Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Дошкольное образование

Программа для родителей будущего школьника

«Готовность ребёнка к школе»


Лунина Ирина Валерьевна

воспитатель ГБДОУ д/с 85

Красногвардейского р-на

города Санкт-Петербурга.

 

Актуальность

     Как только ребенку исполняется 5 лет, большинство современных родителей начинают мучиться вопросом: отдавать ли малыша в школу уже через год или дать побыть "маленьким" еще год, продлить детство или ускорить его развитие? На что ориентироваться при поиске решения этой проблемы?
     Некоторые ориентируются на свой собственный опыт ("Я пошел в школу с 7 лет и все успел" или "Я училась с 6 лет, да еще и лучше, чем 7-летние одноклассники), но при этом забывают о том, как много изменилось в системе образования за эти годы. Другие родители, напротив, учитывая тот факт, что начальная школа стала 4-летней, считают, что нужно отдавать ребенка в 1 класс, даже если ему нет и 6 лет - успеет "раскачаться" и подтянуться за эти годы! Бывает, что решение о начале школьного обучения принимается и по тщеславным соображениям ("Вон у соседа сын младше и то в школу идет, а наш чем хуже?").

     Думаю, что излишне говорить о том, как часто практические психологи сталкиваются позже с такими родителями и их детьми, когда возникающие у первоклассника проблемы вызваны не тем, что плохо в нем самом или в школе, а тем, что ребенок оказался не готов к обучению.
     Сразу оговорюсь, что умение читать, считать и писать, которые ваш малыш приобрел дома или в детском саду, еще не являются показателями того, что он готов и к школьному обучению. Не забывайте, что до школы ребенка, конечно, тоже обучают, но это совершенно другие методы (более игровые), другая нагрузка во временном плане (это не 5 уроков по 40 минут!), другие требования (его не будут заставлять продолжать дело, если заметно, что он устал), другая форма организации учебы (дошкольники не сидят за партами большую часть дня, а имеют возможность посидеть на полу, поваляться и т.п.).

     Как же тогда принимать решение о начале обучения? Как не ошибиться в таком ответственном шаге, который заложит основу успешности вашего ребенка в течение ближайших 11 лет? Безусловно, самым точным и правильным будет осуществлять индивидуальный подход к вашему сыну/дочери и ситуации их развития.

Цель: Помочь родителям в подготовке своих детей к школе

Задачи:

 1. Снижение тревожности родителей перед поступлением детей в школу.

 2. Развивать умение общения и взаимодействия родителей с дошкольниками в процессе подготовки к школе.

 3. Помочь родителям получить психолого-педагогическое образование по теме готовности ребёнка к школе.

4. Формирование у родителей адекватной оценки готовности их детей к школе.

5. Помочь родителям принять роль родителя школьника.

6. Формирование более высокого уровня подготовленности детей к школе.

Содержание:

 

1 этап: Установление контакта с родными. Диагностика информированности родителей о готовности к школе.

2 этап: Составление программы образование родителей: серия занятий, встреч с  дискуссиями и играми.

3 этап: Информирование родителей о возможностях участия в данной программе.

4 этап: Реализация – встречи, занятия, консультации, мастер-классы

 

Формы работы:серия занятий, детско-родительские встречи, игры, семинары-практикумы, интернет-журналы.

Предварительная работа.

Программа рассчитана на 6 месяцев: 8 мероприятий.

                                                       Скоро в школу.

               Готовы ли мы отдать своего ребенка, в школу?

            Тест для родителей

         1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других     детей.

2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.

3. На мой взгляд, четыре урока - непомерная нагрузка для маленького ребенка.

4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница - его собственная  

    мама.

6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.

7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.

8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обхо­диться без дневного сна.

9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

 10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.

 11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.

        12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.

        13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

        14. Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребенка.

        15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!»

Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утвер­ждением, поставьте крестик после косой черты, если не со­гласны, оставьте клетку пустой.

1 ст.        2 ст.         3 ст.          4 ст.        5 ст.

1/

2/

3/

4/

5/

6/

7/

8/

9/

10/

11/

12/

13/

14/

15/

 

 

 

 Всего

 

А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма. Если общий показатель при­нимает значение:

до 4 баллов - это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября - по крайней мере Вы сами вполне готовы к  школьной жизни Вашего ребенка;

5-10 баллов - лучше подготовиться к возможным труд­ностям заранее;

10 баллов и больше - было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.

А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.

1 - необходимо больше заниматься играми и Заданиями, развивающими память, внимание, тонкую МОТОРИКУ.

2 - нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться' с другими детьми.

3 - предвидятся сложности, связанные со здоровьем ре­бенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукреп­ляющими упражнениями.

4 - есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учи­тельницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.

5 - ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год.

Этот краткий тест дает представление о тех типичных психо­логических сложностях, которые возникают у первоклассников. Внимательные родители умеют предвидеть и избегать проблем школьной адаптации, но для этого необходимо быть уверенным, что Ваш ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для того, чтобы учиться в школу.

 Хочу ли я в школу?

        Тест для дошкольников.

1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.

2.Мне интересно, какие у нас будут уроки.

3.Думаю, что буду приглашать на свой день рождения весь класс.

4. Мне бы хотелось, чтобы урок  длился дольше, чем перемена.

5.Интересно, что в школе предлагают на завтрак?

6.Когда я пойду в школу, то буду хорошо учиться.

7.Самое лучшее в школьной жизни - это каникулы.

8.Мне кажется, в школе больше интересного, чем в детском саду.

9. Мне хочется в школу, потому что многие ребята из моего дома уже учатся.

10. Если бы мне разрешили, я бы пошел учиться уже в прошлом году.

Обратитесь к своему ребенку: «Если бы кто-нибудь стал за тебя говорить, согласился бы ты или нет с этими словами?» ­и зафиксируйте его ответы в табличке. Если он согласится с высказыванием, поставьте после косой черты крестик, если не согласится - оставьте клетку пустой.

1/

2/

З/

4/

5/

6/

7/

8/

9/

10/

 

 

 

 

Общая сумма

               

. Подсчитаем результаты.

1-3 балла - Ваше дитя полагает, что неплохо живет и  без школы. Следует задуматься!

4-8      баллов - да, хочется в школу. Только уточним, для чего? Если БО]Jьше баллов в первой строке, то Ваш ребенок в основном мечтает о новых играх и друзьях: Если же больше баллов во второй строке, то он вполне представляет себе основ ное предназначение школы, и оно не вызывает пока отвращении.

9-10 баллов - прекрасно, если Ваш ребенок сохранит свое отношение к школе на последующие 10-11 лет!

Использованная литература

Лич П. Младенец и ребенок: От рождения до пяти лет. - М.,

1965.                                    .        "

Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. «Я хочу!»: Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. - СПб., 1993.

Ноткина Н.А., Кузьмина Л.И.., Бойнович Н.Н.. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. - СПб., 1995.

 

Снять фильм – интервью с детьми 5 – 7 летнего возраста

                                    «Дети о школе».

 

1.  Родительское собрание «У школьного порога».

Цель: повысить педагогическую компетентность родителей по готовности детей к школе.

                      План собрания.

·                   О  готовности детей к школе.

Педагог – психолог знакомит родителей с общими результатами тестирования детей и родителей, даёт рекомендации, настраивает родителей на подготовку к школе всей семьёй. Раскрывает родителям вопрос в чём заключается готовность ребёнка к школе?

1. Психологическая готовность

2. Физическое здоровье

3. Умение логически мыслить

4 Умение общаться в коллективе сверстников и со взрослыми

5.Развитие мелкой моторики руки

6. Ответственность и самостоятельность

7. Умение читать и писать

8.        Умение считать.

Предлагает посмотреть видеофильм, в котором дети отвечают на вопросы: «Хотят ли они учиться в школе? Почему? Что нужно знать и уметь, чтобы учиться в школе». Комментирует ответы детей.

·                   В школу с удовольствием.

Воспитатель предлагает родителям познакомиться с содержанием памятки «Как подготовить детей к школе», дает рекомендации по соблюдению режима дня, укреплению здоровья будущего первоклассника. Предлагает выступить родителям, у которых старшие дети уже ходят в школу, рассказать об опыте адаптации ребёнка к школьной жизни.

·                   Учимся играя.

Воспитатель знакомит с тем, как постепенно готовить руку ребенка к овладению письма. Предлагает варианты графических диктантов в игровой форме для выполнения дома вместе с детьми, показывает прописи для дошкольников.

·                   Обмен мнениями, вопросы по теме собрания.

2. Дискуссионный стол. Тема:  Когда отдать ребёнка в школу с 6 или 7 лет?

Цель: выявить сторонников обучения с 6 и с 7 лет из родителей группы. 

Аргументы сторонников обучения с 6-летнего возраста звучат так:
- чем раньше начнет учиться, тем раньше закончит (особенно для мальчиков - перспективы армии и пр.);
- чем раньше начнет серьезным делом (учебой) заниматься, тем лучше;
- пока ребенок все впитывает как губка, надо как можно больше знаний ему дать;
- если ребенок умеет читать, писать и считать, то ему пора в школу;
- если ребенок обгоняет сверстников по физическому и умственному развитию, ему нечего делать в детском саду и пр.

Сторонники более позднего начала обучения - с 7 лет, - убедительно настаивают на следующем:
- не надо торопиться, у ребенка должно быть нормальное детство, зачем его сокращать, пусть побудет еще в детском саду, поиграет;
- ребенок в 6 лет еще не готов по своей физиологии к обучению, пусть "дозреет";
- в школе непосильные нагрузки для 6-леток: надо по 40 минут высиживать за партой 4-5 уроков подряд, нет тихого часа и т.д.;
- от перегрузок в 1-ом классе дети начинают чаще болеть, лучше еще годик укрепить здоровье;
- ребенок в 7 лет гораздо взрослее и самостоятельнее 6-летнего, значит, и к учебе будет относиться серьезно, будет стремиться все делать сам;
- нужно время и специальные занятия, чтобы хорошо подготовить ребенка к школе и пр.

3. Консультация с учителями начальных классов.

Цель: познакомить родителей с близлежащими школами, их программой обучения, спецификой и преподавателями.

·                   Видео-презентация школ с комментариями учителей начальных классов.

·                   Просмотр видеороликов с фрагментами урока в первом классе. Обсуждение с родителями просмотренного материала. Ответы учителей на вопросы родителей.

·                   Школьная дезадаптация. Комментарии учителей о школьной дезадаптации.

Или если ученье — мученье...

Начало учебы в школе – сложный период для ребенка, связанный с предъявляемыми к нему новыми, более высокими психологическими и интеллектуальными требованиями. По сравнению с условиями воспитания в семье и дошкольных учреждениях совокупность умственных, эмоциональных и физических нагрузок в школе значительно возрастает.

За консультацией к врачу часто обращаются родители детей с нормальным уровнем психологического развития и вполне способных к обучению в общеобразовательной школе – их беспокоит, что дети не справляются с учебной программой, с трудом осваивают школьные навыки и отличаются проблемным поведением. Нередко на это обращают внимание уже воспитатели дошкольных учреждений при проведении различных занятий развивающего характера, в том числе по подготовке детей к школе.

Проблема трудностей школьного обучения в последние годы привлекает внимание не только педагогов и психологов, но также врачей. Школьная дезадаптация (ШД) у детей может иметь самые разнообразные причины, но ее внешние проявления, на которые обращают внимание педагоги и родители, бывают сходными и обычно характеризуются:

— снижением интереса к учебе, вплоть до нежелания посещать школу;
— ухудшение успеваемости;
— неорганизованностью, невнимательностью;
— тревожностью, неуверенностью в себе;
— трудностями общения со сверстниками, раздражительностью, агрессивностью.

В 1 из 3 случаев причиной ШД являются различные медицинские аспекты. Все они характеризуются общим критерием – нарушением познавательных (когнитивных) функций у ребенка. Одной из основных причин такого нарушения является синдром дефицита концентрации внимания с гиперактивностью (СДВГ).

 

4.Психологический тренинг с  приглашением психолога.

Цель: Установление детско-родительского контакта, эмоциональной готовности к взаимодействию родителей и детей, повышение самооценки ребёнка.

Содержание: игры, упражнения, проигрывание ситуаций и т.д.

 

5. Мастер – класс «Это мы сумеем»

Цель: Вооружить родителей знаниями, умениями, навыками необходимыми их детям  к школе.

 

Содержание: Упражнения и игры необходимые для формирования у детей готовности к школе.

 

6. Интернет-журнал «В помощь родителям: Готовность к школе».

Цель: Конкретизировать полученные знания практическими рекомендациями, упражнениями по подготовке детей к школе.

·                   Что в возрасте 5-6 лет необходимо уметь малышу к школе?

·                   Как выработать усидчивость и подготовить его к школьным урокам по 35-40 минут?

·                   Развивающие игры для обучения чтению.

·                   Развивающие упражнения на мышление.

·                   Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь нашими советами.

·                   Упражнение  на развитие зрительного внимания.

·                   Упражнение на развитие скорости мышления

·                   Что такое «Готовность к школе»?

·                   Памятка «Как подготовить ребенка к школе?»

Уважаемые родители!

Вот вы и стоите вместе с детьми на пороге школы. Вы готовы пере­шагнуть его с радостью? Готов ли ваш ребенок к школе? Готовы ли вы помочь ему в подготовке? Для того чтобы достичь хороших результа­тов в этой работе, нам надо двигаться в одном направлении.

1.Хвалите ребенка за любые, даже незначительные, успехи.

   2.Наберитесь терпения, исключите из общения с ребенком окри­ки и резкость.

3. Если у ребенка есть проблемы с нарушением речи, постарайтесь решить их до школы.

4. Ребенок должен уметь самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки.

5. Ребенок должен знать домашний адрес, уверенно называть имена, отчества родителей.

6. Учите ребенка удерживать внимание на выполнении одного задания в течение 10-15 минут.

7.Различает ли ваш ребенок правую, левую стороны?

8.Повторяйте с ребенком азбуку, учите складывать буквы в слоги, делить слова на слоги.

9. Предлагайте ребенку решать простые задачи в одно действие.

10.Знакомьте ребенка с цифрами.

11.Учите ребенка сравнивать предметы по величине.

12.Тренируйте навык прямого (до 10) и обратного (от 10) счета.

13.Учите ребенка ориентироваться в пространстве, словами обо­значать местонахождение предмета по отношению к себе.

14. Развивайте умение давать обобщающие понятия предметам.

Например, стол, стул, шкаф - это мебель и т.Д.

15. Внимательно относитесь к здоровью ребенка. Хорошее здоро­вье - залог успешного обучения в школе!

Желаем успехов!

7.Интернет – журнал

Ответственный выбор (ищем школу).

Цель: Конкретизировать полученную информацию на консультации с учителями о выборе школы.

Каждый год первого сентября армия первоклассников нестройными рядами – кто со скандалами и истериками, кто, наоборот, с энтузиазмом и любопытством – отправляется в школу, учиться. Но куда? Каждый год задолго до первого сентября армия родителей начинает ломать голову, решая проблему выбора школы для ребёнка. Это раньше всё было легко и просто – твоя школа, сынок, та, которая ближе к дому. А теперь? Учебных заведений становится всё больше: государственных и негосударственных школ, гимназий, лицеев, школ-лабораторий, экспериментальных школ, специализированных школ, интернатов, школ-садов, загородных пансионов… Не говоря уже об обучении за границей: от рекламируемых там возможностей для ребёнка у родителей голова может пойти кругом. Обилие и разнообразие начальных учебных заведений, действительно, поначалу ставит заботливых папаш и мамаш в тупик.

Конечно, сложно, да и неправильно выбирать школу, исходя из критериев «хорошая» или «плохая». И какую школу считать хорошей? Ту, в которой хорошие учителя или ту, которая считается «престижной», в которой дети «из хороших семей», или же ту, где преподают и воспитывают по какой-нибудь экзотической системе? Вечный и вряд ли когда-нибудь разрешимый вопрос: какая школа лучше - та, где изучают три иностранных языка и преподают в первом классе этику и философию? Или та, где просто и бесхитростно научат вашего ребёнка уверенно читать, грамотно писать, и где ему будет хорошо и уютно?

Так какая она самая лучшая школа для человечка неполных семи лет? Сегодня можно и нужно найти такую школу, которая давала бы возможность именно вашему ребёнку раскрыться в полной мере. Сделать это, конечно, нелегко, тем более, что очень часто при приёме в школу родители первоклассников сталкиваются с первыми неприятными неожиданностями. Дело в том, что многие школы начали проводить тестирования будущих первоклашек. С одной стороны, казалось бы, именно тесты и собеседования помогают выявить особенности ребёнка и определить, какая школа будет для него наиболее подходящей. Однако на деле всё происходит не так. Зачастую школа просто-напросто объявляет, что происходит набор в элитные первые классы, а те дети, которые по каким-то причинам не произвели впечатления на собеседовании и тестировании, будут обучаться в обычных классах. Ничего себе педагогика – приклеить ребёнку ярлык «второсортного»! А как при этом чувствуют себя родители такого ученика?!

Но, однако, из этого не следует, что нельзя тестировать детей в школе, особенно первоклассников. Можно, но делать это необходимо профессионально. И не для того, чтобы «отсортировать», а для того, чтобы выявить особенности развивающейся личности, обеспечить психолого-педагогическую поддержку на протяжении всего периода обучения. Грамотная диагностика предполагает не процесс «отделения зёрен от плевел», а помощь.

В сегодняшней жизни всем непросто, но особенно страдают дети. По статистике лишь 3% от общего числа новорожденных рождаются абсолютно здоровыми. С соматическими и нервными заболеваниями в школу поступают до 50% учеников. В процессе обучения их число возрастает. Такого не было ещё 15-20 лет назад. Поэтому сегодня очень важно учитывать реальные возможности детей. Сегодня нужно меняться школе, учителям, родителям.Зачастую тестирование в школах не только непрофессионально, но и

предъявляет завышенные требования к будущим первоклассникам. Если малыш не умеет до поступления в школу читать, писать или считать, многие так называемые «педагоги» без лишних раздумий отправят его в класс «похуже». А ведь чтение, письмо и счёт – это как раз то, чему обязана учить начальная школа!

Если ваш ребёнок прошёл тестирование и оно выдало, по мнению школы, печальные результаты, забудьте об этих результатах! Если эта школа отказывается принять ребёнка, аргументируя это тем, что он якобы «слабо соображает» или ещё почему-то, - не жалейте о такой школе! Профессиональные психологи, проводя тестирование, обязательно объяснят, что, например, их школа не принесёт пользы ребёнку, так как она ориентирована на развитие интеллекта, а ваш ребёнок видит мир образно. И обязательно порекомендуют нужную школу. Потому что такие школы, где детей не делят по уровню развития или подготовленности к школе, а ищут наиболее подходящую образовательную программу, стараются держаться вместе и знают друг о друге.

Выбирая школу, не полагайтесь на слова знакомых и соседей. Возьмите справочник и выпишите все близлежащие школы, а затем методично и последовательно обойдите их. В хороших школах уже в феврале-марте вы найдёте объявления о Днях открытых дверей, встречах с учителями начальной школы, собеседованиях. Обязательно посетите их! Если школа почему-либо не проводит подобных встреч с родителями, зайдите сами к завучу или к директору школы – ведь вы должны знать, как будут учить вашего ребёнка, комфортно ли ему будет, какие учебные пособия ему могут потребоваться.

Итак, первое, на что следует обратить внимание родителям будущего первоклассника при посещении школы. Разузнайте как следует, на сколько лет рассчитано начальное обучение в этой школе (есть школы, где в начальных классах дети проводят три года, а есть и такие, где четыре: второй вариант предпочтительнее для ребят, которым сложно будет за три года пройти программу четырёх лет), сколько дней в неделю ребёнок будет учиться – 5 или 6 (если у вас будет возможность выбирать, остановитесь на пятидневке – ребёнок лучше чувствует себя при укороченной учебной неделе да и видеться вы с ним будете больше).

По словам специалистов, главный критерий качества школы – это получение ребёнком необходимой суммы знаний при переходе в пятый и десятый классы и далее при подготовке в вуз. Дело в том, что любая школьная программа разбита на три этапа. Связано это со многими объективными причинами, в частности, - с психологическими кризисами детского возраста. Приверженцы государственных школ с классической системой образования часто пугают родителей тем, что многие специализированные школы не выполняют эти стандарты, и поэтому некоторые дети остаются на второй год или вынуждены переучиваться. Поэтому родителям надо совершенно чётко запомнить, что проблема выбора встанет перед ними трижды – не только при поступлении в школу, но и при переходе в пятый, а затем и в десятый классы. В эти моменты кардинально меняется школьная программа, меняются цели и задачи обучения, меняется характер ребёнка, и даже решение не переходить в другую школу – это тоже выбор.

Сегодня существуют две системы образования. Это связано с тем, что осуществляется постепенный переход от десятилетнего образования к одиннадцатилетнему, а затем и к двенадцатилетнему. Система 1-3 - это система, когда формально ребёнок учится по 11-летней программе, а фактически проводит в школе 10 лет, потому что из 3-го класса поступает сразу в 5-й класс. Система 1-4 - это система, когда ребёнок учится полные 11 лет. По какой бы системе ребёнок ни учился, к моменту поступления в 5-й класс он должен получить совершенно одинаковую сумму знаний. При системе 1-3 нагрузка на ребёнка больше, а во многих школах при этой системе больше уроков.

Второе, о чём нужно знать родителям будущих первоклассников. Прежде, чем подавать документы, постарайтесь познакомиться не только с директором школы, но и с тем преподавателем, который предположительно будет обучать вашего ребёнка. В начальной школе с ребёнком практически всеми предметами занимается один педагог. Поэтому очень важно, кто будет учителем начальных классов. Другими словами, определяя ребёнка в первый класс, стоит искать не столько школу, сколько учителя. Именно от личности первого учителя, его доброты, опыта и мастерства будет во многом зависеть дальнейшая школьная судьба вашего ребёнка. К тому времени, когда определятся его наклонности, вы сможете подобрать, может быть, другую школу, наиболее полно соответствующую потребностям сына или дочки. В начальной же школе важно получить прочные знания, которые позволят ребёнку в последующем успешно осваивать более сложный материал.

Третье. Обратите серьёзное внимание на построение школьной программы. В этом смысле неважно, какую школу вы выберите для своего ребёнка – общеобразовательную среднюю, лицей или гимназию. В первой половине дня школьники должны проходить предметы по государственной программе. Все дополнительные занятия выносятся на вторую половину дня.

Четвёртое. Уточните, есть ли в школе «продлёнка». К группе продлённого дня родители относятся по-разному. Для одних это возможность оставить ребёнка под присмотром, пока родители на работе. Для других пап и мам это совершенно ненужная трата времени, поскольку они большую часть дня проводят дома и сами могут помочь ребёнку справиться с домашними заданиями. Однако следует помнить, что «продлёнка» - это очень важный элемент в воспитании школьников. Всё дополнительное развитие выносится на это время. Первоклассники, как правило, не могут самостоятельно делать уроки. Кроме того, имеющиеся в школе кружки, факультативы, секции сыграют гораздо большую роль, чем педагогические изыски основного курса.

Пятое. Узнайте, по какой педагогической системе будут учить вашего ребёнка? Это очень важный момент, поскольку разнообразие учебных заведений не исчерпывается формой собственности. То есть, решить вопрос – отдать ребёнка учиться в государственную или частную школу, обычную или специальную – это ещё не всё. У директора или завуча школы стоит поинтересоваться, по какой системе будут учить вашего первоклашку.

На сегодняшний день у нас в стране применяются помимо традиционной педагогической системы и несколько нетрадиционных систем. Поскольку внедрение новых взглядов на обучение идёт сейчас полным ходом, то родителям необходимо чёткое представление о том, что же это за системы. В следующей статье мы расскажем подробнее о наиболее популярных нетрадиционных методах обучения (системе Л.В.Занкова, В.В.Давыдова, Вальдорфской педагогике, системе Ховарда и др.).

И ещё несколько наших советов. Не затягивайте с выбором школы. Постарайтесь определиться с будущим учебным заведением для вашего ребёнка заранее, чтобы успеть в случае неудачи попытаться поступить в другое, не самое плохое из них. Имейте в виду, что школа микрорайона, в котором вы живёте, не имеет права отказать вашему ребёнку в приёме (за исключением того случая, когда ему ещё нет полных 7 лет на момент поступления, а в школе отсутствуют «нулевые» классы, и в случае медицинских противопоказаний). Не откладывайте знакомство со школой до августа, так как это затрудняет работу школьной администрации и всегда производит плохое впечатление. Подавая документы, имейте в виду, что родители имеют право присутствовать при собеседовании учителя или психолога с ребёнком. 

Автор статьи: Иванова Е.В.  Источник:  http://www.lychik.ru/

 

8.Семинар – практикум «Игра не забава»

Цель:повысить уровень педагогической культуры родителей.

Предварительная работа:

1.                Конкурс №1 «игровой уголок в семье» (Посещение других семей с целью ознакомления с игровыми уголками, фотографии игровых уголков, рассказ об игровом уголке)

2.                Конкурс № 2 «Умелые ручки» (Изготовление игры, игрушки совместно с детьми)

3.                Стихи и загадки об игрушках (Разучивание стихов, загадок с детьми, можно совместно сочинять)

4.                В группе оформить с детьми приглашения для родителей

5.                Оформить плакаты «игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

6.                Выставка книг, журналов на тему «Игровая деятельность»

 Дискуссия «Нужно ли руководить играми детей?»

Ознакомить родителей с результатами конкурсов.

Рассказы родителей из опыта семейного воспитания

a.                 «Игры семей в семье»

b.                «Досуг в семье»

 Игра-задание

Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – синего.

1.                Каждый вечер уделяю время на игры с детьми

2.                Рассказываю о своих играх в детстве

3.                Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком

4.                Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры

5.                Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду

6.                Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки

7.                Часто дарю ребёнку игру, игрушку

Обобщение:
Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.

 Экскурсия в игротеку

Воспитатель рассказывает о любимых играх и игрушках детей, отвечает на вопросы родителей, предлагает поиграть в игры, в которые играют дети в группе вместе с ними.

 Решение 

1.                принимать активное участие в играх детей

2.                принимать активное участие в изготовлении игр, игрушек, их починке

3.                организовать семейные экскурсии по интересам детей

4.                принимать активное участие в жизни детского сада

Результаты:

1. Высокий уровень готовности ребёнка и взрослого к поступлению в  школу.

2. Отсутствие тревожности по поводу поступления ребёнка в школу, принятие позиции родителя школьника.

3. Наличие у родителей адекватной оценки  готовности к школе своего ребёнка.

Интересную и полезную информацию Вы можете найти на следующих сайтах:

http://proveryashka.narod.ru/index.htm

Отдавая ребенка в школу, родители надеются на то, что он будет хорошо учиться, будет радовать их своими успехами. Чаще всего они считают основными показателями готовности ребенка к школе знание стихов, умение читать и считать. Многие родители пытаются научить своего ребенка писать. Однако практика показывает, что подобные знания мало влияют на успешность обучения, а иногда даже создают различные проблемы.
       Как же тогда помочь будущему первокласснику? Как определить уровень подготовленности ребенка к школе? На что обратить внимание, занимаясь с ним?

     На этом сайте Вы найдете ответы на эти и другие вопросы, которые встают каждый год перед родителями, чьим детям предстоит сесть за школьную парту.

 

Сайт Адалин

http://adalin.mospsy.ru/

На сайте размещены статьи, консультации педагогов, психологов о развитии дошкольников, о готовности ребенка к школе, предложены игры, упражнения, развивающие методики для подготовки ребенка к школе.

http://www.danilova.ru/publication/vozrast_4.htm

раздел: дети от 5 лет.

Здесь можно найти рубрики:

Игры: Логика, внимание, память

Игры познавательные

"Устные" игры

Игры с ручкой и бумагой

Развитие речи и литература

Математика

Математика дошкольникам

Что и как изучать

Знакомим детей со временем

Список литературы, которая поможет Вам подготовить ребёнка к школьному обучению.

1.                Готовимся к школе: Книга для родителей будущих первоклассников. – М.: Олимп; ООО «Фирма» Издательство АСТ, 1999 – справочник содержит практические советы по выбору ОУ и формы обучения ребёнка, по подготовке его к собеседованию при приёме в 1-й класс и к началу обучения в школе. В книге освещены основные педагогические, психологические, медицинские проблемы первого года обучения, даны подробные рекомендации по их разрешению.

2.                Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения – СПб: Питер, 2007 – тесты и развивающие упражнения по различным аспектам психологической готовности ребёнка к школе (мотивации, познавательным процессам, развитию мелкой ручной моторики и т.д.)

3.                Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. Практическое пособие для подготовки детей. – К.: ГИППВ, 1998 – в помощь родителям подготовить детей к школе.

4.                Реан А.А., Костромина С.Н. Как подготовить ребёнка к школе. – СПб.: Питер Ком, 1998 – в книге подробные советы по психологической адаптации, подготовительные тесты и упражнения, которые дадут возможность заранее определить, какие трудности подстерегают вашего ребёнка.

5.                Узорова О.В., Нефедова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования – М.: Аквариум, 1998. – шаг за шагом изучение техники письма.

6.                Зверева О.Л. Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ – М.: Айрис – пресс, 2007. – 128 с.

7.                Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»