Цель разработки: организация в ДОУ условий для дифференцированной подготовки педагогов по экологическому образованию детей разновозрастной группы с учетом особенностей эколого-педагогической готовности воспитателей.
Задачи:
1. Определить общую направленность подготовки с учетом дифференцированного подхода.
2. Выделить основные методы и формы ее организации.
3. Осуществить планирование.
4. Определить содержание и технологию работы, способствующее развитию у педагогов стремление осуществлять экологическое воспитание детей, формирование комплекса профессиональных знаний и умений по методике экологического образования в разновозрастной группе.
Основной идеей методической разработки является осуществление дифференцированного подхода в работе с педагогами по подготовке к эколого-педагогической деятельности в разновозрастной группе.
Работа предполагает три последующих этапа:
1 этап – подготовительный
Задачи:
1. Создание творческой группы
2. Определение направленности подготовки с учетом дифференцированного подхода
3. Составление планирования
Цель инициативной группы: на основе дифференцированного подхода организовать обучение педагогов теоретическим знаниям и практическим умениям по экологическому образованию для работы с детьми в разновозрастной группе.
План повышения квалификации кадров по экологическому образованию в разновозрастных группах рассчитан на реализацию в течении всего учебного года.
2 этап – преобразующий
Задачи:
1. Определение форм и методов повышения квалификации педагогов по экологическому образованию в разновозрастных группах
2. Определение содержания
3. Обучение педагогов на основе дифференцированного подхода
Процесс обучения построен с учетом следующих требований:
· Вариативность образовательных запросов
· Ориентация на самоанализ собственной эколого-педагогической деятельности и осознания необходимости ее совершенствования
· Использование таких форм и методов учебной работы, которые направлены на осмысление собственного педагогического опыта и творческую его переработку.
Основные формы и методы, используемые в работе с педагогами для повышения уровня готовности эколого-педагогической деятельности:
ØЛекции в форме диалога – пояснение содержания темы, ведется рассуждение с педагогами
ØСеминарские занятия по типу «малых групп»
ØГрупповая дискуссия
ØИгровое моделирование
ØПрактикумы в малых группах по совершенствованию профессиональных умений
Другие формы организационно-педагогической работы (педсоветы, медико-педагогические совещания) носят опережающий обучающий характер.
Формы и методы работы с педагогами по подгруппам.
Формы и методы |
задачи |
Семинар Деловая игра Практикум Индивидуальные консультации
|
Совершенствование умений в области педагогического мониторинга. Повышение уровня профессиональной компетентности. |
Диспут Семинар Семинар-практикум Деловая игра
Семинар Лекция-беседа Практикум Индивидуальные консультации
|
Приобретение знаний и умений в области педагогического мониторинга.
Освоение альтернативных и вариативных образовательных программ Повышение уровня профессиональной компетенции |
Диспут Семинар Семинар-практикум Деловая игра
Семинар Лекция-беседа Практикум Круглый стол Диспут
|
Приобретение знаний и умений в области педагогического мониторинга. Освоение альтернативных и вариативных образовательных программ
Освоение инновационных педагогических технологий экологического развития детей |
Учебно-тематический план подготовки педагогов по экологическому образованию детей разновозрастной группы.
№ |
тема |
форма |
часы |
1 |
Значение мониторинга педагогического процесса экологического развития детей
|
Диспут
|
1 час |
2 |
Проблема системного подхода к мониторингу педагогического процесса в разновозрастной группе
|
Семинар
|
2 часа |
3 |
Критерии оценки освоения программы экологического образования детьми дошкольного возраста
|
Семинар-практикум |
1 час |
4 |
Самоанализ профессиональной компетентности в области экологического образования детей дошкольного возраста
|
Деловая игра |
1 час |
5 |
Вариативные программы экологического образования для детей
|
семинар
|
1 час |
6 |
Индивидуально-дифференцированный подход в организации работы с детьми в разновозрастной группе
|
Лекция - беседа |
1 час |
7 |
Принципы и особенности построения экологической предметно-развивающей среды
|
Семинар или дискуссия |
2 часа |
8 |
Планирование и содержание методов экологического образования детей в разновозрастной группе в соответствии с новыми педагогическими технологиями
|
Практикум |
2 часа |
9 |
Анализ перспективных план воспитателей
|
Практикум |
2 часа |
10 |
Формирование у детей гуманного отношения к природе
|
Круглый стол |
1 час |
11 |
Активизация познавательной деятельности детей в процессе экологического развития
|
диспут |
2 часа |
3 этап – самостоятельного применения знаний.
Самостоятельное применение эколого-педагогических знаний и умений в работе с детьми разного возраста предполагает организацию помощи и контроля для педагогов.
Цель контроля: совершенствование эколого-педагогического процесса и оказание каждому воспитателю конкретной помощи.
План контроля за эколого-педагогической деятельностью воспитателей разновозрастных групп.
Форма контроля |
Название
|
|
Вариативные программы экологического развития детей
|
|
Мониторинг уровня развития детей по экологическому воспитанию
|
тематический |
Организация построения экологической предметно-развивающей среды в группах
|
|
Анализ документации эколого-педагогического процесса в разновозрастных группах |
отчет |
Творческие отчеты по эколого-педагогической работе с детьми в разновозрастной группе |
|
Особенности организаций наблюдений и их проведение |
Система изучения эколого-педагогической деятельности рассчитана на реализацию в течении всего учебного года.