Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Наблюдения показывают, что возросло число  детей неспособных справиться с непосредственно образовательной деятельностью и адаптацией к условиям детского сада, а в дальнейшем и к школьной жизни.  Все  педагоги знают как много в нашей жизни проблем, но один вопрос не  давал покоя: «Почему, проводя большую работу с детьми в непосредственной образовательной деятельности и вне, режимных моментах, стараясь дать детям много интересной информации, а результаты оставляют желать лучшего?» Данное противоречие ставило в тупик. С одной стороны проводится систематическая работа с детьми, используя новинки методической литературы, новые программы, технологии, методики, а с другой стороны результаты не радуют.

   Анализ интеллектуальной готовности к школе, за последние годы, показал, что одной из составляющей данной проблемы, является неспособность детей к запоминанию.

  Основной целью данной статьи является – развитие памяти детей, используя мнемотехнику. У дошкольников память носит непроизвольный характер, поэтому для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей  приемы запоминания и припоминания. Этому и способствует мнемотехника.  Главное в работе – это не просто использование искусственных приемов мнемотехники, которые имеют лишь второстепенное и вспомогательное значение, а установление логически оправданных, осмысленных связей, которые устанавливаются как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо хорошо уже известным.

    Проблема развития памяти в последнее время стала очень популярной среди исследований педагогов и психологов. В отечественной психологии проблемой развития памяти занимались : П.И.Зинченко, Т.В.Болыпева, И.А. Барташникова, Е Синицына, Л.В.Черемошкина. Проанализировав труды данных психологов, важно научить детей управлять процессом запоминания. Как бы ни была сильна природная память, ведущая роль принадлежит культурной. Одним из первых экспериментальных исследований непроизвольного запоминания было исследование Зинченко. Результаты опытов показали, что продуктивность непроизвольного внимания с возрастом увеличивается. Эти данные свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте запоминание является результатом деятельности  и зависит от того на что направлена эта деятельность.

   Первый, сохранившийся труд по мнемотехнике, приписывается Цицирону. Мнемотехнику разрабатывал, изучал  и преподавал Джордано Бруно. Ею интересовался Аристотель и преподавал ее своему ученику Александру Македонскому. Феноменальной памятью на основе мнемотехники, обладали Юлий Цезарь и Наполеон.

    Всем известны такие распространенные запоминалки, например как:

  • Запоминание порядка следования цветов в солнечном спекторе
  • Каким образом можно запомнить определение биссектрисы
  • Формулы воды
  • Падежей

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

 Основной «секрет» мнемотехники прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько  зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.    

       Поэтому целью можно назвать – развитие разных видов памяти у детей дошкольного возраста

Задачи:  научить детей управлять своей памятью, увеличивать ее объем, используя приемы мнемотехники.

Существует много приемов мнемотехники, но приемлемыми для дошкольников является: группировка, классификация, поиск опорного пункта, схематизация, структурирование материала.

  Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблица -  это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приема работы с мнемотаблицами  значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов. Мнемотаблица – это преобразование из абстрактных символов в образы, развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении..

Например, работа с мнемотаблицей по сказке «Теремок». Занятие состоит из нескольких этапов.

  1. Рассматривание таблицы и разбираем то, что на ней нарисовано
  2. Осуществляем так называемое перекодирование информации
  3. После перекодирования осуществляем пересказ сказки с опорой на символы, т е происходит отработка метода запоминания.
  4. Делаем графическую зарисовку
  5. Каждая таблица воспроизводится при показе ему.

Детям младшего дошкольного возраста сразу трудно уловить обучающую информацию, поэтому с ними лучше использовать мнемодорожки. Мнемодорожка так же несет развивающую информацию, но в небольшом количестве. Работая с мнемодорожкой можно использовать приемы наложения и приложения, исключая на первых порах графическое изображение.

  Коллаж – это лист на который наклеиваются различные картинки, геометрические фигуры и т д. Главная задача коллажа – соединить, т е связать, все содержание между собой. Так происходит обработка сюжетного запоминания.

Цели работы с коллажом – закрепление различных методов запоминания, развитие фотографической памяти, расширение словарного запаса, образное восприятие, развитие устной речи, умение связно говорить, рассказывать.

Существует два вида коллажей:

1.                Развивающий – способствует развитию фантазии, умения соединять в один сюжет не связанные, на первый взгляд, между собой картинки

2.                Обучающий – способствует обучению и закреплению определенных знаний о предмете коллажа (математический, исторический и т п)

 

Работа с коллажом делится на 4 этапа:

1.                Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они там видят.

2.                Составить сюжет с использованием всех картинок

3.                Если коллаж содержит цифры и буквы, то задать наводящие вопросы

4.                Отработать приемы запоминания предложенной информации. Предложить запомнить порядок расположения картинок в течении 15-20 секунд, затем коллаж переворачивают, и Деям предлагают устно воспроизвести содержание.

Тактильные дощечки – развитие тактильной памяти.

1.                мех

2.                наждачная бумага

3.                фланель

4.                воск от свечи

5.                кусок веревки

6.                спички

7.                скорлупа от ореха

8.                целлофан

9.                бархат

10.           вельвет

11.           гречка

12.           чешуйки от шишки

13.           салфетка

14.           монетка

15.           резина

Этапы работы:

1.                Дать ребенку сигнал, чтобы он закрыл глаза

2.                Вложить в его руку дощечку с установкой потрогать

3.                Спросить, что это ему напоминает

4.                Установка открыть глаза

Таким образом, использованные методы мнемотехники помогают решить следующие задачи:

  • Развитие у детей умения с помощью графической аналогии, заменителей понимать и рассказывать учебный материал по мнемотаблице, коллажу.
  • Заучивание стихотворений с опорой на мнемотаблицу
  • Развитие у детей основных психических процессов.

Примерное планирование по мнемотехнике с детьми старшего дошкольного возраста:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.

ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРЕНИНГА

Цель технологии:

Выработать у детей приемы умственного труда, обучить их приемам рациональной обработки получаемой информации.

   Формированию и развитию основных структур мышления детей может способствовать адекватная постановка вопросов обучения, т.е. правильное определение чему и как учить.

Развитие и оптимизация основных мыслительных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.

На основе овладения приемами и методами запоминания и обработки информации происходит развитие общих способностей детей: интеллектуальная и психофизическая подготовка к школе.

В ходе занятий у детей начинают вырабатываться  навыки культуры умственного труда:

n    применение приемов рацио, мнемо, эйдотехники

n    системность, увязывание любой информации, умение устанавливать связи

n    выделение главного, умение анализировать, выделение опорных точек

n    осознание логики построения материала, поиск закономерностей

Технология позволяет подобрать индивидуальный «ключ»запоминания и обработки информации каждому ребенку с учетом индивидуальных особенностей мышления.

Развитие творческого, нетрадиционного видения мира.

                       ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Развитие основных мыслительных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления) на основе овладения приемами рацио, мнено, эйдотехникик.

1.                 Развитие речи: 

n    увеличение словарного запаса

n    умение связно говорить, составлять рассказ

n    воспитание культуры речи

n    привитие навыков грамматики

n    запоминание стихов

2.                Овладение навыками математических операций:

n    счет, порядковый, количественный, обратный, различные варианты устного счета

n    сложение, вычитание

n    математические понятия

n    форма, объем

n    геометрические тела, геометрические фигуры

3.                Развтивие пространственного воображения

4.                Ознакомление с окружающем миром:

n    растительный животный мир, природные явления

n    транспорт, правила дорожного движения

n    профессии

n    история С-Петербурга, своей страны

n    мировая история

5.                Развитие моторики, конструирование, умение изобразить графически

6.                Развитие сенсорных возможностей, психическая саморегуляция.

 

ОКТЯБРЬ

  

     1 Знакомство с группой

2                   Введение в настройку – метод «входение» Свечка – фокус с «солнечным» зайчиком

3                   Выявление исходного уровня развития основных мыслительных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения

Тестирование

Тест на слуховую память (10-15 слов)

Тест на зрительную память (набор из 10-15 открыток)

Тест на фотопамять, мышление, воображение – мнемотаблица

Тест на внимание – физ. Минутка

Тест на конструирование из счетных палочек

4                   Фиксирование результатов теста

 

 

НОЯБРЬ

 

1-2 ЗАНЯТИЕ

 

Осень, признаки осени, ее месяцы

 

1 Слова: дети, дорога, лес, тучи, небо, ветер, белка, грибы, дерево, дупло, шишка, травы, дождь, шалаш, солнце – 15 слов

2 Коллаж «Осень – царство сна»

3 Табличка со стрелкой по временам года

4 Задание на внимание: педагог называет признаки разных времен года. Дети хлопают в ладоши только на признаки осени (например, идет снег, прилетают птицы, желтые листья и т. п. )

5 Мнемотаблица

 

 

 

3-4 ЗАНЯТИЕ

Осень, признаки осени, ее месяцы

1 Слова парами:

 

осень – дождь

 

дача – урожай

трава – листья

птицы – юг

желтый – красный

белка - запасы

дети – куртки

школа - ученики

туча – зонт

месяц - сентябрь

сапоги - лужа

улица - холод

 


2 Картинка на фотопамять

3 Коллаж по осени

4 Логические цепочки: зима/весна/лето/   _______

5 Стих по мнемотаблице

 

 

ДЕКАБРЬ

\

1-2 ЗАНЯТИЕ

     Огород

1 Открытка + слово (признаки осени)

2 Коллаж на тему «В огороде» (овощи, инструменты)

3 Игрушки- искусственные овощи, фрукты, геометрические тела

4 Мнемотаблица по теме

5                   Упражнение на звуки и шумы

 

     3-4 ЗАНЯТИЕ

     Продолжение темы овощи

     1 Коллаж «В огороде» второй этап – работа детей

2 Стихотворение по мнемотаблице:

У Лариски – 2 редиски

У Алешки – две картошки,

У Сережки – сорванца – два зеленых огурца.

А у Вовки – две морковки,

Да еще у Петьки – две мохнатых редьки.

3 Логическая цепочка загадка:

желтая – круглая – хвостатая, как мышка – небольшая, как арбуз – немаленькая, как помидор --            репка

4 «На что похоже ?»

ассоциации на плоские геометрические фигуры, фигуры разного цвета, какой это фрукт или овощ

5 Мнемотаблица

 

ЯНВАРЬ

1-2 ЗАНЯТИЕ

Новый год

1 Слова (Цицерон): тарелка, облако, цветок, радуга, кошка, жираф, лента, змея, клубок, ежик, кактус, елка, ракета, звезда, солнце – 16 слов

2 Коллаж Новый год

3 Открытки

4 Игрушки: подарки из мешка Деда Мороза

5 Разрезные открытки

 

 

ФЕВРАЛЬ

1-2 ЗАНЯТИЕ

Зима, ее признаки

1 Коллаж: Зима, ее признаки (снежинка позвала в зимний лес….)

2 Словесный аукцион: снег, сосулька, сугроб, снежинка, снежки,

санки, снеговик, Снегурочка

3 Логические упражнения : звуки С-З

4 Стихотворение (метод наглядности –эйдотехники)

У зимы в лесу изба – на все стороны резьба.

Два столба хрустальных врыты – сторожить поставлены.

Ледяные окна скрыты ледяными ставнями.

На шесте на ледяном ворон ходит ходуном

5                   Чистоговорки:

Са – в лесу бегает лиса

Со – на березе колесо

Су – очень холодно в лесу

 

3-4           ЗАНЯТИЕ

     Зима

1 Слова (трансформация) :

чум, олень, снег, собака, глыба, океан, зеркало, солнце, северное сияние, костер, рыба, снежинка, дерево, мальчик – 14 слов

2 Что изменилось ? развитие памяти, внимания

3 Конструирование «Рыбка»

     4 Мнемотаблица

     5 Перевертыши

МАРТ

1-2 ЗАНЯТИЕ

Введения математических понятий «пара», «половина»

 

1 Упражнение слова с использованием ассоциативных связок

Кошка-мышка

Цветок-вода

Курица-перо

Дождь-шум

Чашка-компот

Окно-небо

Дом-стол

Детский сад-дом

Дверь-тишина

Улица-муравей

 

2 Открытка + слово (использование метода ассоциаций)

3 Упражнение игрушки парами

3                   Мнемотаблица

4                   Конструирование из 4 счетных палочек

3-4 ЗАНЯТИЕ

Введение метода «трансформации»

1 Слова (трансформация) : дорога, лента, змея, корзина, кастрюля, чайник, слон, муха, стрекоза, вертолет, мяч, тарелка – 12 слов

2 Коллаж

3 Логическая цепочка на трансформацию

4 Лабиринт

6                   Мнемотаблица

 

АПРЕЛЬ

1-2 ЗАНЯТИЕ

Введение сюжетного способа запоминания информации

1 Объяснение педагогом способа составления рассказа из предложенной цепочки слов :дом, кошка, окно, дерево, небо, мяч, девочка, двор, вечер, мама, часы, сон – 12 слов

2 Закрепление понимания сюжетного способа запоминания на наборе открыток

3 Введение упражнения -- мнемотаблицы

 

 

 

3-4 ЗАНЯТИЕ

Закрепление сюжетного способа запоминания при помощи разных упражнений

    1 Запоминание слов, составлением сюжета: корабль, море, остров, слон, снег, мальчик, письмо, конверт, цветок, друг, собака, ручка, стол, сад, песок, машина – 16 слов

     2   Введение упражнения «коллажи»

5                   Упражнение «чудесный мешочек»

Задание на тактилбность

6                    Мнемотаблица

МАЙ

1-2 ЗАНЯТИЕ

Дикие и домашние животные

1 Слова (сюжет)

дом, деревня, дерево, дедушка, дубленка, доска, дым, дрова, домино, диван, доктор – 15 слов

2 Игрушки : дикие, домашние животные

3 Таблица на переключение внимания: животные и их детеныши

4                   Конструирование: переложить 2 спички, чтобы корова смотрела в другую сторону

5                   Мнемотаблица

 

3-4 ЗАНЯТИЕ

Дикие и домашние животные

1 Коллаж «Дикие и домашние животные»

2 Фонетическая зарядка как разговаривают наши звери и птицы

3 Загадки про диких животных

4 Конструирование «На что похожа буква Ж»

5 Мнемотаблица

Литература:

1.                Барташникова И.А. , Барташников А.А. «Учись играя» Игры и тесты для детей 4-7 лет Харьков «Фолио» 1997

2.                Бльшева  Т. В. «Учимся по сказке» Учебно-методическое пособие  Санкт-Петербург Детство-Пресс 2001

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»