Методическая разработка по изучению формирования грамматического строя речи у детей посещающих речевые группы детского сада.
Методы коррекции грамматического строя речи
Бабкина Анна Валерьевна,
ГБДОУ д/с №87 СПБ, воспитатель
Для изучения способности осознавать смыслоразличительные морфемы в тексте, способности опираться на семантику, соотносить морфему с лексемой, фонемой , способность вычленять саму морфему -предлагается использовать “квазисказку” Людмилы Петрушевской.
Воспитатель предлагает детям прослушать сказку и дает следующую установку:
“Лесные зверюшки прислали мне сказку, которая носит название “Пуськи Бятые”. Помогите мне разобраться и понять о чем она. Сейчас я вам ее прочитаю, а вы слушайте внимательно”.
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
- Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам:
- Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые.
От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
- Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
После прослушивания сказки, дети должны объяснить о чем она, предположить кто главный герой. Можно предложить детям нарисовать сказку. В виде помощи им предлагаются наводящие вопросы:
- Про кого говорится в сказке?
- Кто главный герой?
- О ком еще рассказывается в сказке?
- С кем повстречались герои?
- Между какими героями произошел конфликт?
- Как поступила в этом случае мама?
- Кого называют “Пуськи Бятыми”?
Помимо вопросов детям можно предложить рассмотреть серию сюжетных картинок, подобранных к данному тексту. Картинки предлагаются в разных вариантах: с изображением взрослых и детей, животных и их детенышей, изображение мужчины и женщины. Предложить картинки с искаженным сюжетом: группа взрослых людей и один ребенок, мужчина и дети. Дети должны ответить на вопросы, показать нужную картинку и объяснить как они догадались о ком, о чем говориться в сказке. При этом отмечалась способность детей передавать информацию с помощью грамматических форм. При этом отмечается способность детей передавать информацию с помощью грамматических форм. При нормальном речевом развитии ребенок видит морфему, выделяет ее, применяет в активной речи. Также дети способны передать основные звенья сказки.
Таким образом, данная методика актуальна для изучения грамматического строя речи для детей с речевой патологией и составления дальнейшей коррекционной работы.
Методы коррекции грамматического строя речи.
Коррекционную работу важно направлять на то, чтобы научить детей осознавать морфологические связи.
Преобразование единственного числа во множественное.
- Игра“магазин”.
Воспитатель сообщает детям, что они отправляются в магазин, где можно купить разные вещи и раздает всем картинки (деньги). Каждая картинка подходит к тому или иному товару. Например: картинка, где изображены уши-подходит к товару в названии которого есть окончание –и- (перчатки, брюки, ложки, и т.д); где нарисованы деревья к окончанию –ы- (помидоры, цветы, фломастеры); глаза –к окончанию –а- (дома, поезда).
- Игра “В гостях у Незнайки”.
Воспитатель надевает на руку куклу: “Меня зовут Незнайка, я рад, что вы пришли ко мне в гости. Мне очень хочется научиться говорить правильно и надеюсь, что именно вы мне в этом поможете. Если услышите, что я допустил ошибку, поправьте меня.”
Дети смотрят на картинку с изображением комнаты. Воспитатель произносит предложения, допуская в них ошибки.
“У окна стоит стол, а у стены столья. На полке лежат игрушки. Из окна видно деревы. Красивые креслы стоят рядом. В миске молоко для кошка. У нее смешные ухо. Сейчас мы будим пить чай и есть печени”.
Кто из детей заметил ошибку, исправляет ее.
Использование падежных окончаний.
Игра “Забывашка”.
Воспитатель: Я знаю одну девочку, которая часто забывает слова, поэтому все зовут ее Забывашка. Сегодня я получила от нее письмо, но она как всегда забыла написать некоторые слова. Помогите мне вставить недостающее слово. Детям предъявляются искусственные слова в грамматическом оформлении, соответствующим норме русского языка: бага- название птицы, лакет-название игры, вилетная (шерстка) – определение качества шерсти кошки. Последовательно предъявляются следующие тексты:
- У меня дома на балконе живет бага (показ схематичного изображения птицы).
Сегодня я пошла гулять, но не взяла с собой… На прогулке я скучала без…Прихожу домой и вижу на балконе сидят уже две…Я не знала, что делать с двумя…и выпустила их на улицу.
- Я и мой друг играем в игру лакет. Каждое утро, как только мы встречаемся, мы
начинаем лакетить. Вчера мы до позднего вечера…У моего друга есть сестра, она вместе с нами…Только мама не любит, когда мы …
- В нашем доме живет кошка, у которой очень вилетная шерстка, что значит мягкая и блестящая (показ картинки). Если кошку искупать, шерсть ее становится еще… Я люблю гладить кошку по ее … шерстке. А один мальчик, который совсем не любит кошек, сказал, что нашу кошку он ценит за ее … шерстку.
Понимание родовых окончаний мужского и женского рода.
Игра “Друзья”.
На доске с помощью магнита закрепляются 2 картинки с изображением мальчика и девочки. На столе разложено несколько картинок. Воспитатель дает детям установку: Мальчик и девочка принесли вам свои картинки. Отберите какие из них принадлежат девочки, а какие мальчику. В качестве примера первые две картинки отбирает воспитатель. Например: стол, волк - к мальчику; кукла, лиса – к девочке. Далее, дети по очереди выходят и выбирают нужную картинку ( ключ, лампа, заяц, кошка и т.д).
Согласование существительных и прилагательных в роде.
Игра “Веселые загадки”.
Дети внимательно слушают загадки воспитателя и стараются их отгадать.
Большая, лохматая, коричневая – это собака или медведь? Коричневая, большелапая, меховая – это медведица или медведь? Коричневый, блестящий, большой – это кувшин или ваза? Стеклянный, прозрачный, высокий – это стакан или банка? Стеклянная, хрупкая, прозрачная – это стакан или банка.
Данные упражнения можно использовать как в работе с детьми имеющими речевые нарушения, так и с детьми у которых речь соответствует возрасту.