Цапкова Наталья Викторовна
Программное содержание:
- познакомить детей с трудом тракториста, комбайнера;
- закрепить знания детей о сельскохозяйственном транспорте;
-развивать логическое мышление, память;
- прививать интерес к сельскому хозяйству и производству хлебной продукции;
- воспитывать уважение к труду взрослых.
Материал: картинки с изображением хлеба и хлебных продуктов; картинки, изображающие разные блюда из этих продуктов; медиа-презентация «Путешествие зернышка».
Предварительная работа:рассматривание иллюстраций, картинок с изображением хлебных продуктов, сельско-хозяйственной деятельности людей (труд в поле, пашня, нива и т.п.), производства хлеба.
Ход:
- Ребята, я вчера видела, как вы в обед баловались с хлебом, некрасиво его ломали, крошили и даже пытались бросаться в друг друга. А ведь этого делать совершенно нельзя! И знаете почему?
Воспитатель читает стихотворение и достает из-под салфетки каравай:
Вот он – хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой,
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле
- А знаете ребята, чем пахнет хлеб? (ответы детей)
Он пахнет полем, печью, небом. А главное – работой пахнет хлеб! Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Посмотрите на картины. Какой путь прошел хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный каравай на нашем столе. (Показывает репродукции Шишкина «Рожь»)
Хлеб ржаной, батон и булки
не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.
-Давай вспомним, как благодарила во все времена люди Хлеб, как называли его и чему учили своих детей (показываем сюжетные картинки для сопровождения беседы “Хлеб – наше богатство”):
Хлеб – всему голова!
Ржаной хлебушко – пшеничному дедушка!
В хлебе вся сила!
Каждую крошку в ладошку!
Хочешь есть калачи – не сиди на печи!
Без хлеба – нет обеда !
Хлеб – батюшка, вода – матушка !
Будет хлеб – будет и песня !
Много свету – много хлеба !
Хлеба надо брать столько, сколько съешь !
Хлеб надо всегда доедать !
Хлеб нельзя бросать на пол !
-Ребята, а вы знаете, из чего делают хлеб, булочки, печенье, пряники ? (из муки)
- А что такое мука, из чего её получают? (из зерен)
- Правильно, из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи получают ржаную муку. Давай рассмотрим засушенные колоски ржи и пшеницы, метелки овса. (воспитатель показывает колоски 3х видов)
- Что у них общего? (ответы детей)
- Да, верно, все эти растения дают зерно и поэтому называются зерновыми культурами. Из них готовят хлеб.
-Ребят, но ведь из одного, двух колосков получается совсем немного зерен, да и муки получится немного, а откуда же берется столько хлеба, чтобы накормить целый большой город? Ведь мы едим хлеб каждый день и еще 2-3 раза в день. (ответы детей)
- Давайте обратимся за помощью к нашему помощнику – компьютеру (работа с медиа-презентацией, созданной самостоятельно «Путешествие зернышка»)
- Вот, дорогие мои, какое долгое путешествие преодолевает зернышко, прежде чем стать привычным для нас хлебом. И сколько людей трудятся для того, чтобы хлеб попал к нам на стол.
- А теперь давайте представим, что мы на поле:
Физкультминутка:
Дует ветер с высоты. (руки вверх, покачивание руками)
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо.
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А теперь давайте вместе.
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше, веселей, вот так!
Переходим все на шаг (ходьба на месте)
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора.
А теперь ребята давайте поиграем
Игра: "Разложи по порядку"
На нашем поле дети находят красивый конверт, а в нём картинки и карточки-схемы колосок. Нам необходимо разложить картинки, на которых изображены действия людей, которые вырастили хлеб. Нужно разложить и рассказать по порядку, чтобы было понятно, как из "зернышка" получился хлеб.
Дети раскладывают карточки и проговаривают последовательность:
-Весной в поле выходят машины. У человека, ведущего эту машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить её для посева семян. (Пашут землю: трактора, культиваторы).
- Через некоторое время на поле выходят другие машины. Зерна падают ровно в землю. В колхозах поля огромные. Только используя машины, можно быстро засеять их. (Сажают семена: сеялки – на ней работаю сеяльщики).
- На поле зёрна прорастают, появляются всходы.
- Пришла осень, колосья становятся совсем золотые. Хлеб созрел. Пришла пора быстро убирать урожай, а то колосья могут осыпаться, и зёрна хлеба упадут на землю. И снова в поле вышли машины - комбайны.
- Машины везут зерно на элеватор.
- С элеватора машины везут зерно на мукомольный завод.
- Затем на специальных машинах муку везут на хлебозаводы, и в пекарни.
- Пекари пекут хлеб.
- Из пекарни на специальных машинах хлеб везут в магазины.
- В магазинах люди покупают его.
- Ребята, вот теперь вы сами видите какой долгий путь проделывает зернышко, чтобы превратиться в хлеб и сколько людей старается, работает, чтобы хлеб попал к нам на стол.
Ну, что будете еще баловаться с хлебом и бросаться им? (Нет, теперь нет). Правильно, хлеб нужно беречь!