«Декоративно-прикладное искусство
как средство патриотического воспитания и воспитание толерантности детей»
Дата проведения:
Место проведения: ГОУ детский сад №2698
Форма проведения: Мастер-класс
Руководитель: Воспитатель Ковальчук Оксана Алексеевна.
План работы
1. Введение в тему.
2.Теоретическая часть.
I. История городецкой росписи.
ØПоказ презентации№1
II. История Петриковской росписи
ØПоказ Презентации№2
ØПрактический фрагмент. Рисование Петриковской росписи в розетке.
III. История белорусских орнаментов.
ØПоказ Презентации№3 и №4
3. Заключительная часть.
ØПрактические рекомендации.
1. Введение в тему.
Все мы знаем, какую огромную роль декоративно-прикладное искусство играет в развитии детей. Но я хотела бы взглянуть на народное искусство с другой стороны. Мы попробуем рассмотреть роль декоративно-прикладного искусства в патриотическом воспитании и в воспитании толерантности. Декоративно-прикладное искусство это часть нашего исторического прошлого и часть нашей материальной культуры. В старшем дошкольном возрасте у ребят появляется гордость за свои достижения и они уже способны гордиться за свою Родину, за свой народ. Оказывается у нас столько талантливых людей, умельцев с золотыми руками, которые прославили свою страну на весь мир. А в чём же воспитание толерантности, спросите вы? Мы не только Россияне - великий народ, мы - славяне. Рядом с нами живут наши соседи - украинцы, белорусы, которые имеют такую же богатую культуру, у которых также есть, чем гордиться. И мы все , русские, украинцы, белорусы - славяне. Изучая декоративно-прикладное искусство России и других славянских культур, дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о связи содержания орнамента с окружающей природой, о символике; связи искусства с бытом и жизнью народов. Также дети учатся умению составлять узоры на мотивы разных народов, отличать орнаменты от других. Узнают, что орнаментом украшают одежду, обувь и различные хозяйственные мешочки, сумочки, мебель и т.д.
У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей, чувство уважения к другим национальностям. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции, будут ли наши дети чувствовать сострадание и уважение к ближнему.
2. Теоретическая часть
И так рассмотрим три росписи, в чём отличие, в чём сходство, историю росписей и какие материалы я могу предложить детям для ознакомления с росписями. Мы поговорим с вами о росписи России, Белоруссии, Украины. Сегодня мне будут помогать мои помощники - дети.
-Так чем же славится Россия?
Выходят дети в русских национальных костюмах:
1-й ребёнок:
Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Здесь весёлая и яркая Золотая хохлома,
Поварёшки, чашки, ложки привезли вам мастера.
Посмотрите все цвета, из весёлого Городца.
И листочки и цветы
Это все для красоты.
2-й ребёнок:
Вот игрушки расписные,
хохотушки вятские,
Щеголихи слободские
Кумушки посадские.
Филимоново и Дымка
Все игрушки разные.
Можно много говорить и всего не перечесть,
Товаров много у нас есть.
В: Сколько у вас товаров, чудесных.
В:
Ох, Россия, ты Россия,
Славы не убавилось,
Многими промыслами
На весь мир прославилась.
-Но в наши задачи не входит рассмотрение всего декоративно-прикладного богатства России, поговорим о росписи. А о какой, отгадайте загадку?
Ребёнок:
Ø Коль на досточке девица
Иль удалый молодец,
Чудо – конь и чудо – птица-
Это значит…
(Городец)
Правильно, Городец.
Рассказ сопровождается показом Презентации №1.
Я думаю, что все знают историю росписей и Городецкой, и Хохломской, Гжельской. Сейчас много методического обеспечения для изучения росписей. Но кто ни будь, задумывался почему в этой местности возникла именно такая роспись. Мы с вами не просто просмотрим презентацию росписи, а попробуем понять так почему же в этой местности возникла именно такая роспись и почему она так отличается от росписи Хохломы.
Вопросы после просмотра презентации.
Так почему роспись называется Городецкая?
(Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры. В селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское и др. Вокруг этих деревень стояли дремучие, могучие леса. Вся утварь, мебель, посуда в деревнях производилась вручную из дерева. В этой местности преимущественно жили ремесленники, землепашцы, люди крестьяне. В основном в долгие зимние вечера женщины-крестьянки занимались прядением, дети играли игрушками из дерева, которые им сделали отцы. Поэтому в XVIII в. возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая)
Почему в Городецкой росписи преобладали именно такое сочетание цветов - желтого фона , добавление синего, зеленого, красного цветов в изображении цветочного орнамента. Или для примера возьмём Хохлому, почему хохломская роспись в первоначальном её сотворении - это роспись на кухонной утвари (тарелки, ложки, блюда)? А Городец - это роспись досок, туесков, коробов. Толковый словарь русского языка В.И. Даля объясняет, что слово "донце" означает "дощечку, на которую садится у нас пряха, втыкая в нее гребень". Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу. Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком: жених дарил ее невесте, отец — дочери, муж — жене. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили. Поэтому русские умельцы раскрашивали прялки, старались, чтобы они выглядели красочными, волшебными. Вывод - Городец - Нижегородская область, Заволжье - простой люд, поэтому украшали то, что считали в доме главным, чем можно было бы гордиться , что передавалось по наследству, а именно прялка, сундуки, короба.
Для украшения досок мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией, очень редко встречающейся в народном искусстве. Фигуры вырезали из дерева другой породы и вставляли в соответствующие по форме углубления. Эти вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделялись на светлой поверхности донца. Располагая древесиной двух оттенков и пользуясь самым простым инструментом, народные умельцы превращали донце в произведение искусства.
В дальнейшем мастера стали применять еще и подкраску донец. Яркое сочетание желтого фона с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало его нарядным и красочным.
Со второй половины XIX в. сложная и трудоемкая техника инкрустации заменилась скобчатой резьбой с подкраской, а затем стала преобладать живописная манера украшения. Рисовали цветы, животных, барышень, кавалеров, т.е. сценки из повседневной жизни.
Коротко о Хохломе.
Хохлома— старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи.
В XVII веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владение Троице-Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы (ныне город Загорск). Деревянная посуда с самых древних времен была у русского человека в большом употреблении: ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров найдены в археологических раскопках еще X—XIII веков. Есть образцы, которые датируются несколькими тысячелетиями. Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно: древесина впитывает в себя жидкость, быстро загрязняется. Заметили, что промаслившиеся стенки сосудов легче моются, посуда дольше сохраняется. Тогда-то, вероятно, и « возникла мысль покрывать посуду олифой — вареным льняным маслом. Олифа покрывала поверхность предмета непроницаемой пленкой. Этот состав, применявшийся иконописцами для предохранения живописи от влаги, был известен русским мастерам с давних пор.
Возможно, также в связи с техникой писания икон возникло живописное искусство Хохломы. В целях экономии дорогостоящего золота мастера Древней Руси закрашивали фон иконы серебром. Затем, после окончания живописных работ, покрывали поверхность иконы лаком, приготовленным из льняного масла, и прогревали в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок и просвечивающее сквозь нее серебро тоже отливало золотом.
Росписью посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы: Новопокровское, Сёминно, Хрящи и Кулигино. Первые поселенцы этих деревень, скрытых в густых лесах, были «утеклецами», т. е. беглецами, укрывшимися здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола, помещичьего гнета. Среди них были и художники-иконописцы и мастера рукописной миниатюры. Они-то и могли применить технику золоченой окраски при изготовлении посуды. Я не буду глубоко вникать в истории Хохломы, кому интересно в папочке есть история Хохломской росписи.
ØПрезентация Городецкой росписи№1.
Наше путешествие продолжается- отправимся к соседям славянам.
2.Петриковская роспись.
1-й ребёнок:
– Эй, спешите к нам скорее,
Проходи чесной народ!
Проходите начинаем,
Украина вас зовёт!
2-й ребёнок:
– Добрый, день!
Украина песнями славиться,
Городами светлыми, новыми,
А какие сады вишневые,
И пшеница в поле красавица.
1-й : Вот гончарная посуда!
2-й: Ты скажи-ка — нам откуда?
1-й:Это всё труды умелых
Украинских мастеров.
– Вот роспись Петриковская
Листочки, ягодки, цветы
Нашу душу веселят
И на нас с тобой глядят.
– А вот чудо-писанка
Как детская песенка.
Как бабушкина сказка
Как матушкина ласка.
-Да Украины многим славится, и много можно взять для ознакомления детей. Рассмотрим Петриковскую роспись. Мне хотелось бы сказать, что методического обеспечения по изучению Петриковской росписи нет, поэтому всё что вы услышите, увидите собрано по крупицам. Возможно мы с вами обменяемся опытом.
Презентация №2.
История Петриковской росписи.
Название ее произошло от названия села Петриковка Днепропетровской области, Украина. Согласно историческим данным возникновения поселка связана с историей Новой Сечи. Местность по левобережью Днепра и речки Чаплинки, где и теперь находится Петриковка, входила тогда в состав Протовчанской казачьей паланки.
В Петриковке расписывалось, действительно, почти все: телеги и сани, сеялки-веялки, деревянная посуда и «мысники» к ней, т.е. полки, на которых посуда расставляется. Росписью украшались музыкальные инструменты – кобзы, бандуры и, обязательно, «скрыни», т.е. сундуки. Каждая девушка должна была иметь расписную скрыню для приданного. Внутри хаты расписывались роскошно: фризовая композиция вокруг дверей и окон, под потолком, по периметру «комына» - верхней части печи; «Букеты» размещались в простенках между окнами и на специальных углублениях комына – т.н. зеркалах. Петриковский орнамент растительный, часто с птицами – кукушками, петухами, голубями и фантастическими жар-птицами, реже с фигурками животных и людей, тяготеющий к стилю украинского барокко. Отражая явления местной флоры и фауны, народные мастера не копировали природу, а творчески переосмысливали ее в соответствии с народным эстетическим идеалом. Рука мастера свободно и органично (без предварительного рисунка карандашом – все с чистого листа начинается!) – переплетала черты реальных петухов и кукушек с народным представлением о красоте птиц вообще – так родились Петриковские сказочные птицы. Народное видение красоты цветов выразилось в создании их фантастических образов – т.н. «кучерявок» (кудрявок), «цыбулек» (луковичек), «папоротников», «смородинок» и др.
Традиции Петриковской росписи не только сохранялись, но и развивались. Если учесть, что не каждый житель села владел искусством росписи, а жить в хате-красавице хотелось всем, то и не удивительно, что само собою стали выделяться мастера-полупрофессионалы, работающие на з10359 человек) и эти мастера уже не успевали к великим праздникам расписать хаты всем желающим. Тут-то и возник новый для Петриковки заказ. Но к началу XXвека (в 1901 году население Петриковки составило метод декорирования стен. Появилась «малевка». Это та же самая роспись, но сделанная не на стене, а на тонкой бумаге. В межсезонье мастера создавали «малевки», затем продавали их на ярмарках. Купившему набор таких малевок оставалось лишь расклеить их по нужным местам.
Но как нам это донести детям? Для этого я составила сказку -легенду, как возникла роспись, стихотворение о Петриковской росписи. Петриковская роспись удивительно сказочная и красивая. Я думаю, что мы с вами так же попробуем нарисовать сказочный сюжет на тему Петриковской росписи. В начале я покажу вам элементы рисования Петриковской росписи.
ØПрактический фрагмент. Рисование Петриковской росписи в розетке.
Показ и рисование простого орнамента.
Рисование листиков(мазок-примакивание сразу с сильного нажима на кисть, получаются листья).
Рисование стебельков( рисование тонкой кисточкой №1 дугообразные линии)
Рисование ягодок(Резиновую часть пипетки натягиваем на стеклянный кончик до такого уровня, чтобы она слегка пружинила, но не изгибалась. Макаем резиновую часть пипетки в красную краску и вертикальным движением делаем отпечаток на бумаге. Получается круглая ягодка. Многократным повтором этой операции создаём группу ягодок и таким образом изображаем гроздь калины или рябины)
Наше путешествие продолжается.
Как вы думаете, чем славится Белорусь?
1- й ребёнок:
Добры дзень, шановные спадары!
Из родной Беларуси
Я встречаю зарю,
Всем мальчишкам и девочкам
“Добрый дзень!” – говорю.
-Я привёз вытынанки и Слуцкие пояса.
Так чем же славится Белоруссия? (Действительно вытынанки к нам пришли из Белоруссии, а также изделия из соломки.)
Но сегодня мы поговорим об орнаментах Белоруссии, т.е. о Слуцких поясах. Слуцкие пояса известны далеко за пределами страны, в годы войны их, как и белорусские вышитые рушники, вывозили как исторические ценности за рубеж. Показ презентации №3.
Знакомство с символикой орнаментов Белоруссии. Презентация №4 Сказка о символах.
Если вы заметили, то и символика и росписи, и легенды, и быт показывает что белорусы, русские, украинцы имеют одни славянские корни. Если могучее дерево распилить и разделить его корни оно погибнет, так изначально заложено природой, поэтому вывод сделан. А знаете к нам ещё один гость.
3.Заключительная часть.
Заходит Баба-Яга.
- Здравствуйте, мои хорошие, Здравствуйте мои милые! А, что вы тут делаете? Всё рисуете? Была я как то здесь в саду, умные ребятишки. Прямо из под носа спасли девицу красавицу. Ладно, не такая я и злюка. Погляжу, что сами то умеете раз ребятишек учите. У меня здесь волшебные картинки с красотой, с росписями разными, посмотрю как вы их знаете.
( нарисованы росписи разных мастеров -Хохлома, Городецкая, Жостово, Петриковская, орнаменты Белоруссии в виде пазлов).
Педагоги складывают, Баба Яга хвалит. Рекомендации по ознакомлению детей с росписями. Ознакомление с материалом.