Смотрова Наталия Алексанодровна,
воспитатель ГБДОУ №76, Калининского р-на, С.-Пб.
Развитие ребёнка в театрализованной деятельности.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя раскованно и свободно.
Тематика и содержание театрализованных игр имеет нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, ребенок принимает свойственные ему черты. Разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных героев. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве своем хотят подражать добрым, честным персонажам. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов, - создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театрализованные игры способствуют речевому развитию. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Психолог и философ, член-корреспондент АН С.Л.Рубинштейн писал: «чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно, использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального речевого литературного и художественного развития.
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста. От непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, ясно, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда обеспечивает право и свободу выбора каждого ребенка на театрализацию любимого произведения. Поэтому в зоне театрализованной деятельности в группе созданы разные виды кукольного театра:
- пальчиковый театр:
- театр игрушек:
- театр ложек:
- театр кукол с "живой рукой" :
- театр кукол "би-ба-бо" :
- теневой театр:
- театр тростевых кукол:
- театр кукол марионеток:
- театр ростовых кукол:
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Процесс создания развивающей среды бесконечен: постоянное обновление и дополнение.Театральные игры дают детям возможность применять полученные знания, проявить творческие способности в различного вида деятельности. Дети прорисовывают героев и отдельные эпизоды сказок, лепят героев сказки, выполняют аппликации, плетут из бисера.
ЛИТЕРАТУРА:
· М.Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду», - Москва., 2001г.
· Н.Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр», - Москва, 2002г.
· Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова «Воспитание ребенка – дошкольника», - Москва, 2003г.