Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Конспект совместной досуговой - образовательной деятельности

Осенние посиделки

 

Цели и задачи:

 

- нравственно-патриотическое воспитание (формировать интерес к истокам и традициям русского народа);

- закрепление представлений детей об осени, как времени года;

- закрепление знаний детей по лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные».

 

Оборудование:

 

- сарафаны для детей;

- обстановка группы в стиле деревенского дома (половики, скатерти, нарисованная печь, самовар, деревенская утварь);

- магнитная доска;

- картинки с изображением разных жилищ людей (современный дом, изба, юрта, шалаш);

- корзина с натуральными фруктами и овощами;

- разрезная картинка (корова);

- картинки с изображением труда в деревне;

- картинки с инструментами (пила, топор, молоток);

- платочки для игры «Определи на ощупь»;

- картинки с жилищами животных (конюшня, свинарник, коровник, птичник);

- соленое тесто.

 

Ход совместной досугово- образовательной деятельности:

 

Дети сидят в нарядных сарафанах на диване перед столом.

  

Педагог-         Вот художник, так художник

                         Все леса позолотил,

                         Даже самый сильный дождик

                         Эту краску не отмыл,

                         Отгадать загадку просим,

                         Кто художник этот? (осень)

 

  Дети-   Осень!

  Лера-           Если на деревьях листья пожелтели,

                        Если в край далекий птицы улетели,

                        Если небо хмурится, если дождик льется

                        Это время года осенью зовется.

 

Кристина-     Листья желтые в саду

                        Ветер подметает,

                        Это только раз в году

                        Осенью бывает.

 

 

 

Вероника-       Осень, осень, непогода

                         Листья кружатся, летят

                         Лужи прямо у порога

                        Мокнут ножки у ребят

 

 

Педагог-   Наступила осень! Очень красивое время года, об осени сложено много     песен, вы прочитали красивые стихи. А как можно сказать про осень?

 

Дети-   Золотая! Красивая! Нарядная! Богатая! Урожайная пора! Грустная пора!

 

Педагог -    Послушайте загадку:

                           Оголяются леса!

                          Молкнут птичьи голоса

                          Мишка в спячку завалился

                           Что за месяц к нам явился?

Дети -     Это ноябрь.

 

-А какие еще вы знаете осенние месяца?

Дети

 – сентябрь, октябрь.

Педагог

 - Про какой месяц можно сказать ранняя осень? А про какой, поздняя осень?

-Ноябрь - это поздняя осень, время, когда совсем становится холодно. Люди готовятся к зиме.  В это время в старые добрые времена у русских людей был обычай, когда зерно было собрано с полей, заканчивались полевые работы, собран урожай в огороде и в саду, люди коротали осенние, да и зимние вечера в деревенской избе и назывались эти вечера -  посиделки.

 

Лера-  На завалинке, в светелке

           Иль на бревнышках каких

           Собирали посиделки

           Пожилых и молодых.

           Добрым чаем угощали

           С медом, явно без конфет

           Как и нынче мы общались

           Без общенья жизни нет!

 

Кристина- При лучине ли сидели

                    Иль под светлый небосвод

                    Говорили, песни пели

                    Обсуждали огород.

 

Педагог -  да, это было так.

      Как говорится в русской пословице « От скуки бери дело в руки»

      Только скажите, девочки, если уж мы заговорили о том, где проходили деревенские   посиделки, давайте подумаем, что за место это было?

Дети

 -  Изба!

 

Педагог

 -  А какие жилища людей называли избами?

 

Дети

 -  Это дома, которые строили из бревен, деревянные.

 

Педагог

 – Перед вами картинки с изображением жилищ человека (вигвам, многоэтажный дом, шалаш, замок, юрта). Покажите избу!

Лера выбирает на доске картинку с изображением избы.

 

Педагог – Изба, сруб, а еще говорили срубить сруб.

А какие инструменты при этом нужны,

 

Отгадайте загадки:

 

- Кланяется, кланяется, придет домой, растянется (топор)

-Туда-сюда снует, а что в зубы возьмет, на две части разжует (пила)

-Сам деревянный, а голова железная (молоток)

 

Дети показывают ответы на картинках.

Педагог -   Дома рубили при помощи топора из толстых бревен. В народе говорили: «Чем больше рук, тем легче труд»

Давайте повторим и запомним эту пословицу.

 

Педагог- А еще говорят: « Изба тогда богата, когда гостям рада»

 

-А вот я вижу, к нам кто-то идет.

(Входит дед, кланяется)

 

Дед -  Доброго денечка, хозяева! Мимо проходил, услышал, что весело у вас, думаю, дай зайду.

 

Педагог (хозяюшка).- Проходи,  дедушка. А что такой усталый?

 

Дед -  в деревне люди без дела не сидят. В любое время года много работы, а особенно осенью. Надо урожай собрать в огороде, в саду.

- а вот вы, девочки, будущие хозяюшки знаете, что растет в огороде?

 

Педагог (хозяюшка) и дети-  Знаем, дедушка!

(пальчиковая гимнастика):    Огород у нас большой,

                                              Урожай здесь неплохой,

                                              Овощами называют,

                                               Все, что с грядок собирают!

Дед -  а в саду?

 

Дети- Знаем!

(пальчиковая гимнастика):    Мы у бабушки в саду

                                               Фрукты собирали

                                                Груши, яблоки и сливы

                                                С дерева срывали! 

Дед -  Молодцы! Все знаете. Все умеете!

 А определить на ощупь, что за овощи и фрукты сможете? 

Дети – Да, можем.

 

Дидактическая игра «Потрогай, назови».

Детям по очереди завязывают глаза и предлагают на ощупь определить  овощ или фрукт.

Дед-  Ну все вы знаете!

 

Педагог (хозяюшка) -  Так мы и спеть  можем про огород!

 

Звучит музыка, и дети поют песню про огород «А у нас есть огород».

 

Дед  - Молодцы, хорошо поете! Но в деревне не только огородом живут люди! Столько дел! Столько работы!

 

Педагог  -   дедушка,  наши дети знают про деревенскую жизнь! Многие жили летом в деревне! Девочки знакомы с бытом, работой сельских людей, потому что мы в садике читаем, слушаем    взрослых, которые рассказывают и показывают много интересного. Вот послушай…

 

Педагог показывает картинки, а дети комментируют:

  1. при сборе урожая используют специальную технику (комбайны, трактора, грузовые машины)
  2. сено косили, стога метали.
  3. работы в саду, огороде.
  4. много работы  по уходу за животными.

 

Дед  -  да и у меня есть картинки, хочу показать вам свою живность.

- Вот ответьте, место, где живут мои лошади, как называется? (конюшня)

- а птицы где живут? (птичник)

- а коровы где живут? (коровник)

- Какие вы молодцы! Ну а теперь задание посложнее…

 

Дидактическая игра «Собери картинку из разрезанных частей».

 

Педагог (хозяюшка) -  Итак, дедушка, дети говорят, что получилась корова!

 

Дед - Какая польза от нее? Что корова дает?

Дети:Молоко!

 Дед-  Что делают из молока?

 

Дети -  сметана, творог, масло, кефир, йогурт, ряженка.

 

Педагог (хозяюшка)-  не зря корову кормилицей называют.

 

Дед- Да! Тяжелая жизнь в деревне! Но люди живут там добрые, заботливые, приветливые и жизнь там веселая, умеют скуку прочь прогнать. Не зря говорят «Делу время, потехе час». Да вам об этом моя внучка расскажет..

Зовет: «Серафимушка, иди сюда!»

 

Под русскую народную музыку вбегает и кружится внучка(девочка из подготовительной группы).

 

Внучка  - Ой! Как у вас здесь интересно!

Педагог (хозяюшка)-  а у нас, Серафимушка, посиделки. Мы и про урожай поговорили, и  про жизнь деревенскую, и песню спели.

 

Внучка- Здорово! Ой! Как у вас здесь красиво (подходит к столу, рассматривает поделки и рисунки детей на деревенскую тему).

 

Педагог (хозяюшка) -  А это, Серафима, товар с ярмарки, с давних-давних пор у русского народа обычай - осенью устраивать веселые ярмарки, на которые съезжались люди с далеких деревень, люди мастеровые, талантливые. И чего там только не было! Посуда! Поделки! Игрушки!

 

Внучка -  Здорово!

 

Педагог (хозяюшка) -  Вот, Серафимушка, и наши девочки учатся этому ремеслу, посмотри, какие чудные тарелочки расписали!

 

Внучка- Ой! Как здорово! Ой! Как красиво! Какие красивые ложки!

   

Педагог (хозяюшка) -    Девочки наши их расписали, да  еще научились на ложках играть!!!

 

Внучка-  Давайте же сыграем!

Звучит русская народная музыка и дети с педагогом и внучкой играют на ложках.

 

Внучка-                   А сейчас для вас, ребята,

                               Загадаю я загадки

                               Знаю, знаю наперед

                               Вы смекалистый народ!

 

 

1)четыре ноги, два уха, один нос и брюхо (самовар)

 

2)В избе  изба, на избе - труба, зашумело в избе, загудело в трубе, видит пламя народ, а тушить не идет (печь)

 

 

 - Ну а раз про печку, хозяйку в каждой избе вы все знаете, я предлагаю испечь пироги.

Дети с педагогом и внучкой садятся за стол делать пироги из соленого теста.

Готовые пироги внучка кладет на поднос и ставит в печь.                                                       

 

Дед - хозяйка, ставь самовар! Подавай, внучка, пироги с пылу,  с жару!

Педагог (хозяйка) вынимает из печки настоящие пироги и угощает детей и гостей.    

 

 

 

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»