Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Игрушка для ребенка — не просто забава

(рекомендации для родителей)

    Психологи отмечают, что речь развивается лучше во время деятельности. Малыш, научившись ходить, может выполнять все больше действий. Он строит башни из кубиков, нанизывает кольца на пирамидку, вкладывает коробочки одна в другую, собирает и разбирает матрешку. В процессе действий с игрушками ребенок усваивает их названия и названия действий, которые можно с помощью этой игрушки производить. Поэтому детям раннего возраста больше подходят игрушки, развивающие простейшую конструктивную деятельность: крупные разноцветные кубики, легкие в сборе пирамидки, состоящие из нескольких колец; вкладывающиеся друг в друга коробочки разного размера и др. подобные игрушки, с которыми можно что-то построить, составить, перестроить..

   Игра – это универсальный способ жизнедеятельности ребенка. Главное преимущество игры заключается в том, что это активная и самостоятельная деятельность ребёнка, в которой он проявляет себя и видит результаты своих действий. Играет малыш всегда по собственному желанию, с удовольствием и ради самого процесса, а не его результата.

   Игра и связанные с ней игрушки одно из важных средств познания окружающего мира. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся.

   Игрушка для ребенка — не просто забава, но и эффективный инструмент развития, подспорье в совершенствовании движений, органов чувств, понимания речи.

   Игрушки это фактически первые книжки ребенка. Какие они? Чему учат? Игрушка может значительно обогатить представления, если играть ребенку помогают взрослые. Очень важно соблюдать в играх постепенность, последовательность в обучении, учитывать возрастные особенности ребенка. И помните, детям важно, чтобы взрослые время от времени играли вместе с ними. У ребенка подчас не хватает фантазии, чтобы придумать новые игровые действия с любимыми игрушками, и он начинает скучать. Вот тут-то и должна вмешаться мама, предложив устроить кукольный день рождения с угощением для всех кукол, или игру «в зоопарк», в которой примут участие все мягкие игрушки.

   В то же время, многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых.

   В дошкольный период игра является основным источником познания и развития. Игра для ребенка – это не просто времяпрепровождение, это способ существования. В игре осваиваются правила человеческого общения, основные умения и навыки. А игрушка для ребенка – с одной стороны это средство самовыражения, с другой - определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Ребенок не способен воспринимать игрушку неэмоционально, он пропускает через себя образ той игрушки, с которой играет. И поэтому очень важно обращать внимание на то, что она собой представляет и какие качества может сформировать.

   Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения.

   Следует учитывать также что, чем активнее взрослый, тем и активнее  ребенок. Поэтому необходимо, чтобы ребенок был не пассивным наблюдателем, а активным участником в действии с игрушкой. Нельзя забывать о том, что все попытки ребенка следует поощрять. Нельзя заставлять ребенка смотреть на кого-то или на что-то. Однако, необходимо предложить ему помощь в овладении той или иной игрушкой, привлечь его внимание к ней. Действия с игрушкой лучше проводить один на один с ребенком, сводя все посторонние раздражители к минимуму. Если ребенка интересуют посторонние предметы, необходимо поместить игрушку рядом с лицом взрослого и посодействовать, чтобы ребенок смотрел на него. При общении с ребенком очень важен как контакт глаза в глаза, так и эмоциональный контакт, будь то пение, речь, действие с игрушкой.

   Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет. Точнее, игрушки не сами окружают ребенка. Покупая игрушку, это делает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени влияния игрушки на ребенка. Исходя из определяющей роли игрушки в развитии ребенка, взрослым следует осознанно подходить к ее выбору.

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ РОДИТЕЛЬ ОБ ИГРУШКАХ

   Игрушка – это предмет, специально предназначенный для игры, является спутником детства. Её покупают, дарят, делают сами.

К игрушкам для маленьких ребят предъявляют большие требования.

  1. Игрушка должна воспитывать и развивать, вызывая у ребёнка познавательную, речевую и двигательную активность.
  2. Она должна радовать малыша и содержанием, и привлекательной формой.
  3. Художественность – важное требование к детской игрушке. Ведь она – первый и самый доступный предмет искусства.
  4. Динамичность – одно из качеств игрушки, обеспечивающие многоплановое использование её в игре ребёнка.
  5. Для настоящей игрушки характерно организованное сочетание условностей и реальности, обобщённости и конкретности.
  6. Игрушка должна быть безопасной: достаточно крупной (что бы малыш не мог запихать её в ухо, нос или проглотить), прочной (по окраске, материалу), легко мыться и дезинфицироваться.
  7. Она должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей (обращать внимание на то, что любит и умеет делать ребёнок). 

КАКИЕ ИГРУШКИ РЕКОМЕНДУЮТСЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Образные:  куклы, машины, посуда, мебель, звери, домашние животные и т.д.

Малышам  нужны куклы, изображающие детей. Более старшим – изображающие взрослых разных профессий, персонажей художественных произведений (красная шапочка, доктор Айболит, Крокодил Гена и т.д.), куклы в национальных костюмах.

Познакомьте ребёнка с изменением, которое дал кукле художник (оно имеется на коробке или этикетке), безымянную – назовите сами, привлекая к этому малыша.

Для игр с куклами требуется посуда, мебель. Приобретая эти игрушки, позаботьтесь об их соразмерности.

Мягкие игрушки (мишка, зайка, лиса, и т.д.) одинаково необходимы мальчикам и девочкам, более старшим и малышам. Рано дети начинают играть  с машинками, особенно мальчики.

Для малышей рекомендуются однообразные игрушки покрупнее: их удобно брать, переносить. Старших дошкольников привлекают мелкие игрушки, точно во всех деталях копирующие образец (машины-модели, маленькие куколки-образцы и т.д.)

Технические: самолёты, ракеты, луноходы, танки и т.д. , которые приходятся в движение механической пружиной, электричеством, инерционным двигателем. Они развивают у детей интерес к технике и предназначены в основном старшим дошкольникам.

Строительные наборы и конструкторы: из дерева, пластмассы, металла и других материалов. Интерес к ним ребёнок сохраняет длительное время.  Эти игрушки открывают широкий простор для детской фантазии.

Малышам подойдут простые красочные наборы, содержащие небольшое количество деталей: кубиков, кирпичиков, трехгранных приз, цилиндров.

Старшим дошкольникам рекомендуется приобретать наборы из большого количества деталей, которые соединяются через  выступы или углубления и требуют специальных умений (закручивать гайки, завинчивать болтики, действовать ключом, делать перекрытия и т.д.)

Игрушки – самоделки:  они создаются из самого разного материала:  ткани, пенопласта, поролона, ниток, проволоки, бумаги, картона, коробок, глины, шишек, ракушек, семян растений и т.д.

Малыши могут быть свидетелями того, как рождается такая игрушка в руках взрослого, эмоционально реагируя и радостно ожидая возможности поиграть с ней.

Детям постарше рекомендуется активно включатся в процесс изготовления игрушки, предоставляя им работу по силам, развивая их самостоятельность, воспитывая желание трудиться.

Познавательные игрушки (лото, домино, складные и парные картинки, кубики, мозаика) целесообразно приобретать для ребят раннего возраста. Они учат детей ориентироваться в цвете, форме, величине, уточняют, расширяют знания о различных сторонах действительности.

Народные игрушки (матрёшки, пирамидки, баночки, различные вкладыш) рекомендуем для малышей.

Игрушки развивающие движения (мячи, скакалки, кольцебросы, кегли и т.д.) полезны и необходимы детям всех возрастов.

Игрушки – забавы (смешные фигуры зверей, животных, человечков) призваны доставить малышу радость, вызвать удовольствие и чувство юмора.

Хранить их рекомендуется отдельно.

Использовать иногда, чтобы заинтересовать ненадолго ребёнка или его юных гостей.

СКОЛЬКО ИГРУШЕК НУЖНО РЕБЁНКУ

   Это зависит от многих факторов: возраста, пола, уровня развития, интересов ребёнка, финансовых возможностей родителей и других.

   У ребенка не должно быть слишком много игрушек: обилие разнообразие утомляет, малыш быстро пересыщается, перестаёт ценить их.

   Отсутствие игрушек или их недостаточное количество не даёт возможности развернуть интересную игру.

   Игрушек должно быть столько, сколько нужно ребёнку и не одной лишнеё.

КАК ПОКУПАТЬ ИГРУШКИ

   Поэтому прежде, чем купить игрушку, серьезно задумайтесь над тем, какую она несет педагогическую и психологическую нагрузку. Чему научит и какие чувства пробудит? С кем отождествит себя ваш сын или ваша дочь? Играя с игрушками, ребенок примеряет на себя разные роли, которые затем опробует в жизни. Так давайте постараемся, чтобы ему пришлась по вкусу роль доброго, заботливого, благородного человека.

Рекомендуем родителем:

  • Когда покупаете игрушку, остановитесь, подержите ее немного в руках и подумайте, что будет чувствовать Ваш малыш, когда будет играть.
  • Выбирая игрушки для своего ребёнка, прежде всего, необходимо ориентироваться на его возраст, а значит на то, что он любит и умеет делать. Главная функция игрушки заключается в активизации самостоятельной детской деятельности.
  • Игрушка должна стимулировать осмысленную деятельность ребёнка, создавать необходимые условия для его самостоятельной активности и тем самым способствовать его развитию. Развивающий и образовательный эффект игрушки определяется прежде всего характером игрового действия.
  • Периодически знакомиться с ассортиментом игрушек в магазине.
  • Внимательно, с пониманием относиться к игровым потребностям и желанием ребёнка, выяснить, какие игрушки нужны для игры, чего не хватает, что бы разумно пополнять их запас.
  • Приводить детей в магазин специально за определённой игрушкой, необходимость приобретения которой обсуждена заранее.
  • Прежде чем покупать игрушку, какой бы привлекательной она не была, узнать, для детей какого возраста она предназначена, ознакомиться с инструкцией, описанием, если имеются.
  • Учить детей соизмерять свои желания с вашими финансовыми возможностями и действительной необходимости покупки.
  • Объяснить детям, как нужно вести себя в магазине: нельзя кричать, громко говорить, надо быть вежливыми, благодарить продавца за покупку и т.д.
  • Воспитывать у детей стойкий интерес и привязанность к имеющимся игрушкам
  • Не превращать приобретённые игрушки в средство подкупа ребёнка: «Если будешь послушным и хорошо вести, куплю…»

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И РУКОВОДСТВУ СЮЖЕТНО  - РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ ДОШКОЛЬНИКОВ  В СЕМЬЕ

  • В сюжетно – ролевой игры дети начинают играть с трехлетнего возраста. Взяв на себя роль взрослого, малыши воспроизводят действия с предметами, взаимоотношения между людьми, отражая то, что они видят во круг.
  • Постоянно обращайте внимание во что, как, с кем, или с чем играет ваш малыш. Наблюдая, можно многое узнать о ребёнке, найти пути воздействия на него через игру.
  • Создавайте условия для развёртывания сюжетно – ролевых игр: игрушки. Игровой уголок, товарищи, время для игр.
  • Предоставляйте детям возможность играть вместе. Это необходимо для развития самой игры и вашего малыша, который будет действовать в коллективе окружающих, согласовывать свои действия, подчиняться правилам совместной деятельности. Таким образом, он приобретает опыт, необходимый для всей последующей жизни.
  • Вначале учите ребенка играть с одним товарищем: помогите им распределять роли, посоветуйте поочерёдно действовать игрушками, спокойно разрешать конфликты.

   Сколько бы ни было игрушек у вашего ребенка, и какими бы разнообразными они ни были, ваша задача - научить ребенка играть и через игру развивать собственный интеллект.

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»