Сценарий театрализованной деятельности
с участием родителей и детей по сказке «Репка»
Землякова Татьяна Михайловна, воспитатель.
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIIIвида) №25 Петроградского района г. Санкт-Петербурга (отделение дошкольного образования)
Цель: дать родителям опыт спонтанного участия в игре-драматизации в роли игровых партнёров своих детей. Использовать театрально-игровую деятельность для эмоционального сближения взрослых и детей, общности переживания происходящего.
Подготовка встречи.К игре-драматизации готовим следующие атрибуты: «забор», «дом», «дерево», стол, детские стульчики, самовар, чашки, баранки.
Возле «дома» имитация грядки, две лопатки, лейка, репка из папье-маше с помещёнными внутрь её конфетами (сюрприз к чаю), атрибуты костюмов к сказке «Репка».
Проведение встречи.Воспитатель обращает внимание взрослых и их детей на предметы, находящиеся в зале. Предлагает выбрать наиболее подходящие каждому по душе роли и, соответственно, атрибуты к ней. Мизансцены родители и их дети проговаривают между собой. Роли взрослых: дед, бабка, мама-мышь (или папа), папа или мама-кошка. Роли детей: внучка, внук «котёнок», «щенок», «мышонок» (причём детей в «кошачьей» или «мышиной» семье может быть сколько угодно. Все дети и взрослые должны получить роль в игре. Определившись с ролью, все надевают костюмы, помогая друг другу.
Звучит музыка (желательно русская народная).
/дед, бабка, внучата, сидя за общим столом, пьют чай с баранками/
Воспитатель: всё лето у деда с бабулей внуки гостили
жили дружно, не тужили, чай с бараночками пили.
чай горячий, ароматный, сладок вкус его приятный!
/участники игры в свободном диалоге произносят фразы, выполняют действия, соответствующие их ролям. Например, бабка угощает всех чаем, наливает его в чашки, внучата хвалят баранки и одновременно сетуют на горячий чай и прочее/
Воспитатель: бабка чаем напоила и дедулю попросила
«в огород скорей пойди, сладку репку посади».
/между участниками игры происходит общение в свободном диалоге/
Воспитатель: дед собрался в огород и внучка с собой зовёт
/дед зовёт с собой внука (их может быть больше, чем один)/
Воспитатель: вместе дружно, веселей, взяли лейку и лопатку
и отправились на грядку.
/дед и внук берут лопатки и «копают грядку»/
Воспитатель: ловко, дружненько шагают, внучек деду помогает.
с дедом грядку он копает. Посадили и полили.
и сказали вместе ей: подрастай, репка, скорей!
Вырасти большая, сладкая такая,
чтоб без сахара мы ели и
и ничуть не потолстели!
Воспитатель: от работы уморились и до дому воротились.
/общение участников игры–драматизации в свободной форме. Под музыку выбегает ребёнок, имитирует движения порхающей птички. Птичка летает над грядкой, затем ставит «репку» и улетает/
Воспитатель: сладка репка не дремала, а на грядке подрастала,
дождик репку поливал, деда репку рвать позвал.
/дед идёт на грядку, удивляется урожаю, пытается «тянуть репку»/
Воспитатель: вот спешит дед в огород, чудо-репка там растёт.
дед от радости такой стал как будто молодой!
вокруг «грядки» стал плясать и плечами пожимать!
/во время слов воспитателя дед произвольно выполняет движения, передающие его радость, удовольствие, удивление/
Воспитатель: приступил наш дед к работе, тянет репку из земли,
пот со лба рукой стирает – крепко держат корешки!
/дед зовёт себе на помощь бабку/
Воспитатель: бабка к дедушке спешит репку из земли тащить.
/бабка, увидев репку, начинает охать от удивления, показывает свою радость, хвалит деда и внука за работу./
Воспитатель: дедка за репку,
бабка за дедку,
тянут-потянут -
вытянуть не могут.
что же делать? Как тут быть?
надобно внучат просить.
/дед и бабка зовут своих внучат на помощь. Внуки, прибежав и увидев репку на грядке, так же начинают удивляться, радоваться хорошему урожаю, просят деда и бабку угостить их кусочком репки. Те объясняют, что им нужна помощь, чтобы вытащить репку из земли./
Воспитатель: внучата за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку,
тянут-потянут -
вытянуть не могут.
/все участники, взявшись друг за друга, «тянут из земли репку», но вытащить не могут.
Воспитатель: ох, устали, вот так труд!
пот со лба все вместе трут.
что же делать? Как нам быть?
Внуки: знаем! Жучку попросить!
/все зовут Жучку. Она, прибежав, тоже начинает хвалить урожай, просит кусочек попробовать./
Внуки: тише, Жучка, подожди, с нами репку вытащи!
/жучка со всеми вместе тянет репку./
Воспитатель: жучка за внучат,
Внучата за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку,
Тянут-потянут -
Вытянуть не могут.
Жучка: что же делать? как нам быть?
тяв-тяв-тяв, зовите кошку,
она поможет нам немножко.
/появляется кошка-мама со своими котятами. Все они удивляются, какая большая выросла репка, выражают желание попробовать репку на вкус. Жучка и внучата отвечают им, что не могут вытащить репку, просят помочь./
Воспитатель: кошка за жучку,
жучка за внучат,
внучата за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку,
тянут-потянут -
вытянуть не могут.
/все дружно тянут репку./
Воспитатель: пот со лба они стирают
и опять всех вопрошают:
что же делать? как же быть?
Кошка: мяууу…мышку попросить!
/прибежавшие мама-мышка с мышатами восхищаются выросшей репкой, просят угостить их. Все просят помочь вытащить репку./
Воспитатель: мышка за кошку,
кошка за жучку,
жучка за внучку,
внучата за бабку,
бабка за дедку,
дедка за репку,
тянут-потянут, вытянули репку!
Все вместе: это дружная работа принесла победу!
мы её сейчас очистим – сварится к обеду!
/дед поднимает репку, все радуются. Кто-то из участников зхамечает, что внутри репка не пустая. Предлагают кому-нибудь из детей проверить это. Дед с бабкой достают конфеты. Все садятся за стол пить чай./
Воспитатель: ай,да репка-чудеса, угощенье принесла!
по труду награда, все мы очень рады!
/можно одному воспитателю увести детей в соседнюю группу, а родителям предложить поделиться своими впечатлениями и ощущениями от происходящего.
Спросить, как родители чувствовали себя в роли? Помогала ли им игровая роль вступать в контакт с детьми? Что было для родителей новым, неожиданным? Что новое удалось узнать и увидеть про своего ребёнка в игровом взаимодействии с ним?