Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Учимся, играя

Молярова Татьяна Федоровна,
воспитатель первой квалификационной категории
воспитатель
ГБДОУ детский сад № 39компенсирующего вида
Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Дошкольник  познаёт  мир эмоционально-практическим путём. Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Все дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт развитие ребёнка. Наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, детский труд, продуктивная деятельность. Именно в этих видах деятельности происходит интенсивное интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие, формируется произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению.

Творческая сюжетно-ролевая игра «Весёлые туристы» является примером  работы в этом направлении.

          Большое достоинство этой сюжетно-ролевой игры состоит в том, что её можно использовать при работе над многими лексическими темами, поскольку путешествовать можно куда угодно.

         СВЯЗЬ С ЛЕКСИЧЕСКИМИ ТЕМАМИ:«Ягоды и грибы». «Деревья осенью». «Периоды осени».  «Перелётные птицы».  «Водоплавающие птицы».  «Дикие животные».  «Зимующие птицы».  «Животные холодных и жарких стран».  «Растения и животные весной».  «Космос».  «Птицы».  «Насекомые».  «Лето, цветы».  «Рыбы».   «Времена года».  «Безопасность: правила поведения на воде, очаги возгорания, продукты питания».

В игре «Весёлые туристы» могут быть использованы задания по развитию творческого воображения, задания из ТРИЗ. Например: «Найди выход из ситуации»; «Заблудились»; «Неожиданный ливень»; «Болото»; «Гроза»; «Как перейти через речку?» и т.д.

 

ВАРИАНТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫв подготовительной группе

 «ВЕСЁЛЫЕ ТУРИСТЫ»

«ДЕНЬ ПУТЕШЕСТВИЙ:  «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ ПО ПРОСТОРАМ»

Игра проводится в течение всего дня.

Материал:фонограммы «Голоса природы», песен «Вместе весело шагать по просторам» и «Если с другом вышел в путь, веселей дорога»; рюкзак, широкая лента из голубого материала (ручей), картинки с изображением обуви и диких животных, окошко-рамка, узкая гимнастическая доска, крупный «Строитель», толстый канат, большая еловая шишка.

Основные задачи:

·        Создать положительный эмоциональный настрой, доставить радость детям.

·        Закрепить знания детей об окружающем.

·        Развивать связную и выразительную речь.

·        Развивать воображение, творческие способности, нестандартное мышление, умение находить новые творческие решения.

·        Поддерживать желание преодолевать трудности.

·        Воспитывать готовность проявлять гуманное отношение друг к другу, понимание того. Что делать что-то вместе радостно и интересно.

ХОД ИГРЫ:

Сюрпризный момент

Воспитатель показывает детям настоящий рюкзак туриста. Спрашивает, что же это может означать.

Дети обсуждают и делают вывод: нас ждёт путешествие.

Воспитатель: Быстро-быстро в круг вставай! День с зарядки начинай!

Зарядка: Мы к плечам прижали руки,начинаем их вращать.

Прочь, усталость, лень и скука! Будем мышцы разминать.

А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем.

А теперь мы приседаем и колени разминаем.

Ноги до конца сгибать!Раз-два-три-четыре-пять.

А теперь прыжки у нас: дружно прыгаем сейчас.

За прыжком ещё прыжок:прыг да скок, прыг да скок!

Напоследок пошагаем, выше ноги поднимаем!

Дети выполняют движения.

Воспитатель: Время зря не теряй и рюкзак собирай!

Игра «Что нужно взять в поход?»

Воспитатель: Эй, смотрите не зевайте, быстро-быстро  отвечайте!

Назову я вам предмет, он нам нужен или нет?

Если предмет нужен, дети приседают; если нет – выпрямляются.

Воспитатель: Не забудь своих друзей! Вместе будет веселей!

Коммуникативная игра «Кого я возьму с собой в поход»

Дети выбирают себе друга, объясняют свой выбор.

Воспитатель: Нам в поход идти пора!Вы готовы, детвора?

Воспитатель: Мы сейчас это проверим. Сначала проверим, как готовы ножки.

Речевая игра «Выбери нужную обувь»

Воспитатель показывает карточки,  дети выбирают нужные и объясняют свой выбор. Воспитатель «запутывает» детей.

Воспитатель :А теперь наденем кроссовки и покажем, как в них удобно прыгать и бегать.

Физкультминутка:  Руки к телу все прижали и подскоки делать стали.

А потом пустились вскачь, будто наш упругий мяч.

Снова выстроились в ряд, словно вышли на парад.

Раз-два, раз-два! Нам в поход идти пора!

Воспитатель: Мы – туристы. Мы в дороге.Веселей шагайте, ноги!

Легче выдох, глубже вдох! Путь не близок, путь далёк.

Воспитатель читает стихотворение, дети шагают парами. Воспитатель незаметно «прячет» кого-то из детей. Все останавливаются.

Воспитатель: Посмотрите-ка внимательно, все ли дети у нас на месте или, может быть, кто-то отстал?

Коммуникативная игра «Кто потерялся?»

В ходе игры дети говорят хорошие, добрые слова друг о друге.

Дети идут дальше, держась за руки.Воспитатель читает стихотворение:

Крутыми тропинками в горы, вдоль быстрых и медленных рек,

Минуя большие озёра, весёлый шагал человек.

Он встретить в пути не боялся ни змей, ни быков, ни собак,

А если встречал, то смеялся и сам приговаривал так:

«Я вышел из комнаты тесной, и весело дышится мне.

Всё видеть, всё знать интересно, и вот я хожу по стране».

Воспитатель: Долго мы шли и до леса дошли. А в лесу может быть много разных неожиданностей.

Воспитатель: Впереди течёт ручей. Перепрыгнем поскорей!

(Дети перепрыгивают через воображаемый ручей можно положить на пол «ручей» из голубой бумаги).

Воспитатель: А если бы ручей был очень широкий, что бы вы сделали?

Ответы детей.(Можно положить ветки, камень, доску, привязать к толстой ветке верёвку и перепрыгнуть…)

Воспитатель: Мы положим доску и перейдём через широкий ручей. (Дети переходят через ручей по узкой доске)

Воспитатель: К речке быстрой мы спустились, наклонились и умылись.

Раз-два-три-четыре.Вот как славно освежились! (Дети имитируют движения)

Воспитатель: Речка-то очень широкая. Как же быть?

Воспитатель подводит детей к выводу: нужно строить лодку.  (Дети строят лодку из крупного напольного «Строителя»)

Воспитатель: У речного плёса взяли в руки вёсла.

Пусть скрипят уключины, мы грести научены!

Дети имитируют движения, сидя в лодке.

Звучит фонограмма песни«Если с другом вышел в путь». Дети подпевают.

Воспитатель: Тихо к берегу пристанем и на цыпочки привстанем.

 Вверх потянемся слегка, станут ближе облака.

Воспитатель: А как дотянуться до облаков? Они такие красивые!

Ответы детей.(Длинной палкой, взобраться на высокую гору, долететь на вертолёте, вырасти высоким-высоким и т.п.)

Воспитатель: Посмотрите-ка, на что похожи вот эти облака?

Воспитатель показывает детям 3-4 силуэта облаков, дети говорят, на что облака похожи.

Игра «Не боимся мы преград»

Воспитатель: Мы в дремучий лес зашли: ветви гнутся до земли.

 Ниже, ниже наклонись, под ветвями проберись!

Дети имитируют нужные движения.

Воспитатель:А вот ямка. Что будем делать?

Ответы детей: перепрыгнуть; засыпать шишками, ветками, камешками, землёй; положить доску.

Воспитатель: А вот много луж.

Дети перепрыгивают через «лужи» (обручи).

Воспитатель: Смотрите, какой большой муравейник. Давайте его осторожно обойдём, чтобы не потревожить муравьёв.

Дети обходят «муравейник»(большой круг из толстого каната)

Воспитатель:Впереди большой овраг, через него перекинуто бревно.

Дети переходят через «овраг»(идут на носочках по доске).

Воспитатель: Долго мы в лесу бродили, все тропинки исходили.

Утомил нас долгий путь, захотелось отдохнуть.

Как же нам отдохнуть? На чём же нам посидеть?

Речевая игра «На чём можно посидеть?»

Ответы детей (Посидеть можно  на пеньке, на траве, на кочке, на куртке, на одеяле, на ветках, на рюкзаке, на камешке и т.п.)

Воспитатель: Давайте присядем и послушаем звуки леса.

Звучит фонограмма «Голоса природы».

Игра «Чуткие ушки»

Дети перечисляют звуки, которые слышат.

Воспитатель: Лес – это большая природная кладовая. Чем же может угостить нас лес? Что можно собирать в лесу? (Дети перечисляют). Но чаще всего люди собирают в лесу ягоды и грибы.

Игра-пантомима «Грибники»

В ходе игры дети имитируют сбор грибов: заглядывают под кустики, ищут в траве, радуются, показывают «грибы» друг другу, складывают их в «корзину».

Воспитатель: А если бы у нас не было корзинки, во что бы мы складывали грибы?

Игра «Что можно использовать вместо корзинки?»

Ответы детей. (Бейсболку, куртку, носовой платок, косынку, карман, пакет, бутылку, рюкзак и т.п.)

Слышится звук дождя (фонограмма)

Воспитатель: Что же нам делать?! Зонтов-то у нас нет!

Ответы детей: спрятаться под дерево, в палатку; накрыться курткой, газетой, пакетом; собраться в кучку и накрыться одеялом, найти большой гриб, большой – большой лист и накрыться; забраться в дупло; зайти в гости к леснику и т.п.

Воспитатель: Вот дождик и закончился. Понял, наверное, что мы его не боимся.

Звучит фонограмма песни «Что нам снег, что нам зной, что нам дождик проливной». Дети подпевают.

Воспитатель:По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим, до лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки.

Стоп! Немного отдохнём и в поход опять пойдём.

Дети выполняют нужные движения.

Воспитатель: Смотрите-ка, ребята, какая красивая полянка!

На полянкеотдохнём и букет цветов нарвём.

А теперь дрова пора приготовить для костра!

Чтобы ярче был костёр, веселей руби, топор!

Дети имитируют движения.

Воспитатель: Дров мы заготовили, веток сухих насобирали. Хороший у нас должен костёр получиться!

Дети сооружают костёр из крупного напольного «Строителя», рассаживаются вокруг него.

Воспитатель: У костра в кружок мы сели, а вокруг берёзы, ели.

Мы под треск весёлых дров разгоняем комаров.

Дети имитируют нужные движения.

Воспитатель: Как вы думаете, дикие животные могут жить в этом лесу? (Дети отвечают.)Они спрятались от нас, но я знаю, что они очень любят играть.Они любят выглядывать из окошка, но делают это так, что очень трудно отгадать, кто же это.

Речевая игра: «Угадай предмет по его части»

Материал:«окошко», картинки с изображениемдиких животных.

Воспитатель показывает какую-либо часть картинки с изображением диких животных. Дети должны отгадать, кто это и объяснить свою догадку.

1.     Воспитатель показывает в окошко часть спинки ёжика с иголками.

Дети отгадывают.

Воспитатель «запутывает» детей: «А может, это подушка с иголками?»

Дети: «Нет, это ёжик!»

Воспитатель: Тогда покажите: доброго толстого ёжика, молодого шустрого, как ёжик несёт на спине тяжёлый гриб, как он двигает носиком.

2. Воспитатель показывает в окошко лапки лисички. «Запутывает» детей: «А может, это слон? У него ведь тоже 4 ноги. У кого (чего) есть 4 ноги (ножки)?Ответы детей: «У стола, у стула, у дивана и т.д.»

3.Воспитатель показывает хвост белочки.Дети отгадывают.

Воспитатель: А может, это морковка? Она ведь тоже рыжая (оранжевая) и у неё тоже есть хвост!(Дети не соглашаются). Воспитатель предлагает детям показать белку: весёлую, озорную; грустную; как она грызёт орешки; как она прыгает с ветки на ветку.

Воспитатель:  Вот на дереве орех! Кто подпрыгнет выше всех?

Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться!

- Посмотрите-ка, белочка хочет подарить вам орех.

Дети тянутся за орехом.

Воспитатель: Давайте ещё раз присядем вокруг нашего костра и расскажем очень интересную историю.

Речевая игра «Истории по цепочке»

Воспитатель начинает историю, дети продолжают друг за другом.

Воспитатель: Видите, как нам весело и радостно вместе! И любое дело у нас получается, потому что мы – друзья. Но пора нам отправляться домой. Только сначала нужно затушить костёр. Как же можно его затушить? (Ответы детей.) И мусор надо за собой убрать. Как мы это сделаем? (Ответы детей.)

Речевая игра «Чем можно выкопать ямку?»

Возможные ответы:  лопаткой, совочком, острой палочкой, ножиком, ложкой, корягой, карандашом, расчёской, пряжкой от ремня, руками.

Воспитатель: А теперь выбирайте себе друга, чтобы веселее было возвращаться домой.

Звучит фонограмма песни «Если с другом вышел в путь».

Дети «возвращаются» в детский сад.

Воспитатель: Ребята! Ваши игрушки, конечно, очень без вас скучали и очень хотят с вами поиграть. Давайте покажем им красивый орех, который подарила нам белочка. Он похож на овал. И белочка по секрету сказала мне, что овал этот волшебный: его можно превратить во что-то очень интересное и весёлое. Завтра мы сделаем рисунки из этого волшебного» овала, а из рисунков сделаем книжку. Она будет напоминать нам о нашем весёлом путешествии.

 

Использовались стихи:

1. Владимира Степанова«Зарядка для туриста»

2. Сергея Михалкова«Весёлый турист».

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»