Учебно-методическое пособие
«Организация прогулки в старшей группе детского сада»
Муртазина Любовь Александровна
воспитатель ГБДОУ детский сад №2 компенсирующего вида
Кировского района города Санкт-Петербурга
Введение
Воспитание детей – процесс непрерывный. Всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка осуществляется и в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми а прогулке. Здесь в полной мере удовлетворяется их потребность в активных движениях, дети могут самостоятельно действовать при ознакомлении с окружающим миром, получать новые впечатления. Ребята в свободной игре самостоятельно действуют и с природным материалом и с игрушками.
Однако дети не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития в силу возрастных особенностей. Воспитатель должен руководить их деятельностью педагогически правильно. В течение учебного года прогулка с детьми проводится дважды в день, а ее общая продолжительность составляет до четырех часов. Порой воспитателям самим трудно распределить время так, чтобы было не только все время интересно, но и чтобы они не переутомились и не перевозбудились.
Данное пособие позволяет регламентировать деятельность детей на прогулке, благодаря чему воспитатель может без труда решать все задачи по воспитанию детей, поставленные перед собой.
Задачи:
1. Помощь педагогам дошкольных учреждений в организации проведения прогулок с детьми старшего дошкольного возраста в течение учебного года.
2. Помощь в распределении времени прогулки для решения педагогических задач.
3. Контроль за выполнением поставленных целей и задач по развитию познавательных, речевых и практических умений воспитанников в процессе знакомства и познания объектов природы и природных явлений.
Распределение деятельности детей на прогулке
1. Спокойная деятельность (20-25 минут)
1.1. Наблюдение в природе или ближайшем окружении (10-15 минут)
- путь солнца, ориентир – высокое дерево;
- образование сосулек;
- зимующие птицы: различение их по следам, по способу передвижения по земле.
1.2. Индивидуальная работа по развитию речи (10 минут) – обогащение словаря (Филя, Петя, Маша, Вася, Костя…)
- птицы – летают, ходят, прыгают, чирикают, клюют, щебечут, нахоливаются;
- звери – домашние, дикие, лохматые, голодные, сытые, здоровые, дикие…
2. Подвижная деятельность(35-42 минут)
2.1. Подвижная игра (10-15 минут):
– «Ловишки парами» (Осокина, 142)
- «Мороз – красный нос» (Осокина, 140)
2.2. Игровое задние (507 минут):
- Ходьба приставным шагом
- Правильное отталкивание при прыжках
2.3. Трудовая деятельность (10-15 минут):
- очистка участка от снега;
- выполнение построек для младших детей
2.4. Сезонные спортивные развлечения (10-15 минут):
- «Снежки по ногам»;
- «Самый ловкий, самый меткий»
3. Спокойная самостоятельная деятельность детей (25-30 минут):
3.1. Дидактические, хороводные игры (15-20 минут):
- «Добеги до дерева, которое назову»;
- «Летает – не летает»;
- «Хоровод бабушка Маланья»
3.2. Упражнения по профилактике нарушения осанки и опорно-двигательного аппарата (5-10 минут):
- «По канату»;
- «Донеси, не урони»
3.3. Спокойная игра (5-10 минут) («Строители»)
Приложение
Наблюдения в природе
Сентябрь
Осмотр участка детского сада.
Изменение освещенности в течение дня, продолжительность дня и ночи, первые заморозки, высота стояния солнца, роса, туман, небо (солнце, облака, тучи).
Прекращение роста растений и отмирание их верхних частей.
Различение кустарников, деревьев, трав по стволам, веткам, листьям, остаткам плодов.
Исчезновение насекомых (обнаружение мест их скопления). Отлет насекомоядных птиц (подготовка к отлету, сбор в стаи).
Октябрь
Осмотр участка детского сада.
Изменение освещенности в течение дня, продолжительность дня и ночи, первые заморозки, высота стояния солнца, роса, туман, небо (солнце, облака, тучи).
Облачность. Осадки.
Приближение птиц к жилью человека.
Сравнение одежды людей осенью и летом.
Ноябрь
Осмотр участка детского сада.
Изменение освещенности в течение дня, продолжительность дня и ночи, первые заморозки, высота стояния солнца, роса, туман, небо (солнце, облака, тучи).
Птицы вблизи жилья человека.
Длинная тень от солнца в полдень. Небо (хмурое, темные тучи).Деревья, кустарники.
Декабрь
Небо, солнце, тучи, звезды, зима. Восход и заход солнца (по ориентирам). Снег, снежинки (рассматривание через лупу). Метель, поземка, вьюга, определение погоды по приметам. Различение кустарников и деревьев по коре стволов, расположению ветвей, оставшимся на ветках плодам (лиственница, ель, ясень, липа, сирень, тополь). Замерзание воды лужах. Повадки зимующих птиц (у кормушек, помещений).
Экологическая тропа (зарисовки, циклические наблюдения, моделирование).
Январь
Небо, тучи, солнце, звезды и т.п. Определение погоды по приметам. Метель, вьюга, снегопад, поземка. Работа снегоуборочной машины. Сугробы на участке (измерение глубины сугробов в разных местах).
Поведение птиц в разную погоду. Гололед. Труд дворника в гололед. Разнообразие снежинок в зависимости от погоды (снежинки, хлопья, крупка).Следы на участке, различение их.
Птицы, животные (следы и повадки). Экологическая тропа.
Февраль
Увеличение продолжительности дня (путь солнца - утром, днем, вечером). Таяние снега (на открытых местах, возле деревьев). Образование сосулек.
Экологическая тропа. Зимующие птицы у кормушки (различение по следам, голосам, способу передвижения по земле). Зимующая трава под снегом.
Март
Увеличение светового дня. Солнце (греет сильнее), изменение его пути в течение дня. Последние зимние вьюги и бураны, поземка. Кучевые облака (зависимость количества облаков от таяния снега). Таяние снега, образование капель и сосулек. Снег (где быстрее тает). Ручейки, первые ростки травы. Деревья и кустарники на участке (почки). Мать - и мачеха (места наибольшего произрастания). Птицы (изменение поведения птиц: чирикают, греются на солнце, на деревьях, дерутся,). Гнездование грачей.
Апрель
Увеличение светового дня; солнца; голубизна неба; состояние погоды. Образование ручьев и луж на участке; первый весенний дождь; появление первой весенней травы. Мать – и - мачеха, цветение кустарников, деревьев.
Первые бабочки, божья коровка.
Птицы (скворцы, жаворонки; гнездование; установление времени прилета).
Май
Увеличение светового дня; солнца; неба; облака; весенние дожди; грозы.
Изменение в природе после грозы (светит солнце, капли дождя на деревьях, траве; лужи,). Нахождение теневых и солнечных мест на участке. Изменения на участке в связи с удлинением дня и потеплением. Сравнение цветов одуванчика и мать-и-мачехи.
Выявление вреда майского жука. Сравнение майского жука с божьей коровкой.
Птицы (воробьи, грачи, скворцы), охрана их, различение.
Дидактические игры
Сентябрь
«Не ошибись», «Вершки и корешки», «Похож – не похож», «Загадаем и отгадаем», «Найди, что опишу», «Магазин семян», «Отгадай, что за растение», «Угадай, какой наш дом», «Кто больше слов придумает», «Третий лишний»
Октябрь
«Исправь ошибку», «Вспомни разные слова», «Какая – какое- какой?», «Бывает – не бывает», «Созрело - не созрело», «Съедобное - не съедобное», «Узнай растение», «Детки в клетке», «Что где растет?»
Ноябрь
«Найди дерево по описанию», «К названному дереву беги», «Семена», «Найди пару», «Наоборот», «Хлопки», «Летает – не летает», Что это за птица?», «Бывает – не бывает»
Декабрь
«Что за птица?», «Природа и человек», «Добавь слог», «Назови птиц с нужным звуком», «Скажи по-другому», «Третий лишний (птицы)»
Январь
«Когда это бывает?», «Ищи», «Что за птица?», «Вчера, сегодня, завтра», «Кто где живет?», «Исправь ошибку», «Кому что нужно?», «Птицы, звери, рыбы», «Кто больше назовет предметов?»
Февраль
«Это правда или нет?», «Так бывает или нет?», «Придумай другое слово», «Что за птица?», «Летает – не летает», «Природа и человек», «Кто найдет короткое слово?», «Какое время года?», «Что это значит?»
Март
«Кто же я?», «Расскажи без слов», «Что это за птица?», «Назови три предмета», «Похож – не похож», «Закончи предложение», «Третий – лишний», «Отгадай, что за растение»
Апрель
«Птицы, звери, рыбы», «Найди дерево по семенам», «Хорошо – плохо», «Да или нет», «Кто где живет?», «Добрые слова», «Назови насекомое с нужным звуком», «Летает – не летает», «Похож – не похож», «Игра в загадки», «Наоборот», «Найди себе пару», «Третий – лишний (растения)»
Май
«Какое время года?», «А что потом?», «Загадаем и отгадаем», «Природа и человек», «Что сажают в огороде?», «Волшебное зеркало», «Повторяй друг за другом», «Узнай цветок», «Найдите, что опишу», «Наоборот», «Что за птица?», «Вершки и корешки»
Подвижные игры, игры-забавы
Сентябрь
«Бег на перегонки», «Ловишка в кругу», «Гуси-лебеди», «Огородники», «Классы», «Удочка», «Мяч через сетку», «Поймай мяч», «Сбей кеглю», «Мяч водящему», «Замри», «Дети и волк», «Кот на крыше», «Не намочи ног», «Рыбак и рыбаки», «Стадо», «Горелки», «Иголка, нитки, узелок», «Мы на луг ходили», «Ой, ребята, та-ра-ра», «Вокруг ворона хожу», «Капуста», «Карусель»
Октябрь
«Ловишки с мячом», «Догони», «Быстрые и меткие», «Ноги от земли», «Мяч вдогонку», «Лягушки и цапля», «Школа мяча», «Коршун и наседка», «Медведь и пчелы», «Хитрая лиса», «Бабушка Маланья», «Одинокий воробей», «Ходит Ваня»
Ноябрь
«Ловишка с приседаниями», «Эстафета парами», «Кто скорее?», «Пробеги змейкой», «Караси», «Стоп!», «Совушка», «Зайцы и волк», «Кот на крыше», «Пустое место», «Мы веселые ребята»
Декабрь
«Мороз – Красный нос», «Затейники», «Кто дальше?», «Шире шаг», «Кто быстрее?», «Неваляшки», «Зайцы и медведи», «Два Мороза», «Совушка», «Мы веселые ребята», «Гори, гори ясно», «Заря-заряница»
Январь
«Ловишки парами», «Ловишки со снежком», «Перетяжки», «Ледяные кружева», «Найди себе пару», «Сделай фигуру», «Пятнашки», «Кто сделает меньше шагов?», «Мороз – Красный нос», «Считай ногами», «Успей поймать», «Караси и щука», «Бабка-Ежка»
Февраль
«Метелица», «Тройка», «Эстафета», «Снег и лед», «Зима и лето», «Кто быстрее?», «Снайперы», «Курица и цыплята», «Ровным кругом»
Март
«Ноги от земли», «Пустое место», «Эстафета парами», «Палочка – выручалочка», «Охотники и звери», «Мышеловка», «Птички и кошка», «Хитрая лиса», «Сделай фигуру», «Волк во рву», «Солнечные зайчики», «Ровным кругом», «Заинька»
Апрель
«Отдай ленту», «Третий лишний», «Кто скорее?», «Стой!», «Тренировка футболиста», «Прыжки с короткой скакалкой», «Широким шагом», «Горелки», «Поищем лисичку», «Эхо», «Карусель», «Лягушки и цапля», «Зайцы и волк», «Пчелы», «Паучок»
Май
«Ловишки в кругу», «Быстрые и меткие», «Преодолей полосу препятствий», «Мяч вдогонку», «Невидимки», «Лесная эстафета», «Лиса и куры», «Хоровод в лесу», «Бабочки, лягушки, цапли», «Рыбак и рыбки», «Садовник», «Охотники и зайцы», «Стоп», «Растим мак», «Овес», «Гуси и волк»
Опытно-экспериментальная деятельность
Сентябрь:
- Свойства мокрого песка,
- в почве есть воздух, в воде есть воздух,
- летающие семена,
- потребность растений в воде,
- состояние почвы (состав почвы и изменение ее в зависимости от температуры).
Октябрь:
- летающие семена,
- увеличение тени,
- движение воздуха.
Ноябрь:
- водопроницаемость песка и глины,
- уличные тени,
- таяние снега на руке.
Декабрь:
- уличные тени,
- уличные тени от фонарей,
- свойства снега,
- зависимость состояния воды от температуры воздуха.
Январь:
- таяние и замерзание воды,
- зависимость состояния воды от температуры воздуха,
- вода и снег,
- защитные свойства снега.
Февраль:
- лед – твердая вода,
- зависимость состояния воды от температуры воздуха.
Март:
- зависимость состояния воды от температуры воздуха,
- движение воздуха,
- определение зависимости роста растений от температуры окружающего пространства
Апрель:
- состояние почвы в зависимости от температуры воздуха,
- уличные тени,
- вечерние тени,
- веселые кораблики.
Май:
- защитная краска кузнечика,
- зависимость почвы от температуры воздуха,
- рассматривание песка через лупу,
- солнце высушивает предметы,
- уличные тени,
- распространение семян,
- свойства мокрого песка.
Трудовая деятельность
Сентябрь:
- наведение порядка на участке,
- сбор красивых листьев и семян для гербария,
- сбор для ручного труда осенних листьев и семян,
- уборка опавших листьев и мусора в уголке леса.
Октябрь:
- помощь младшим детям в уборке песка вокруг песочницы,
- помощь дворнику в уборке на участке опавшей листвы,
- сбор красивых листьев на гербарий,
- сбор семян цветочных растений.
Ноябрь:
- наведение порядка на участке,
- помощь младшим детям в уборке участка,
- помощь дворнику в уборке на участке опавшей листвы, снега,
- посыпка дорожек песком,
- уборка своего участка.
Декабрь:
- уборка с дорожек снега,
- помощь дворнику в посыпании песком дорожек,
- расчистка дорожек от снега,
- ремонт поломавшихся кормушек,
- подкормка птиц.
Январь:
- помощь младшим детям в уборке снега на участке,
- стряхивание снега с кормушек,
- подкармливание птиц,
- стряхивание больших шапок снега с молодых веток,
- уборка снега с дорожек,
- помощь малышам в снежных постройках,
- посыпание песком скользких дорожек.
Февраль:
- ремонт кормушек,
- подкормка птиц,
- помощь детям младших групп в постройках снеговиков,
- помощь дворнику: посыпание дорожек песком.
Март:
- наведение порядка на участке,
- помощь дворнику в уборке снега с дорожек,
- сбор снега с лунки кустарников и деревьев,
- посыпание песком скользких дорожек.
- уборка участка оставшегося снега.
Апрель:
- наведение порядка на дорожках,
- уборка участка группы,
- помощь в уборке участка малышам,
- подготовка цветника к посадке семян растений.
Май:
- помощь дворнику в уборке территории,
- поддержание чистоты на участке,
- прополка палисадника.
Литература:
1.Дрязгунова В.А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» - М.:1981.
2. Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду» - М.: 1974.
3. Золотова Е.И. «Знакомим дошкольника с миром животных» - М.: 1982.
4. Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР» - М.: Просвещение, 1998.
5. Михайлова М.А. «А у наших у ворот развеселый хоровод» - Ярославль, «Академия холдинг». 2002.
6. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. «Игры и развлечения детей на воздухе» - М.: 1983.
7. Панкеев И.А. «Русские народные игры» - М.: Яуза, 1998.
Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» - М.: 1992.