Сказочные формы широко используются для развития личности ребенка, расширения его сознания и улучшения взаимодействия с окружающим миром. Ребенок знакомится со сказкой в раннем возрасте. Сказки уникальны по своим возможностям. Слушая сказки, ребенок учится не только родной речи, но и приобщается к народной мудрости. В сказках нет нравоучений и добро всегда побеждает зло, но путь к победе долгий и герой проходит многочисленные испытания. На этих примерах в ребенке воспитывается вера в свои силы и настойчивость в достижении поставленной цели. Сказка это всегда нравственный урок. В них высмеиваются глупость и трусость, жадность и лицемерие. Они пробуждают в ребенке лучшие чувства: сопереживание, желание придти на помощь героям сказки. Кроме того сказки развивают воображение ребенка, учат его фантазировать. Детские фантазии – это залог душевного благополучия и полноценного развития личности ребенка. На материале сказок дети обучаются количественному и порядковому счету, усваивают и другие элементарные математические представления. Сравнивая и сопоставляя, у ребенка формируется привычка доказывать, что это так, а не иначе. Слушая сказку, ребенок учится задавать вопросы и отвечать на них. Воздействия сказки на ребенка усиливается при выражении им своих чувств через речь и телодвижения соответствующего героя сказки при ее инсценировании. Очень интересно групповое рассказывание сказок, придумывания продолжения сказки или сочинении новой, а также переписывание сказок, когда сюжет сказки остается, а начало или конец меняются ( например колобок убежал от лисы ). Существуют многочисленные формы работы со сказкой. Сочетание художественного творчества и сказкотерапии всегда усиливает интерес ребенка к творчеству и ведет к возникновению положительного эмоционального отклика на окружающий мир.
Примеры различных форм работы со сказкой.
- Знакомые герои в новых обстоятельствах (вместо избушек летающие тарелки).
- Коллаж из сказок (сказки перепутались).
- сказки от странных историй (как поссорились чашка с ложкой и т.д.).
- Сказка о бытовых предметах
- Сказки о чудищах.
- Сказки от фантастических явлений.
- Сказки от клякс (ребенок делает разноцветные кляксы, а затем воображает, что это)
- Придумывают продолжения к законченным сказкам (как живут принцы и принцессы после свадьбы)
- Изменения ситуации в знакомой сказке ( Золушка не потеряла туфельку).
- Перевирание сказки ( желтая шапочка, к дедушке, маша и волк, и т.д.)
- Сказки любимых игрушках.
- Сказки о путешествиях.
- Сказки о превращениях (я превращаюсь в кота и т.д.)
- Сказки от одного слова (однажды…..).
- Сказка с новым концом ( вытянули не репку, а клад)
- Имя ребенка и сказка.
- Сказка про самого себя.
- Сказки – сериалы.