Воспитание культуры безопасного поведения дошкольников
в разных ситуациях
Иванова Мария Валерьевна,
воспитатель ГБДОУ №118
Санкт – Петербурга
Ребенок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Начиная познавать мир, он сталкивается с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут угрозу здоровью и даже жизни. Основная задача взрослых – привить детям культуру безопасного поведения. Безопасность поведения на улице, в быту, общении с людьми – все это составляющие общей культуры безопасности.
Как сделать так, чтобы и взрослые были спокойны и дети находились в безопасности? Нужна планомерная, профилактическая работа с детьми в игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.
Одна из важных сторон общей культуры безопасности - это безопасное поведение с огнем или пожарная безопасность. Чтобы не случилось беды, мы, взрослые должны предупредить ребенка о, возможных последствиях его действий, но не напугать его. Взрослый на основе наглядного материала должен показать, как созидательную, так и разрушительную сторону огня. Огонь – друг, благодаря огню жизнь человека стала лучше. Но при неправильном обращении огонь может стать и врагом. Во многих случаях от самого человека зависит, станет ли огонь другом или врагом. Это правило нужно детям хорошо запомнить. Закреплению и уточнению знаний детей способствуют:
· чтение художественной литературы;
· использование публикаций периодической печати;
· игровая деятельность ( дидактические, сюжетно – ролевые игры);
· конкурсы детских поделок и рисунков;
· тематические праздники и развлечения;
· совместная творческая деятельность детей и родителей.
Использование разнообразных форм работы с учетом возрастных особенностей детей позволят воспитателю сформировать навыки правильного обращения с огнем, огнеопасными предметами.
Следующей важной стороной формирования культуры безопасного поведения, это безопасность на улице. Она включает в себя следующие проблемы: ПДД, общение с незнакомыми людьми, с культурой поведения в транспорте, в общественных местах, на прогулке.
В младшем дошкольном возрасте ребенка важно познакомить с видами транспорта ( пассажирский, грузовой). Во время прогулки к ближайшему перекрестку познакомить с работой светофора. Уточнить с детьми значение цветовых сигналов для пешеходов и водителей. Полученные знания закрепить в дидактических играх ( «найди свой цвет», (хорошо - плохо», « собери светофор»). Необходим перенос знаний в сюжетно – ролевую игру, где водители управляют машинами, дорогу переходят мамы с детьми, по тротуарам шагают дети в школу, в детский сад, взрослые спешат на работу.
При воспитании культуры безопасного поведения дошкольников важно говорить об опасности контактов с незнакомыми людьми. Большинство детей видят опасными людей с неприятной внешностью или неопрятно одетых. При помощи анализа сказок ( «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Аленький цветок», «Золушка») воспитатель подводит детей к мысли о том, что внешность обманчива. Нужно быть осторожными с незнакомыми людьми. Но вместе с тем важно настроить детей на мысль, что нет плохих людей и хороших, есть люди с плохими намерениями. Следует рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого ( хватает за руку, берет на руки, сажает в машину) и выработать с детьми тактику поведения в подобных ситуациях. Дети должны знать, что им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: « На помощь, помогите!». Цель педагога – научить детей (прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе), как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали с обычными детскими капризами.
Важно научить ребенка безопасному поведению, связанному с водой. Все отлично знают, понимают, пользу, которую приносит вода ребенку: закаливание организма, физическое развитие, укрепление нервной системы. Вопрос только в том, при каких обстоятельствах вода может нанести вред. Воспитателю важно поговорить с детьми о температуре воды, оптимальной для купания; о местах купания ( пологий берег, медленное течение, прозрачная вода, песчаное дно). Задача родителей заключается в недопущении купания в неустановленных местах, в присмотре за детьми. Родителям важно знать, что места для обучения детей дошкольного возраста плаванию должны быть глубиной не более 0,7 метра. В местах купания должен быть пологий уклон до 1,5 метра без ям, уступов, водорослей, камней, стекла. Педагогам необходимо прививать культуру безопасного поведения на берегу, в воде, в бассейне. При купании дети должны знать следующие правила:
· купаться только в строго отведенных местах;
· не заплывать за буйки;
· не допускать нарушения мер безопасности на воде;
· не плавать на надувных камерах, досках, матрацах без присмотра родителей;
· не купаться в воде, температура которой ниже +18 градусов
· купаться только в присутствии старших.
Обучение младших дошкольников сводится только к формированию культуры безопасного поведения в бассейне:
· входя в бассейн не толкаться;
· в бассейне не хватать друг друга за руки, за ноги;
· кричать только в случае опасности;
· не прыгать в бассейн, а спускаться по лесенке.
Важной ситуацией при воспитании культуры безопасного поведения – это безопасность дома. Помимо пожарной безопасности, о которой говорилось выше, важно акцентировать внимание ребенка на медицинских препаратах. Детей надо научить, аккуратно обращаться с колюще - режущими предметами, бытовой химией. Предметы быта, которые являются источником повышенной опасности, для детей делятся на три группы:
· предметы, которые находятся в зоне доступа ребенка и которыми категорически запрещается пользоваться (газовые плиты, электрические розетки, спички)
· предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты)
· предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить, правильно обращаться (иголка, ножницы, нож). При необходимости прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений - «Кошкин дом» С. Маршака, играми – драматизациями.
Проблемы безопасности детей в связи с предметами второй группы и правила их хранения являются содержанием работы педагогов с родителями.
Чтобы научить детей пользоваться предметами третьей группы, необходимо организовать обучающие занятия, проанализировать ряд проблемных ситуаций, провести занятие с элементами тренинга «Один дома».
При воспитании культуры безопасного поведения важно помнить и знать о безопасности в природе. Дети активно познают природу. Воспитатель знакомит детей с теми растениями, которые вокруг детского сада, уделяя особое внимание ядовитым растениям, поясняя, что любое ядовитое растение может одновременно быть и лекарственным. Важно бережно относиться ко всему живому. Обязательно должны быть проведены консультации с родителями на тему « О полезных и ядовитых растениях и грибах леса»; нужно оформить стенды по данной теме. Организуя наблюдения на прогулках и экскурсиях, воспитатель не только знакомит детей с растениями, птицами, насекомыми, но и воспитывает у детей способность любоваться красотой природы и ценить ее.
Важно содействовать воспитанию у детей эмоционально положительного отношения к лесу, вызывать добрые чувства и побуждать детей к деятельности, сознательно направленной на охрану природы. Участие в посильных природоохранных акциях вместе со взрослыми, способствует формированию у детей культуры поведения в природе.