Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

ВИДЫ  ВООБРАЖЕНИЯ

 

1.Непроизвольное, или пассивное, воображение. Оно является самым простым видом воображения и состоит в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Непроизвольное воображение часто наблюдается у детей младшего возраста. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно (персеверация), текут, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Непреднамеренное воображение имеет место и в состоянии бодрствования. Не следует думать, что те или иные новые образы всегда возникают в результате сознательной целеустремленной деятельности человека. Отличительной особенностью представлений является их изменчивость вследствие неустойчивости следовых возбуждений в клетках мозга и того, что они легко вступают в связь с остаточными процессами возбуждения в соседних центрах. Траектория этого возбуждения не является, как говорил Павлов, твердо зафиксированной ни в своей величине, ни в своей форме. Отсюда легкость воображения, наблюдаемая, например, у детей дошкольного возраста, которые часто отличаются чрезмерным фантазированием и отсутствием критического отношения к создаваемым образам. Лишь жизненная проверка практикой постепенно упорядочивает эту широкую и непреднамеренную деятельность воображения у детей и подчиняет ее руководству сознания, в результате чего воображение приобретает преднамеренный активный характер.

2.Произвольное, или активное, воображение. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Такое активное воображение развивается уже в детских играх, в которых дети берут на себя те или другие роли (летчика, машиниста поезда, доктора и т. д.). Необходимость отобразить наиболее правильно в игре выбранную роль и приводит к активной работе воображения.

Дальнейшее развитие активного воображения происходит в процессе труда, особенно когда он требует самостоятельных, инициативных действий и творческих усилий: труд требует деятельности воображения, отчетливых представлений того предмета, который должен быть сделан, и тех операций, которые при этом должны быть выполнены.

Произвольное воображение, хотя и в несколько иной форме, имеет место в творческой деятельности. Здесь человек также ставит перед собой задачу, которая является исходным моментом для деятельности его воображения, но, поскольку продуктом этой деятельности являются предметы того или другого искусства, воображение подчиняется требованиям, вытекающим из характера и особенностей данного вида искусства.

4.Воссоздающее воображение. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. По своей психологической структуре воссоздающее воображение есть перевод второсигнальных раздражителей в первосигнальные образы. Например, данный человек никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, он может себе представить море в более или менее ярких и полных образах. Или физкультурнику еще не было показано новое гимнастическое упражнение, он еще никогда не видел данной гимнастической комбинации вольных упражнений, однако более или менее полное описание этой комбинации позволит ему представить себе это упражнение с достаточной полнотой и правильностью. Воссоздающее воображение создает то, что есть, что существует, и так, как оно существует. В нем не должно быть отлета от действительности, иначе оно не будет служить тем целям познания, которые перед ним стоят — расширять (на основе перевода описаний в наглядные образы) круг знаний человека об окружающем мире.

Благодаря воссоздающему воображению человек может только по одному описанию представить себе и далекие страны, в которых он никогда не был, и давно прошедшие исторические события, и многие предметы, с которыми он не имел случая сталкиваться в действительности. Громадный источник для воссоздающего воображения представляют произведения художественной литературы, позволяющие нам создавать живые конкретные образы многих важных явлений жизни, с которыми мы не имели возможности познакомиться непосредственно.

Воссоздающее воображение – это создание субъективно новых образов, это представление того, что существует реально, что известно другим людям, но в практике данного человека не встречалось.  Образы воссоздающего воображения возникают на основе различных описании, чертежей, схем.    

Несмотря на кажущуюся простоту и понятность, это определе­ние нуждается в одном обязательном поясне­нии. Известно, что воспринимаемые описания, схемы, чертежи и пр. могут иметь реальный  и фантастический характер. Соответственно образы и идеи, которые будут возникать у нас от их восприятия, так же могут быть различны, т. е. или правдоподобные или вымыш­ленные. Однако, вне зависимости от того, какие бы образы и идеи у нас ни возникли, все равно они должны быть отнесены к облас­ти деятельности воссоздающего воображения, должны считаться его продуктом.

В процессе воссоздающего воображения возникают новые образы, но новые субъективно, для данного человека, а объективно они уже существуют. Они уже воплощены в определенных предметах культуры. При чтении художественной литературы, при изучении географических, исторических и других описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи фантазии то, о чем говорится в этих источниках. Любой зритель, читатель или слушатель должен обладать достаточно развитым воссоздающим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать писатель, рассказчик.

Очевидно, что в подобных случаях деятельность воссоздающего воображения активно переплетается с деятельностью творческого воображения, в результате чего становится возможным возникновение дополнительных деталей образа объекта, по характеру своему представляющих логическое продолжение или завершение воспринимаемого описания.

Суть воссоздающего воображения в том, что мы воспроизводим то, что сами непосредственно не воспринимали, но что нам сообщают другие люди (речью, чертежами, схемами, знаками и пр.)

Мы как бы расшифровываем сигналы, символы, знаки. Например, инженер, рассматривая чертеж (систему линий на листе), восстанавливает образ машины, которая «зашифрована» условными обозначениями.

Немаловажным фактором, положительно влияющим на точность воссоздания, особенно у детей младшего и среднего школьного возраста, является дополнение изложений иллюстрациями. Не обязательно, чтобы эти иллюстрации полностью изображали то, о чем в сообщении идет речь. Если так бывает, то, конечно, это хорошо. Часто, однако, приходится сталкиваться с описанием таких явле­ний или событий, которые просто невозможно изобразить графи­чески. В этих случаях свой рассказ учитель может дополнить художественными изображениями некоторых деталей или эпизодов, относящихся к рассматриваемому событию. Например, показать учащимся рисунки совместной охоты людей первобытно-общинного строя, изображение их орудий, предметов обихода и т. д.

Большое стимулирующее влияние для деятельности воссоздающего воображения оказывает возможность воспринимать хотя бы некоторые из упоминаемых в сообщении объектов в их естественном, натуральном виде (образцы минералов, растений, археологические экспонаты и т. д.).

Наконец, полнота и точность образного воссоздания значительно возрастают в том случае, если перед учащимися ставится задача передать определенное описание в рисунке, в лепке, в изготовлении макета и т. д.

Такие практические задачи не только активизируют воссоздающее воображение учащихся, но дают возможность учителю проверить степень точности их воссоздания.

Воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека, оно позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь в обществе. Оно помогает каждому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями других людей.

5.Творческое воображение. Характерной  особенностью этого вида воображения является создание новых образов в процессе творческой деятельности человека, будет ли это искусство, наука или техническая деятельность.
Писатели,  живописцы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах своего искусства, прибегают к творческому воображению.

 

Они  не просто фотографически копируют  жизнь, но создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в своих наиболее ярких чертах, в обобщенных образах действительности. Вместе с  тем в этих образах  отражается и личность писателя, художника, его понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.

Творческое воображение - такой вид воображения, в ходе кото­рого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, приоб­ретающие общественную значимость.  Продуктами творческого воображения являются произведения искусства, литературы, научные законы и открытия, новые методы обучения и воспитания.

Этапы творческого воображения таковы:

(по М.В. Гамезо, 2003)

1.             Возникновение творческой идеи.

2.             «Вынашивание»  замысла.

3.             Реализация замысла.

Роль творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писателей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь относиться к ним, как к живым (вспомним Дон Кихота, Андрея Балконского, Наташу Ростову, Анну Каренину, Татьяну Ларину…). В зависимости от того, в какой сфере используется творческое воображение, различают: художественное, техническое и научное воображение. Стимулом к деятельности творческого воображения являются материальные и духовные потребности людей. Возникновение потребностей является той побудительной силой, которая мобилизует усилия людей, направляет их воображение на поиски способов их удовлетворения. В результате этого создаются новые произведе­ния искусства, технические изобретения, научные открытия. Всякий процесс творчества идет ли речь о науке, технике или искусстве, слагается из основных этапов.Гельмгольцом (1896) и Уоллесом (1926)были выделены следующие стадии творческого процесса:

1.Подготовка — обдумывание или узнавание образов или представлений, как предполагается, релевантных для проблемы. (Гельмгольц заметил, что решение часто не находилось в это время, если проблема не была тривиальной.  В его  практике было  откладывание  проблемы.)

2.Инкубации(вынашивания идеи); спустя некоторое время решение просто приходит к нему. Это  — стадия вдохновения (озарения).

3.Окончательно во время стадии проверки или разработки новая идея подвергается логической проверке и приводится в окончательную форму.

Согласно В.Вундта (1970), в 1-й и 3-й стадиях преобладают осознанно со­вершаемые процессы, а во 2-й — процессы, протекающие неосознанно.

Любой творческий продукт является обычно итогом огромного труда, результатом колоссального напряжения умственных и физических сил человека.

Е. И. Игнатьев в результате многолетних исследований природы творческого процесса пришел к выводу о возможности возникновения своеобразных творческих доминант у лиц, глубоко увлеченных творческой работой.

Эти доминанты накладывают своеобразный отпечаток на всю познавательную деятельность личности. В ходе творчества не только обостряется наблюдательность, но все, что человек воспринимает, осмысливается им под углом зре­ния той творческой идеи, которая его увлекает. Именно этим объяс­няется то, что человек находит иногда нужное решение как бы внезапно, случайно. Истории известны многочисленные примеры таких "случайных" открытий.

Каждый, кто посвятил себя творческой деятельности, хоть раз в жизни испытал удивительный подъем сил, когда работалось легко, быстро, уверенно, с сознанием собственной творческой силы. Такое состояние называется вдохновением. Это существенный и полезный этап в творческой работе.

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлении, образов. Для более полного представления о видах и способах воображения приведем схему (см. схему 1).

 Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны.

По признаку активности различаются два основных вида воображения: пассивное (непроизвольное) и активное (произвольное).

Пассивное воображение протекает у человека как бы само собой, без заранее поставленной цели. Оно может проявляться в сновидениях, грезах и некоторых иллюзиях.  Это сновидения, галлюцинации, грезы.

Активное воображение, наоборот, отличается целенаправленностью и обязательно сопровождается волевыми усилиями. Оно проявляется в виде воссоздающего (репродуктивного, воспроизводящего) воображения, творческого воображения и мечты.

В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим. Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлении, образов. Для более полного представления о видах и способах воображения приведем схему (см. схему 1).

 

 

 

СХЕМА 1 ВООБРАЖЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И СПОСОБЫ

 

 

 

ВООБРАЖЕНИЕ

Непроизвольное  ---------------------------------------------------Произвольное

(Пассивное)………………………………………….……………(активное)

 

 

 

       
 
   
 

 

 

 

 

(фантазия)

психологическая функция,

направленная на создание

новых образов

 

                                 
   
   
 
 
   

СПОСОБЫ

     
 
   
 
   
   
     
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   
   

гиперболизация

 

акцентирование

 

типизация

 

схематизация

   

агглютинация

 


 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»