Сказки-лучшие помощники в воспитании детей
Мозгова Наталья Владимировна,
воспитатель ГБДОУ №81 Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Народные сказки давно стали включать в детское чтение. Самый распространенный вид сказок, который рано становится известным ребенку-сказки о животных. Звери, птицы в них и похожи, и не похожи на настоящих. Идет петух в сапогах, несет на плече косу и орет во все горло о том, чтобы шла лиса вон из заячьей избушки, иначе быть лисе зарубленной («Коза-дереза»). Волк ловит рыбу-опустил хвост в прорубь и приговаривает: «Ловись рыбка и мала, и велика».(«Лиса и волк»). Лиса извещает тетерева о новом «указе»-тетеревам без боязни гулять по лугам, но тетерев не верит.(«Лиса и тетерев»). Легко усмотреть во всех этих сказках неправдоподобие: где это видано, чтобы петух ходил с косой, волк ловил рыбу, а лиса уговаривала тетерева спуститься на землю? Ребенок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих зверях и птицах. Больше всего детей занимает сама история: будет ли изгнана коза-дереза из заячьей избушки, чем кончится очевидная нелепость ловить рыбу хвостом, удастся ли хитрый умысел лисы. Самые элементарные и в то же время важные представления об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности-ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения.
Сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. Тянут реку и дед, и бабка, и внучка, и Жучка, и кошка-тянут-потянут, а вытянуть не могут. И только, когда пришла на помощь мышка-вытянули репку. Конечно ёмкий смысл этой ироничной сказки станет до конца понятным маленькому человеку лишь когда он вырастет. Тогда сказка обернется к нему многими гранями. Ребенку же доступна лишь мысль, что никакая, даже самая малая сила не лишняя в работе: много ли сил в мышке, а без неё не смогли сделать дело.
«Курочка-ряба» в народном варианте, хорошо представленном, например, в обработке писателя А.Н.Толстого несет в себе столь же важную для воспитания мысль. Снесла курочка яичко, бежала мышка, хвостом махнула, яичко упало и разбилось. Стал дед плакать, бабка рыдать, заскрипели ворота, взлетели курицы, двери покосились, рассыпался тын, верх на избе зашатался. А весь переполох от разбитого яйца. Много шума из ничего. Сказка смеётся над пустяшной причиной стольких нелепых последствий.
Дети рано приучаются верно оценивать размеры явлений, дел и поступков, понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий. Веселый и задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость-вот он и попался лисе на зубок.(«Колобок»).
В сказке о теремке рассказывается о совместной дружной жизни мухи, комара, мыши, лягушки, зайца лисы, волка. А потом пришел медведь-«всем пригнетыш»-не стало теремка.(«Теремок»). В каждой сказке о животных есть мораль, которая необходима ребенку, ведь он должен определять свое место в жизни, усваивать морально-этические нормы поведения в обществе.
Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия. Эти сказки удерживают внимание ребенка особой композицией: эпизод цепляется за эпизод, нередко они повторяются добавлением какой-либо новой подробности. Эти повторения способствуют запоминанию и пониманию смысла каждой сказки.
Детей привлекают сказки о животных ещё и тем, что в них много движения, энергии, действия, что близко и присуще каждому ребенку. Сюжет разворачивается стремительно: быстро, сломя голову, бежит курица к хозяйке за маслицем, петух проглотил зерно и подавился, та посылает её к коровушке за молоком. Курица -к коровушке. Та просит, чтобы хозяин дал ей свежей травы и т.д. В конце концов курица принесла маслица, петух спасен, но скольким он обязан своим спасением.
(«Петушок и бобовое зернышко»). Ирония сказки понятна ребенку, ему нравится и то, сколько трудных препятствий удалось преодолеть курице, чтобы петушок остался жив. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.
В сказках о животных много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но и легко огорчить. Плачет заяц у порога своей избушки, его выгнала коза. Петух прогнал козу-радости зайца нет конца. Весело и слушателю сказки.
Резкое разграничение положительного и отрицательного в природе сказок. У ребенка никогда не возникает сомнения в том, как отнестись к тому или иному сказочному персонажу. Петух-герой, лиса-хитрая обманщица, волк-жадный, медведь-глупый и т.д. Это не примитивность, а та необходимая простота, которая должна быть усвоена малышом прежде, чем он будет готов воспринимать сложные вещи.
В сказках о животных много песенок: поет лиса льстивую песню петуху: «Петушок, петушок, золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка…», поет и петух, призывая на помощь кота: «Несет меня лиса за темные леса…», поет коза перед дверью дома: «Вы, детушки, вы, козлятушки, отопритеся, отворитеся…», поют волк, медведь и другие персонажи. Сказки изобилуют веселыми присловьями: «лиса при беседе краса», «заюног-кривоног по горке скок», «комар-пискун»,»муха-горюха» и т.д. Такие песенно-ритмические выражения сообщают повествованию сильную эмоциональную экспрессию, разнообразит его, придает сказке черты необычного, свойства игры. Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно, концентрируя в себе поэтический смысл сказок в сжатой ритмико-игровой форме. Запав в память, сказки становятся неотделимой частью детского сознания.
Сказки для самых маленьких:
- «Репка»
- «Колобок»
- «Курочка-ряба»
- «Теремок»
- «Рукавичка»
- «Маша и медведь»
- «Три медведя»
И постарше:
- «Заюшкина избушка»
- «Лисичка-сестричка и серый волк»
- «Лисичка со скалочкой»
- «Гуси-лебеди»
- «Лиса и журавль»
- Кот и лиса»
- «Кот, петух и лиса»
- «Крылатый, мохнатый, да масляный»
- «Волк и семеро козлят»
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
- «Сивка-бурка»
- «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке»
- «Царевна-лягушка»
- «Хаврошечка»
- «По щучьему велению»
- «Пых»
- «Бычок-смоляной бочок»
- «Зимовье зверей»
- Заяц-хваста»
- «Серебряное копытце»
Помните! Сказка являет собой одно из наиболее доступных средств, позволяющих развивать ребенка. Правильно подобранные сказки, прочтенные в оптимальные периоды времени, обсуждение сказки после прочтения-всё это позволит Вашему ребенку в дальнейшем не только брать от жизни, но и отдавать (творить добро), а значит быть духовно богатым и счастливым.