Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Влияние танцевальных упражнений на эмоциональное и физическое развитие детей дошкольного возраста

Гаврилюк Ольга Петровна,
педагог дополнительного образования
ГБДОУ № 112 Выборгского района
Санкт-Петербурга

Танец и музыка – вот, что лечит нас эмоционально. Легко у человека на душе он танцует и поет, печаль – тоже танцует. Но мы рассмотрим танец как процесс физиологического лечения человека.

Я работаю в дошкольном учреждении хореографом, поэтому буду рассматривать танец, который непосредственно влияет на процесс лечения и становления личности с дошкольного возраста.

Этот возраст один из наиболее ответственных периодов в нашей жизни. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физиологического развития ребенка и формируется его личность.

В период от 3 до 7 лет идет интенсивный рост ребенка, он развивается, движения становятся для него потребностью. Поэтому танцевально-ритмическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

Движения подбираются с учетом индивидуальных особенностей детей и основываются на простых общеразвивающих упражнениях. Так, например, reveransили поклон изучается без первого шага, а просто, у мальчиков с поклона головы, а у девочек с меленькой «пружинки» (demiplie).

Дети изучают основы хореографии с партерного станка, такие как releveи «велосипед». Эффективность этих движений зависит от разностороннего воздействия на опорно-двигательную систему, сердечнососудистую, дыхательную и нервную. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, но и образными упражнениями, сюжетными композициями. Так, движение demiplieизучаем в образе «лягушат», положение стопы – первая  позиция, носочки развернуты в сторону, пяточки вместе, при приседании коленочки открываются в сторону, смотрят на носки. По второй позиции – образ «паучка» (пяточки находятся на расстоянии друг от друга, носки также открыты в сторону, при приседании, корпус ровный, пятки от пола не отрываются, а колени смотрят на носочки).

В этом возрасте косточки еще окончательно не сформированы, не завершено окостенение позвоночника, грудной клетки, конечностей. Позвоночник гибок и податлив и при неправильном положении корпуса возможно его искривление, поэтому преподавателю хореографии, воспитателю и инструктору по физической культуре, необходимо совместно уделять особое внимание осанке и походке ребенка.

Занятия начинаем с марша по залу. Следим за осанкой, вытянутостью коленей и стопы. Шаг на носках – подтянутость корпуса и, опять таки, вытянутость коленей. Все упражнения даются с учетом правильного положения корпуса (см. табл.1).

Таблица 1

Пример движений и их положительного влияния на развитие ребенка

 

№ п.п.

Движение

Что развивает - движение

Положительное влияние

1

Приветствие – reverans,

demiplie- приседание

Эластичность ног, развивает паховые мышцы и мышцы голени, плавность, устойчивость, косолапость, осанку

Устойчивость, правильная осанка, эластичность, исправление косолапости

2

Batmentttendu– вынос ноги на носок

(в народном плане)

Точность движения, координацию, устойчивость, ловкость, внимание,

развитие подъема

Осанка, внимание, усвоение правая, левая нога, косолапость

3

Позиции рук классического и народного танцев

Танцевальность рук, гибкость корпуса, подтянутость спины и грудной клетки

Пальчики группируются, ладошки принимают правильную форму – сгруппированность, эмоциональность

4

Tamps livecotte - прыжки

Прыгучесть, устойчивость, эластичность мышц, осанка

Исправление косолапости, точность движения, внимание

 

Для детей младших групп все эти движения мы используем в игровой форме, на партере (на полу).

 Batmentttendu– стучим, чтобы услышать «мышку», tampslivecotte– «заинька». Чередуя шаг на носках и пятках – это «цыплята» и «медвежонок». Позиции рук – «надуваем шарик». Народные руки – чистые ручки.

Итак, благодаря танцу у детей развивается весь суставно-мышечный аппарат (мышцы шеи, грудной клетки), дает правильную постановку головы, рук и ног, вырабатывает точность, свободу, эластичность и координацию движений. Танец помогает освободиться или исправить сутулость, перекоса плеч, косолапости. Развивает силу, выносливость, а также собранность, внимание, воображение. Проведенный нами мониторинг эмоционального и физического развития детей дошкольного возраста в детском саду № 112, выявил положительное влияние указанных в таблице 1 и применяемых нами на занятиях хореографией упражнений. Так, значительно уменьшилось количество детей, имеющих косолапость (с 40 % до 20;%) и плоскостопие (с 30% до 20%). На 10 % уменьшилась сутулость у детей в старшей подготовительной группе. Наблюдение за поведением наших воспитанников на занятиях и вне их, показало, что танцевальные упражнения и сами танцы благотворно повлияли на эмоциональную сферу детей. Они стали более раскрепощенными в общении,  открытыми в проявлении своих эмоций.

важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. Последующие их самостоятельные мнение и суждение порой заслуживают уважения. Доктор Селия Спарджер - бывший консультант Королевского балета Англии - писала, что «балет является слишком сложным средством воспитания осанки, дисциплинированного и красивого движения, быстрой мозговой реакции и сосредоточенности, чтобы ограничить его изучение лишь для немногих избранных» [3, с. 112]. В российском  дошкольном образовании уроки по хореографии становятся обязательными. Они воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты.

 

В заключение отметим, что занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно.


Литература

1.     Ваганова А. «Основы классического танца». М., 1980 г.

2.     Развитие эмоциональной сферы ребенка средствами игрового танца [Электронный ресурс] «Прекрасный Мир Танца» - Все о детской хореографии URL: http://plie.ru/?vpath=/news/data/ic_news/1766

3.     Спарджер С. Телосложение и балет. Лондон, 1958

4.     Хоровод как форма народной хореографии [Электронный ресурс] «Прекрасный Мир Танца» - Все о детской хореографии. URL: http://plie.ru/?vpath=/news/data/ic_news/1766/

5.     Хоровод как форма народной хореографии [Электронный ресурс] «Прекрасный Мир Танца» - Все о детской хореографии. URL: http://plie.ru/?vpath=/news/data/ic_news/1766/

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»