Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №41 общеразвивающего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект музыкально-развлекательной викторины для детей старшего дошкольного возраста и родителей по сказкам А.С.Пушкина
«ЛЮБЛЮ Я ПУШКИНА ТВОРЕНЬЯ…»
Технологии: танцы, дидактические игры,
ЭОР – авторская презентация, диалог, кроссворды
Воспитатель Ступа Н.А.
2013 год
Задачи психолого-педагогической работы:
1. познакомить с творчеством великого русского поэта А.С. Пушкина;
2. воспитывать интерес к русской литературе;
3. развивать устную речь, творческое воображение;
4. развивать умения детей, в продуктивной деятельности;
5. учить передавать различные эмоциональные состояния.
Наглядно-демонстрационный материал:
1. портрет Пушкина;
2. рисунки детей;
3. атрибуты к сказкам;
4. маски;
5. карандаши;
6. листы ватмана.
Предварительная работа:
1. разучивание стихов и отрывков из сказок Пушкина;
2. обыгрывание сказок;
3. театрализованная деятельность;
4. зарисовки сказочных героев;
5. прослушивание музыкальных произведений;
6. просмотр сказок;
7. привлечение родителей к сбору библиотечки сказок А. С. Пушкина;
8. организовать конкурс семейных работ по сказкам А. С. Пушкина.
Оборудование:
9. диск с записями,
10. музыкальная аппаратура с аудиозаписями.
Ведущий: -Сегодня мы с вами собрались на игру-викторину посвященную творчеству замечательного русского поэта А. С. Пушкина. Мы много с вами рисовали героев его сказок, учили стихи, читали книги, разгадывали кроссворды, рассматривали иллюстрации. Пушкин бесконечно разнообразен и в жанрах и в стиле, но в любом произведении он глубоко проницателен. Как вечны понятия чести и совести, любви и добра, стыда и милосердия, так вечна поэзия Пушкина. В сказках его раскрывается –жадность старух, доброта и покорность старика, жестокость и сварливость мачехи, скупость попа и трудолюбие Балды, хитрость ткачихи с Бабарихой, щедрость царевны лебедь. Многие композиторы писали свои произведения на стихи Пушкина: это такие как: Власов, Вертовский, Глинка, Даргомыжский, Римский –Корсаков, Свиридов, Чайковский и многие другие.(демонстрируются портреты композиторов).Некоторые из них прозвучат и на нашей викторине: «Вальс» Свиридова, « Полонез «Чайковского» и мн. др.
Звучит произведение П.И. Чайковского «Полонез» из оперы «Евгений Онегин»
под музыку дети под.» Б» группы входят в зал и танцуют полонез.
Два ребенка садятся в зале за стол ,один в образе Пушкина, другой в образе Татьяны Лариной. Детям отводится роль помощников ведущего в ходе викторины, на столе перо веер и бумага.
Ведущий:-6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из великих поэтов России.
-Отец-Сергей Львович, небогатый, образованный человек.
-Мать-Надежда Осиповна
-прадедушка-Абрам Петрович Ганнибал)
-Детей в семье Пушкиных было трое. Старшая –Ольга, второй-Александр, младший-Левушка
-Любовь к родному языку маленькому Пушкину привила бабушка-
Мария Александровна Ганнибал и няня Арина Родионовна.
-В 12 лет Пушкин был отвезен учиться в Царскосельский Лицей под Петербургом.
-Комната А. С. Пушкина, в каждой комнате-кровать, комод, зеркало, стул. На конторке-чернильница и подсвечник.
-На экзамене Пушкин прочел с триумфом свое стихотворение «Воспоминание в Царском селе».
ребенок читает стихотворение
-Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм,стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски
Добро цветет в них, злоба чахнет
В них русский дух ,в них
Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы его стихи читаем
Как он писал-без перевода!
ребенок читает отрывок из поэмы «Евгений Онегин» письмо Татьяны
-Я к вам пишу- чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
(ребенок читает стихотворение)
-Под вашу сень Михайловские рощи,
Явился я –когда вы в первый раз
Увидели меня, тогда я был веселым юношей
Беспечно, жадно я приступал лишь только к жизни,
Годы промчалися и вы во мне прияли Усталого пришельца.
С имением своей матери селом Михайловским в Псковской губернии Александр Сергеевич Пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой жизни - с 1817 по 1836 г. г.
Ведущий:-Забота и любовь Арины Родионовны скрашивали поэту ссылку. Пушкин по настоящему крепко любил свою няню и написал несколько трогательных стихотворений обращенных к ней.
(ребенок читает)
-Подруга дней моих суровых
Голубка дряхлая моя,
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь….
Ведущий:-В1829 году Пушкин посватался к юной красавице Наталии Гончаровой.
У них было четверо детей: Мария, Наталья, Александр и Григорий.
-8 февраля 1837 года состоялась роковая дуэль на которой Пушкин был смертельно ранен.
-Прожив два дня, Пушкин скончался 10 февраля 1837 года.
Ведущий:
-Но он остался жив в своих бессмертных произведениях. Одними из таких произведений являются его сказки:
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о золотом петушке»
«Сказка попе и работнике Балде»
«Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне и прекрасной царевне Лебедь»
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Дети читают отрывки из сказок Пушкина
Задание.
1. Отгадайте, из каких сказок эти строки? Отвечаем по очереди.
Ветер, ветер! Ты могуч.
Ты гоняешь стаи туч.
(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
2.Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно — золотисто
Будто медом налилось!
Видно семечки насквозь. (Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
3. Вот пошел он к синему морю:
Видит,- море слегка разыгралось.
(Сказка о рыбаке и рыбке)
4. «Ты, бесенок, еще молоденек,
Со мною тягаться слабенек;
Это было б лишь времени трата.
Обгони-ка сперва моего брата.
( Сказка о попе и работнике его Балде)
5. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
« Кабы я была царица,-
( Сказка о царе Салтане)
6. Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы
(Сказка о золотом петушке)
Ведущий:
-Велик и разнообразен сказочный мир Пушкина. Мы тоже вспомним с вами сказки Пушкина, но не обычным способом. Чтобы вспомнить героев сказок нам помогут в этом наши юные художники.
1-е задание.-«Нарисуй отрывок из сказки»
.(В зал приглашаются шесть детей и родители .Им раздаются большие листы ватмана с заданием .На каждом листе написано название сказки .Дети под руководством взрослых должны нарисовать изображение к соответствующей сказке. Им выдаются карандаши и фломастеры).
-Пока наши художники заняты,
дети другой группы читают отрывок из « Сказки о Царе Салтане». (звучит тихо музыка).
В море остров был крутой,
Не привальный, нежилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон.
5 Старший молвил: «Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица.
Задание для зрителей
Найдите спрятанные в таблице слова и назовите сказку, в которой все эти слова встречаются. Слова могут располагаться и по горизонтали, и по вертикали.
Ответ: Корыто, невод, вода, дворянка, рыбка, царица, владычица. «Сказка о рыбаке и рыбке»
2-езадание:
Кроссворды.
(вызываются девять детей. На больших листах ватмана начерчены кроссворды, которые дети должны отгадать. В помощь детям вызываются родители.)
КРОСВОРД О ЦАРЕ САЛТАНЕ
1 КАК ЗОВУТ ЦАРЯ В СКАЗКЕ
2.КАК ЗОВУТ СЫНА ЦАРЯ САЛТАНА
3.В КОГО ПРЕВРАТИЛСЯ КНЯЗЬ В ПЕРВЫЙ РАЗ
4.НА ЧТО БЫЛИ ПОХОЖИ ЯДРА ОРЕХОВ У БЕЛОЧКИ
5.В КОГО ПРЕВРАТИЛСЯ КНЯЗЬ ГВИДОН ВО ВТОРОЙ РАЗ
6.ПРЕДВОДИТЕЛЬ БОГАТЫРЕЙ
7.КЕМ ПРИХОДЯТСЯ 33 БОГАТЫРЯ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДЬ
8.В КОГО ПРЕВРАТИЛСЯ КНЯЗЬ В ТРЕТИЙ РАЗ
9.КАК ЗОВУТ БАБУШКУ КНЯЗЯ ГВИДОНА
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО -ИМЯ ЖЕНЫ ЦАРЯ САЛТАНА (Милитриса)
КРОСВОРД МЕРТВАЯ ЦАРЕВНА
1.ЧТО ПОДНЕСЛИ СЕМЬ БОГАТЫРЕЙ ЦАРЕВНЕ(пирожок)
2.ЧТО БОГАТЫРИ ПРИНЕСЛИ ЦАРЕВНЕ НА ПОДНОСЕ (вино)
3.МЕСТО,ГДЕ СПАЛА МЕРТВАЯ ЦАРЕВНА (гора)
4.МЕСТО ,ГДЕ СТОЯЛ ТЕРЕМ БОГАТЫРЕЙ (дубрава)
5.КТО СКАЗАЛ КОРОЛЕВИЧУ ,ГДЕ НАХОДИТСЯ ЦАРЕВНА (ветер)
6.ДИЧЬ,НА КОТОРУЮ ОХОТИЛИСЬ БОГАТЫРИ (утки)
7.КРАСОТЕ ЦАРЕВНЫ ЗАВИДОВАЛА(мачеха)
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО- ПРЕДМЕТ КОТОРЫМ ГРОЗИЛА ЗЛАЯ ЦАРИЦА ЧЕРНАВКЕ (рогатка)
КРОСВОРД ПО СКАЗКЕ О ЦАРЕ САЛТАНЕ
1. Кто обещал на весь крещёный мир приготовить пир? (Бабариха)
2. Остров на котором поселился царевич? ( Буян)
3. Что грызла белка под елью? (орешки)
4. В чём добрались до остова царица с сыном? (бочка)
5. Как звали человека, превращавшегося в комара? ( Гвидон)
6. Звание Гвидона? (князь)
3-е задание:
«Какие животные жили в сказках?»
вызывается два ребенка , из предложенных атрибутов предлагается выбрать нужные
4-е задание :
«Отгадай последовательность»
Правила игры:
На мольберте выставлены изображения действующих героев из сказок. Детям предлагается выставить их в той последовательности, которая была у них в сказках. Первым заданием предлагаются герои сказки о царе Салтане. Необходимо расставить по порядку три превращения князя Гвидона:
-комар, муха, шмель;
Вторым заданием предлагаются герои сказки о «Мертвой царевне»:
-К кому обращался царевич Елисей;(солнце, месяц, ветер)
В третьем задании необходимо определить какие животные помогли Балде в получении оброка:
-заяц, лошадь.
4-е дидактическая игра «Найди нужный предмет»:
Задание.
Назовите из какой сказки предметы? Ведущий по очереди достает предмет, а команды отвечают по очереди, т.е. называют сказку.
В коробке лежат предметы (1. Орех, 2. яблоко, 3. рыбка, 4. Зеркало )
1. «Сказка о царе Салтане»
2. ««Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
3. «Сказка о золотом петушке»
4. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
5-е задание:
«Ключворд» (5 листов с заданием раздается родителям и детям).
Ответы: Царевна — Лебедь, Салтан, Балда, Гвидон, Медведиха, Дадон, Черномор, золотая рыбка, Елисей.
6-е задание:
Дидактическая игра «Собери картинку»
Правила игры:
(детям раздаются разрезные картинки по сказкам).
7-е задание:-Отгадай к какой сказке относятся эти слова:
ТЕРЕМ,ПРЯЛКА,СОЛНЫШКО,МЕСЯЦ,СВАДЬБА-
ИЗБА,ТЕРЕМ,ЖЕМЧУГ,ЦАРИЦА,КОРЫТО-
ШАТЕР,ЗВЕЗДОЧЕТ,ПЕТУШОК-
КНЯЗЬ,МУХА,ОСТРОВ,ЦАРЬ,ЛЕБЕДЬ-
8-е задание:-Поменяй буквы местами, чтобы получилось слово:
ЕЛКАБ- (БЕЛКА)
ОМШЕК- (МЕШОК)
АЗРОКЕЛ- (ЗЕРКАЛО)
ЫБАРК- (РЫБАК)
ТЕОШПКУ- (ПЕТУШОК)
Ребенок.
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
Читайте Пушкина, друзья! -
Вот вам подсказка!
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!
Это Пушкин. Это чудо.
Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут
Этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта?
Их не много и не мало,
Но все Пушкинские – это
Наше вечное начало.
Спасибо всем за участие!
(после каждого задания детям выдаются жетоны за выполнение)
Ведущий:-Молодцы все активно участвовали в нашей викторине .
Сейчас прозвучит «Вальс» Свиридова.(дети танцуют вальс).
Ведущий:
-Пушкинская поэзия на все времена. Каждое поколение видит себя в ней как в зеркале. Кристалл Пушкина многогранен, и все грани таланта сверкают ослепительно ярко. Его муза четко откликается на все порывы человеческого сердца. И Пушкин остается вечным в своих произведениях.
-А сейчас можно посетить наш маленький Пушкинский музей.
Детям демонстрируются: книги Пушкина, рисунки детей, поделки, атрибуты к сказкам, посуда с изображением Пушкина и Н. Гончаровой, магнитики с изображением Михайловского и мн.др.