности ребенка. Результаты исследовательской работы важно оценить для того, чтобы поднять самооценку в глазах самого ребенка и в кругу сверстников. Обязательно нужно организовать итоговую презентацию исследовательской деятельности, и тем самым создать условия для опосредованного обучения сверстников.
Педагогическая польза от исследовательских проектов несомненно больше, чем, если бы изучение объекта проводилось небольшими разрозненными темами через промежуток времени (как это делалось раньше). Разрозненные свойства изучаемого объекта не дают целостного видения картины, причем с течением времени дети забывают предыдущий материал.
Детские исследовательские проекты – эффективный, современный, дидактически оправданный метод обучения дошкольников.
Положительную роль играет исследовательская детская деятельность в опосредованном обучении детей. Обученные дети в свободной игровой деятельности показывают или повторяют проделанные вместе со взрослыми опыты с предметами. Сверстники, находящиеся рядом, наблюдают, затем повторяют опыт, тем самым постигая новые свойства объекта друг от друга, опосредованным методом. Дети друг друга очень хорошо понимают. Обученный ребенок закрепляет свои знания, а не обученные дети усваивают новые свойства предметов в свободной игровой деятельности.
Существует несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности. Традиционная педагогическая деятельность ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой и т.д. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного пути. Даже спланировав этапы проекта, нельзя полностью предусмотреть появление новых ситуаций и направлений в теме исследования. Поэтому каждый педагог, который работает с ребенком по исследовательским проектам, должен быть сам творческим человеком и по складу характера – исследователем.
Разные виды экспериментальной и опытнической деятельности: долгосрочные, краткосрочные, детские, семейные, индивидуальные, групповые, коллективные проекты.
- «Невидимка, который нужен всем»
- «Штука, которая нас держит (магнитное поле Земли)»
- «Домашнее экспериментирование с молоком» (семейный проект)
- «От зернышка – к хлебу»
- «Рождение планеты Земля»
- «Чудо природы – вода»
- «Домашнее экспериментирование с молоком» (индивидуальный проект)
- «Будь природе другом» (экологический проект)
- «Укрощение огня»
Опыты и эксперименты
Младший дошкольный возраст
ТАЯНИЕ СНЕГА.
Цель: Подвести к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.
Ход: понаблюдать за таянием снега на руке, варежке, на отопительной системе, на грелке и т.д.
Вывод: Снег тает от теплого воздуха, идущего от любой системы.
МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ.
Цель: Показать, что даже самый чистый снег грязнее водопроводной воды.
Ход: Взять две белые тарелки, в одну положить снег, в другую налить водопроводную воду. Через некоторое время рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что снег – это грязная талая вода, не пригодная для питья человеку. Талую воду используют для поливки растений, ее можно давать животным.
Средний дошкольный возраст.
СПОСОБНОСТЬ ВОДЫ ОТРАЖАТЬ ОКРУЖАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ.
Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы.
Ход: Внести в группу таз с водой. Предложить детям рассмотреть, что отражается в воде. Попросить найти свое отражение, вспомнить, где еще они могут его увидеть.
Вывод: В воде отражаются окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала.
ПРОЗРАЧНОСТЬ ВОДЫ.
Цель: Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная»
Ход: Приготовить две баночки с водой, набор мелких тонущих предметов (пуговицы, камешки, металлические предметы). Выяснить, как усвоено понятие «прозрачный»: предложить найти прозрачные предметы в группе ( стекло в окне, стакан, аквариум). Дать задание: доказать, что вода в банке прозрачная (опустить в банку мелкие предметы, и они будут видны). Задать вопрос: «Будет ли вода в аквариуме такой же прозрачной, если опустить в нее кусочек земли?» Выслушать ответы, затем – продемонстрировать опыт: в баночку с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.
Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.
ИЗ ЧЕГО ПТИЦЫ СТРОЯТ ГНЕЗДА?
Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.
Материал: Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.
Ход: Рассмотреть гнездо на дереве. Выяснить, что птице надо для его постройки. Вынести самый разнообразный материал. Поместить его вблизи гнезда. В течение нескольких дней наблюдать, какой материал пригодится птице. Какие еще птицы прилетят за ним. Результат составляют из готовых изображений и материалов.
Старший дошкольный возраст.
КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ
Вам потребуются: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка. Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.
ЭФФЕКТ РАДУГИ
Вы можете сами расщепить видимый солнечный свет на отдельные цвета, воспроизведя эффект радуги. Для этого в очень ясный, солнечный день вам понадобятся миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.
Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите зеркальце в воду и прислоните его к краю миски
Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал яркий солнечный свет. Затем перемещайте картон перед миской так, чтобы на нем появилась отраженная «радуга».
ТЕКУЧЕСТЬ ВОДЫ.
Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.
Ход: взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детым найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.
Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.
ТАЯНИЕ ЛЬДА В ВОДЕ.
Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.
Ход: Поместить в воду большую и маленькую «льдину», спросить, какая быстрее растает. Выслушать гипотезы детей.
Вывод: Чем больше льдина, тем медленнее она тает, и наоборот.
СОЛНЕЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ.
Цель: Показать предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.
Ход: Разложить на окне на солнышке листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим? Какой самым холодным?
Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему грязный снег тает быстрее чистого!
РАЗНОЦВЕТНЫЕ РАСТЕНИЯ.
Цель: Показать сокодвижение в стебле растения.
Материал: 2 баночки из-под йогурта, вода, чернила или пищевой краситель, растение (гвоздика, нарцисс, веточки сельдерея, петрушки).
Ход: Налить чернила в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать. Через 12 часов результат будет виден.
Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.
Все возраста.
ТОНЕТ – ПЛАВАЕТ.
Цель: показать, что металл тонет в воде, а дерево нет.
Ход. Спросить, что произойдет, если опустить в воду гвоздь и деревянную палочку.
Проверить гипотезу, опустив объекты в воду.
Вывод: металл тонет в воде, а дерево нет.
ЖИВОТВОРНОЕ СВОЙСТВО ВОДЫ.
Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.
Ход:
Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни.
Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой.
Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой.
Вывод: Вода дает жизнь живому.
Эксперименты в области изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность - является действенным средством развития исследовательского поведения ребенка.
• Эксперимент с кляксой или кляксография. На лист белой плотной бумаги (для рисования или черчения) капается немного туши. Это можно сделать кистью или пипеткой. Затем, осторожно наклоняя лист в разные стороны, дается возможность туши растечься. Можно не наклонять лист, а осторожно раздувать тушь. Интересно, как она потечет, при этом точно известно, что двух абсолютно одинаковых клякс не будет. Теперь остается подсушить кляксу и после этого, повертев лист, определить, на что она больше похожа. Полученное изображение можно дорисовать.
• Эксперимент с набрызгом красок. Самое простое приспособление для набрызга красок - зубная щетка. В этих целях можно использовать и различные приспособления для разбрызгивания воды и косметических средств. Теперь каждый участник занятия получает лист белой плотной бумаги и, по возможности аккуратно, набрызгивает на него любую из красок. После чего на лист накладываем листья деревьев или других растений (можно использовать вырезанные специально геометрические фигуры или силуэты человечков, животных и др.) и снова, теперь уже другой краской, делаем набрызг, затем третьей и так далее. После чего силуэты можно убрать. Получится интересное изображение.
• Продолжим эксперимент. Можно менять количество силуэтов и последовательность их разбрызгивания. Можно разбрызгивать краску под разными углами, давать и не давать ей смешиваться и др.
• Эксперимент с акварелью. На влажный лист плотной бумаги (для акварели или просто для рисования) размером примерно в половину обычного альбомного листа (формат А4) наносится кистью акварель разных цветов. Мазки должны быть крупными. Они будут сливаться, и это совсем не страшно. Сам процесс смешивания красок - это тоже интересное экспериментирование. Ведь краски меняют цвета. Надо только следить за тем, чтобы они все не слились в единую грязно-серую массу.
Как только процесс нанесения красок завершен, на лист накладывается точно такой же по размеру лист и прижимается его рукой, стараясь согреть теплом ладони. Примерно через минуту листки нужно разделить. Перед взором предстают - две очень похожих, но не одинаковых композиции. В некоторых местах акварель смешалась, в некоторых цвет остался чистым, а кое-где, в результате кристаллизации красок, под действием тепла ладони, образовались сказочные узоры.
Самый простой способ завершить полученные шедевры - наклеить на листки несколько небольших кружочков белой бумаги, и получатся необычные космические пейзажи, которые можно поместить их в рамки.
•Эксперимент «Определяем плавучесть предметов»
Детям предлагается собрать по десять самых обычных предметов. Это могут быть самые разные предметы, например: деревянный брусок, чайная ложка, маленькая металлическая тарелочка из набора игрушечной посуды, яблоко, камешек, пластмассовая игрушка, морская раковина, небольшой резиновый мячик, шарик из пластилина, картонная коробочка, металлический болт и др.
Теперь, когда предметы собраны, можно выстроить гипотезы по поводу того, какие предметы будут плавать, а какие утонут. Затем эти гипотезы надо последовательно проверить. Дети не всегда могут гипотетически предсказать поведение в воде таких предметов, как яблоко или пластилин, кроме того, металлическая тарелка будет плавать, если ее аккуратно опустить в воду, не наливая воды внутрь; если вода попадет, то она конечно же утонет. ,
После того как первый опыт закончен, эксперимент продолжается. Изучаются сами плавающие предметы. Все ли они легкие? Все ли они одинаково хорошо держатся на воде? Зависит ли плавучесть от размера и формы предмета? Будет ли плавать пластилиновый шарик? А что будет, если мы придадим пластилину, например, форму тарелки или лодки? А что произойдет, если соединить плавающий и не плавающий предметы? Они будут плавать или оба утонут? И при каких условиях возможно и то и другое?
• Эксперимент «Как вода исчезает» Проводится экспериментальное исследование процесса «исчезновения» воды. Вода, как известно детям, может впитываться, а может испаряться. Пробуется изучить экспериментально эти ее свойства.
Нужно запастись разными предметами, например: губка, газета, кусочек ткани (полотенце), полиэтилен, металлическая пластинка, кусочек дерева, фарфоровое блюдце. Затем, аккуратно, чайной ложкой понемногу поливается на них водой. Какие предметы не впитывают воду? - перечисляются. Затем из тех, что впитывают, что лучше впитывает: губка, газета, ткань или дерево? Если воду плеснуть на часть каждого из этих предметов, весь ли предмет намокнет или только то место, куда попала вода?
Продолжение эксперимента по «исчезновению воды». В фарфоровое блюдце наливается вода. То что оно не впитывает воду, узнали по предыдущему опыту. Граница, до которой налита вода, чем-нибудь отмечается, например, фломастером. Вода оставляется на один день, затем проверятся - что же произошло? Какая-то часть воды исчезла, испарилась. Отмечается новая граница и вновь, через день проверяется уровень воды. Вода неуклонно испаряется. Она не могла вытечь, она не могла впитаться. Она испарилась и улетела в воздух в виде маленьких частиц.
• Эксперименты с лучом света. Для этого эксперимента понадобится настольная лампа или фонарик. Пробуется определить, как разные предметы пропускают свет. Важно запастись листами бумаги (чертежная, обычный тетрадный лист, калька, цветная бумага из набора для труда и др.), полиэтиленом разной плотности, кусочками различной ткани.
Перед проведением опыта гипотетически предполагается, пропускает ли тот или иной предмет свет. Затем начинается сам эксперимент и опытным путем ищутся те предметы, которые свет пропускают, и те, которые его не пропускают.
• Эксперименты с магнитом и металлами. Многие дети знают, что магнит, как по волшебству, притягивает металлы. Но все ли металлы притягивает магнит? Этот эксперимент необходим, чтобы узнать это.
Для этого понадобится много самых разных металлических предметов. Кнопки, скрепки, шурупы, гвозди, монеты, металлическая линейка (подойдет и алюминиевая, и стальная), металлическая консервная банка, металлические части шариковой ручки и др.
В ходе проведения опыта выяснится, что магнит хорошо притягивает стальные предметы: кнопки, скрепки, шурупы, гвозди и др. И совсем не притягивает предметы из алюминия и меди: линейку, монеты и др. Очень важно по итогам эксперимента сделать выводы и умозаключения.
• Эксперименты с собственным отражением. Многие блестящие предметы, и это хорошо известно детям, позволяют увидеть собственное отражение. Попробуем провести эксперименты с отражением.
• Сначала давайте подумаем и поищем, где можно увидеть собственное отражение. После коллективной беседы на эту тему и нахождения нескольких вариантов можно попробовать поискать в комнате предметы, в которых можно увидеть отражение. Это не только зеркала, но и полированная мебель, фольга, некоторые детали игрушек. Свое отражение можно увидеть и, например, в воде.
• Разглядывая собственные отражения, попробуем определить, всегда ли отражение ясное и четкое. От чего зависит его ясность и четкость. Дети в ходе экспериментов придут к выводам о том, что предметы, имеющие очень гладкие, блестящие поверхности, дают хорошее отражение, предметы шероховатые - значительно хуже. А есть множество предметов, которые вообще не позволяют увидеть собственное отражение.
• Проведем специальное исследование причин искажения отражения. Например, собственное отражение можно увидеть в не очень ровном зеркале или оконном стекле, в блестящей ложке, смятой фольге или другом не плоском предмете. Почему в этом случае отражение такое смешное?
• Эти опыты могут получить интересное продолжение за пределами детского сада, дома. Например, детям можно предложить провести эксперимент по поводу того, как относятся к собственному отражению домашние животные. Особенно живо реагируют на собственное отражение котята, щенки, попугайчики и другие наши домашние любимцы.
3анятие (старшая группа) Тема " Будь природе другом".
Образовательная задача: Систематизировать и уточнить представления о свойствах воды и воздуха.
Развивающая задача: Развивать логическое мышление, воображение. Активизировать словарь детей (безголосый, бескрылый, водоем, легенда).
Воспитательная задача: Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.
Материал и оборудование: Банка стеклянная, сухие листья, два воздушных шара, два прозрачных стакана, кувшин с водой, краски с кисточками.
Ход занятия
Воспитатель. Планета наша — общий дом. И много лет мы в нем живем. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом.
Воспитатель. А что такое планета?
Дети. Земля, леса, озера.
Воспитатель. Да, это реки, моря, озера, леса, поля, небо и солнце, почва и воздух, т.е все что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. И самая маленькая букашка—тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает, дает все необходимое для жизни.
Нас в любое время года учит мудрая природа,
Птицы учат пению, паучок – терпению,
Пчелы в поле и в саду обучают нас труду
И к тому же в их труде все по справедливости,
Отражение в воде учит нас правдивости,
Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте
И при всей огромности обучает скромности.
Воспитатель: Ребята, чем мы с вами дышим? Ответы детей: Воздухом.
Воспитатель. Всегда ли воздух нам друг? Дети дают разные ответы.
Воспитатель. Давайте докажем (предлагает варианты).Где вы можете встретить чистый воздух?
Дети: В лесу, в парке, на море, в горах.
Воспитатель. А что значит чистый воздух? Ответы детей :Это когда легко и свободно дышится.
Воспитатель. А где вы можете встретить грязный воздух? Ответы детей :Рядом с заводом, где из трубы валит дым, на улице где много машин и т.д.
Воспитатель. А что значит грязный воздух? Ответы детей: Это когда дышать трудно и вредно.
Воспитатель. Правильно, не зря гласит поговорка "Солнце воздух и вода наши лучшие друзья" Что нужно сделать для того, чтобы воздух был чистый и все были здоровы?
Дети. Не загрязнять его.
Воспитатель. А воздух мы можем увидеть? Ответы детей: Нет.
Воспитатель. А услышать? Ответы детей: Да.
Воспитатель. Где вы его слышали? Ответы детей: Мы слышим его потому, что это ветер, а ветер это и есть движение воздуха.
Воспитатель. А вы хотите сейчас его увидеть и услышать? Ответы детей :Да.
Опыт
Цель: Определить с детьми как движется воздух.
Ход опыта: Взять стеклянную банку, положить в нее сухие листья, надуть воздушный шар и выпустить из него воздух прямо в банку.
Вывод: Воздух из воздушного шара, попадая в банку, с силой поднимает вверх сухие листья. И мы увидим, какой бывает ветер, который возникает из-за движения воздуха. Значит, свойство воздуха – это его движение с разной силой, и то, что он по-прежнему остается невидимым.
Воспитатель. Кому же нужен воздух? Ответы детей :Воздух нужен всем и особенно чистый.
Воспитатель. Люди заметили, там, где деревья – там чистый воздух, потому что деревья очищают его.
Воспитатель. Предлагает игру "Назови дерево" Ответы детей: Называют знакомые им деревья.
Динамическая пауза
Воспитатель. В природе много чудес: солнце, воздух, но самое интересное чудо природы — это вода. Ведь только на земле есть вода. Именно вода ее сделала зеленой и обитаемой. И нет на земле народа, который не чтил воду.
Легенда: У хантов нельзя кидать в воду камни, потому что можно потерять зрение.
Воспитатель. А вы не знаете таких случаев, когда кто-то загрязнял воду? Разные ответы детей.
Воспитатель. Предлагает провести опыт с водой.
Цель: Выяснить, что будет с чистой водой если ее загрязнить, используя простые краски.
Дети делают вывод: Вода имеет свойство растворять вещества и приобретать разный цвет. Та вода, которую закрасили, стала мутной, грязной и ее нельзя даже пить.
Игра на внимание (Да – подняли руки. Нет – присели.)
Вопросы: 1. Из речки можно пить воду? 2. Поливать огород? 3. Грязную воду выливать в реку?
4. Пускать кораблики? 5. Ловить рыбу? 6. Бросать в реку камни? 7. Купаться?
Воспитатель. Молодцы! Вы знаете как себя вести у водоемов. Сегодня мы убедились, что нам нужна чистая вода, так как вода — это источник жизни.
Вывод
В результате соблюдения всех перечисленных фактов у детей успешно происходит развитие познавательного интереса, они все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе, что способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности ребенка. Результат такого взаимодействия позволяет достичь основную цель экологического образования дошкольника — формирование нравственно-ценностных отношений к природе и людям, развитие чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой.