Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

В настоящее время в системе образования происходят большие изменения, связанные с модернизацией. Разработана концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьников, и утверждён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года ). № 373. Одной из важнейший задач стандарта является обеспечения духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. 

Для дошкольных учреждений пока еще нет утверждённого государственного стандарта, однако существует опыт и различные подходы к духовно-нравственному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.

Вначале проанализируем, что в психолого-педагогической литературе понимается под духовно-нравственным развитием и воспитанием. 

Слово "духовность" чаще всего связывается с ценностями (духовными в отличие от материальных) личности и с приобщением человека к культурным традициям (Захарченко, 2011). Духовность - это также свойство личности, выражающее способность человека осмысливать свое "я" и миссию своего земного существования, соизмерять свою жизнь с нравственными законами бытия и действовать согласно им (Слободчиков, 2000). Духовность может рассматриваться в религиозном смысле и связываться с определенной традиционной конфессией, например, православной (Берсенева, 2007). Слово "духовность" происходит от слова "Дух", в православной религиозной традиции означает Святой Дух как третью ипостась Святой Троицы и понимается как действие Святого Духа в человеке (Мороз, 2003). 

Нравственность в широком смысле - это нравы, правила, определяющие поведение человека, и выполнение этих правил, а также духовные и душевные качества, необходимые человеку в жизни. Нравственность, как и духовность, связана с мировозрением, ценностями личности и духовно-душевными потребностями человека. Если духовность - это то, чем и ради чего человек живет и действует, то нравственность - это то, как он живет и действует. Такое понимание нравственности дают основание говорить о духовно-нравственном развитии и воспитании ребенка.
В последние годы появился ряд программ по раннему и дошкольному воспитанию, ориентированных на отечественные, культурные и педагогические традиции. В числе этих программ можно назвать программу развития и воспитания детей до 3-х лет в семье "Кроха", разработанную авторским коллективом педагогов Нижегородского института развития образования; программу и методические руководства по воспитанию детей дошкольного возраста "Радуга". Есть программы, ориентированные на приобщение детей к истокам русской народной культуры ( опыт О.Л. Князевой, М.Д Маханевой), программа искоти (И.А Камкин). Эти программы дают возможность осуществлять духовно-нравственное развитие и воспитание на отечественных традициях.
Существуют различные подходы к вопросу формирования системы духовно-нравственного воспитания. В нашей работе (в дипломной работе и практической деятельности как психолога) мы опираемся на концепцию духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста М. Гладких (Гладких, 2000). 
В этой концепции духовно-нравственное воспитание понимается как
1) Пробуждение потенциальных способностей, переживание, чувств ребенка (таких как долг, совесть, свобода, ответственность, гражданственность, патриотизм), 
2) Содействие обретению ребёнком нравственного и духовного опыта 
3) Формирование нравственной позиции ребёнка, в различении добра и зла, готовности проявлять милосердие на уровне принятия решения и его осуществления,
4) Создание условий для складывания ценностных гармоничных отношений ребёнка с миром, другими людьми (взрослыми и сверстниками), переживаемых как сострадание и сорадование и реализуемых в актах содействия, помощи, и защиты,
5) Коррекция негативных проявлений и порочных наклонностей ребёнка в соответствии с идеальной нормой, нравственным абсолютом, образом Божеим. 

Основы духовно-нравственного воспитания ребёнка раннего и дошкольного возраста закладываются в семье. Очень важно, чтобы позиция родителей и психолога совпадали. Во избежании конфликтных ситуаций на проведение занятий с детьми по православной культуре необходимо иметь письменное согласие родителей.
Основными задачами духовно-нравственного воспитания ребенка в государственном дошкольном образовательном учреждении, согласно концепции М.Гладких, являются
1) профессионально педагогическая помощь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традиционной духовной культуре, 
2) воспитание у детей навыков доброжелательного поведения, чуткости, способности к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств, 
3) формирование гражданского самосознания и любви к Родине, к русскому народу, чувства причастности к прошлому и будущему своего отечества.
Данная концепция призывает к поиску и обретению нравственных и духовных оснований воспитания на традиционных для России началах. 
Ведущим принципом в работе дошкольного общеобразовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию является постоянное, доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей.
Обобщая всё сказанное, под психологическим сопровождением духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников будем понимать профессиональную деятельность психолога, направленную на создание психолого-педагогических условий для успешного духовного и нравственного развития и воспитания ребенка. И тогда цель психологического сопровождения духовно-нравственного развития и воспитания будет заключаться в организации работы с ребенком, которая направлена на познания им себя и построение нравственных отношений с окружающими людьми.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»