ЛЕПКА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Петросян Рипсиме Вараговна,
воспитатель, СПб ГБДОУ д/с 72
Кировского района Санкт-Петербурга
Истоки способностей и дарований детей
– на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли
В.А. Сухомлинский
В современном мире, где рядом с надеждами живёт тревога о судьбах человечества и планеты, наиболее прогрессивно мыслящие люди видят всю важность воспитания будущих поколений в духе гуманизма. Доктор философских наук, эстетик Е.М. Торшилова показывает, что приоритет общечеловеческих ценностей связан с таким более широким и более универсальным, чем идеология, пониманием человека и единства человеческого рода, которое в равной мере базируется на его биологическом, психофизиологическом и культурном единстве. В условиях эстетического развития и эстетического воспитания, в отличие от других форм воспитания, задействованы все эти уровни развития человека как представителя рода.
Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. «Я убеждён, - пишет один из крупнейших представителей английской теоретической мысли Херберт Рид, - что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет... Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизованная нация, не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни».
Эстетическая деятельность – это духовно-практическая, эмоционально-рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов, а целью - гармонизация своих отношений с миром, моделирование образа «Я», формирование «Я - концепции творца».
«Танец пальцев» придает материи форму, заданную нашим воображением, а название этому «танцу рук» – ЛЕПКА.
Благодаря этому виду творческой деятельности у ребёнка формируется образное мышление, развивается память, зрительное восприятие объектов, тренируется мелкая моторика, что особенно важно для подготовки руки к письму. Также неоспорима роль лепки в развитии у малыша чувства прекрасного, его эстетическом воспитании. Работая над объёмными образами, дети изучают характерные особенности предметов, уточняют определённые детали, осмысливают основные качества объектов. Созидая, ребенок учится общаться с окружающим миром, видеть его красоту, замечать мелочи и нюансы. Занимаясь творчеством, дети обучаются работе с различными материалами, узнают их специфику, а также развивают образное мышление, овладевают элементарными навыками обучения. Знакомясь с произведениями искусства, ребенок приобщается к культурной традиции своего народа и других стран.
Постепенно происходит углубление знаний и представлений о свойствах и законах окружающего мира, ребёнок осваивает простейшие изобразительные навыки и пытается осознанно их использовать. Сегодня тема для статьи - лепка в жизни ребенка.
Однако мало кто из родителей отдаёт себе отчёт в том, что, являясь видом изобразительной деятельности для ребенка, лепка оказывает выраженное влияние на эмоциональное состояние, вызывает положительные эмоции, интересует и волнует его. В процессе лепки каждый ребёнок испытывает целую гамму разнообразных чувств. Безусловно, любой малыш радуется, если задуманное получается, и огорчается, если что-то идёт не так, как он задумал. Для нас, взрослых, мир детских эмоций - сложный и непонятный. Обожая своих детей, мы часто не можем определить, какие именно эмоции испытывает наш ребёнок. Дети, сильнее взрослых переживающие радость побед и горечь неудач, самостоятельно не способны справиться со шквалом эмоций, которые их обуревают. Именно творческие занятия, в частности лепка, способны помочь ребёнку выразить те чувства, которые накопились в его душе, в том числе и те, наличие которых он даже не осознаёт.
Именно творческая деятельность и польза лепки для организма позволяет детям невербально выразить существующие внутренние конфликты. При помощи лепки малыш имеет возможность «отработать» боль и злость, страх и тревогу, которые присутствуют в его жизни. Этот вид изобразительного творчества позволяет проявить эмоции в социально приемлемой манере. Ребёнку, как, впрочем, и взрослому, лепка даёт возможность самым безопасным способом снять напряжение, проявить свои чувства, осознать ценность своей личности. Лепка - простой и эффективный способ выявить и развить скрытые способности и навыки, осознать свою уникальность, своё творческое начало. Для многих детей лепка становится своеобразным мостом между миром реальности и фантазий. Благодаря этому мосту многие из маленьких мечтателей способны перейти из мира своих грёз в существующий мир, свыкнуться с его несовершенством.
Сегодня психологи активно используют лепку для организма ребенка в качестве одного из направлений арттерапии, потому что этот самовыражения наиболее доступен детям всех возрастов, начиная от двух-трёхгодовалых малышей и заканчивая детьми 8-10 лет. Лепка как направление арт-терапии обращается к внутренним скрытым самоисцеляющим ресурсам ребёнка. Как и любой взрослый, ребёнок хочет быть услышанным и понятым. К сожалению, дети далеко не всегда способны найти нужные слова, чтобы описать своё внутреннее состояние, рассказать о своих переживаниях, горестях и сомнениях. Мы привыкли представлять жизнь ребёнка как безоблачное существование, которое не омрачают и не затрудняют какие-либо проблемы и сомнения. Вместе с тем современные дети порой слишком остро воспринимают привычные для нас жизненные ситуации. В копилке их детского опыта пока слишком мало знаний, чтобы ответить на все вопросы и разрешить все внутренние конфликты. Лепка здесь идеальный помощник, способный не только ощутить свою уникальность и личностную ценность, но и адаптироваться к изменяющемуся миру, понять своё место в жизни и оставить видимый след.
Таким образом, лепка способствует выражению чувств и эмоций, перенесению внутренних переживаний на объекты окружающей среды, поиску новых невербальных форм взаимодействия с предметами окружающего мира. Если родители и воспитатели будут с должным уважением относиться к работам, созданным ребёнком, он перестанет сомневаться в своей значительности и «нужности». Опыт создания шедевров из обычных материалов постепенно научит малыша смотреть на вещи под другим углом, находя оригинальные решения даже в безвыходных ситуациях.
Особенно полезна лепка для гиперактивных детей, сверхнапряженных, агрессивных.
Так как любой предмет имеет объем, он воспринимается ребенком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Лепка, как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предметов между собой, определяют их размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путем. Занятие лепкой способствуем развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаше всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи. Еще одна специфическая черта лепки — ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.
Чтобы научиться более точно передавать форму и строение предметов, ребенок должен обучаться многим техническим приемам лепки, способам передачи строения предметов. Задача взрослых - педагогов, воспитателей, родителей - облегчить этот путь изучения нового материала, помочь детям освоить основные приемы работы с ним, научить лепить знакомые предметы реального мира, выражать свое отношение к миру и его явлениям.
Чтобы научить ребенка лепить, воспитатель и родители должны сами тренироваться в лепке, осваивать все технические приемы работы с пластилином, тестом, глиной. Самостоятельная неоднократная лепка воспитателем предмета позволяет ему продумать всю методику обучения, избежать серьезных затруднений в работе, заранее предусмотреть, какая помощь может понадобиться детям, и быть в состоянии помочь каждому.
Для занятий с детьми применяются три вида лепки:
- предметную;
- сюжетную;
- декоративную.
Предметная лепка в детском садупредназначена для воссоздания отдельных предметов. Дети с увлечением лепят фигурки людей и животных. Только быстрее всего они овладевают изображением предметов растительной и конструктивной формы. В связи с этим фактом перед воспитателями детского сада появляется задание обучить детей способности изображать ключевую форму предметов в лепке и наиболее яркие, свойственные им признаки.
Сюжетная лепка в детском садусопровождается большим объемом работы, потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после чего дополнить лепку некоторыми деталями.
Воспитателю необходимо обучить детей умению изготавливать плотную, довольно объемную подставку и логично, красиво распределять предметы на ней. Это даст возможность успешно выполнить задачу создания композиционного сюжета.
Чаще всего сюжетом для лепки служат эпизоды из окружающей обстановки, отдельные эпизоды некоторых сказок, повествований. Выразительность сюжетным композициям придает не только то, как умело дети изображают форму, но и то, как они объединяют фигуры в одну композицию изображением действия.
Декоративная лепка в детском саду.Знакомство малышей с народным прикладным искусством является одним из способов эстетического воспитания, в процессе познания различных его видов, в частности и мелкой декоративной пластики народных умельцев, дети могут приобрести много полезных навыков. К примеру, красивые собранные формы, представляющие зверей, кукол, птиц с обусловленной красочной росписью, веселят детей и позитивно влияют на формирование их художественного вкуса, обогащают детские суждения и фантазию.
Хорошо и с удовольствием малыши лепят бусы и другие украшения для кукол, изготавливают декоративные сосуды: подставки для яиц, солонки и вазы для небольших весенних цветов, подносы и стаканы для ручек и карандашей. Такие изделия могут обладать формой листьев, зверей, цветов, их можно красочно расписать гуашью и ангобами.
Декоративная лепка в детском садуспособствует обучению детей предварительному обдумыванию темы работы, созданию заранее эскиза в качестве рисунка, обучает условно подбирать роспись и форму предмета. К примеру, солонка в форме цветка, крылья жука или птицы расписываются геометрическим или растительным орнаментом. В процессе работы над декоративной пластинкой дети обучаются правилам обращения с инструментом, различным приемам лепки, а что более важно - красивому декоративному наполнению пространства.
Для лепки в детском саду могут быть использованы мягкие пластические материалы - глина, детский цветной пластилин, технический пластилин. Также возможно использование нетрадиционных пластических материалов собственного изготовления - это тесто и бумажная масса. Каждый из перечисленных материалов обладает своими особенностями, которые необходимо учитывать при создании детских творческих работ на занятиях по лепке.
Особенности работы с глиной.
Традиционно считается, что лучшим материалом для лепки в детском саду является глина. Предметы, вылепленные из нее, быстро высыхают, готовые изделия можно закалить до определенной степени твердости, а затем окрасить, покрыть росписью. Главное же состоит в том, что глина одноцветна и, работая с нею, ребенок основное внимание направляет на создание образа, пролепливание формы предмета в целом, в то время как при работе с детским цветным пластилином, окрашенным в активные цвета, дети зачастую лишь приближенно передают форму, удовлетворяясь яркостью цветового решения, цветовой выразительностью. Из глины и технического пластилина дети лепят с большей последовательностью и внимательнее следят за превращениями куска пластичного материала в готовый предмет.Одним из достоинств глины является то, что она попадает ребенку в руки в том состоянии, которое позволяет сразу начать лепку.Навыки, полученные при лепке из глины, могут быть легко перенесены на лепку из пластилина, а такие необходимые при работе с глиной приемы, как примазывание при соединении деталей, заделка трещин, почти не нужны при работе с пластилином.
Пластика.
На прилавках магазинов появился, не так давно, новый материал для работы с детьми - пластика. Он предназначен для занятий в ДОУ лепкой, и является аналогом глины, имеющим ряд положительных сторон, не присущих глине:
Имеет светло-серый цвет, а при высыхании становится почти белым и не требует в дальнейшем грунтовки. При росписи -краска ложится ровно, сохраняя яркость цветов.
Данный материал не требует подготовки, так как продается уже в готовом виде в вакуумной упаковке.
Пластика - материал очень пластичный, податливый, при этом не требует специального оборудования для сушки и обжига.
с различными материалами, а особенно будет удобно использовать пластику для изготовления атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Тестопластика.
Одним из доступнейших материалов для развития детского творчества в лепке является тесто.
Приемы и технология работы с тестом во многом похожи на работу с глиной. При лепке из теста необходима сырая салфетка для заглаживания неровностей и стыков. Однако есть определенные отличия - тесто не столь эластично, изделие большой толщины очень плохо высыхает (внутренняя часть остается сырой и ломкой). Поэтому для теста больше подойдет работа над небольшими скульптурами или над рельефом. Сушить тесто лучше всего в естественных условиях, положив на солнце. Однако, если это необходимо, можно воспользоваться духовкой. Изделия из теста сушат на медленном огне, иначе на поверхности могут появиться трещины.
Бумажная масса.
Бумажная масса потребует от педагога определенной подготовки к занятию. Однако данный материал позволит расширить представление детей о возможностях хорошо знакомой бумаги и позволит использовать в работе.
Бумажную массу можно использовать в работе над декоративными панно, рельефами, для украшения детских костюмов. Накладывать массу нужно на картонную основу, постепенно увеличивая толщину слоя, максимальная высота которого может составлять 1,5 см. Высыхая, работа становится легкой, что позволит оформить ее, например, как картину.
Но помните - не принуждайте лепить. Если вы будете лепить с увлечением, оберегать сделанное ребенком, поддерживать его идеи, обыгрывать поделки, то он и сам будет с большим удовольствием это делать.
Заключение.
Ребенок открывает глаза и созерцает мир - незнакомый, удивительный и таинственный. Малышу еще предстоит ощутить свою принадлежность к этому большому, прекрасному миру, раствориться в нем, но при этом остаться индивидуальностью и стать творческой личностью, созидателем. Без помощи взрослого здесь не обойтись. Именно взрослые должны пробудить интерес к познанию, помочь усвоить опыт предшествующих поколений, научить приемам изучения и отражения окружающего мира.
Наиболее естественным выражением своих впечатлений об окружающем мире для малыша является изобразительная деятельность. Как легко и просто провести карандашом по листу бумаги — и вот перед тобой мяч или цветок. Но куда интереснее суметь сделать собственными руками все, что видишь.
Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой является осязание предмета. И.М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно не доступны». Что может дать лучшее представление о предмете, чем самому, из невзрачного кусочка глины или пластилина создать этот предмет, сделать его узнаваемым и привлекательным. Этим объясняется огромный интерес малышей разного возраста к лепке.
Литература
Милосердова Н.Е. Обучение дошкольников технике лепки. М.: ЦПО, 2008.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: «Карапуз - дидактика», 2007.