ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ И ОБОГАЩЕНИЮ НОМИНАТИВНОГО И ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
НемнюгинаОльга Александровна,
учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 116
Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга
Дети, поступающие в логопедические группы детских дошкольных учреждений с диагнозом "Общее недоразвитие речи", помимо различных дефектов звукопроизношения и аграмматизмов, имеют, как правило, скудный словарный запас, не всегда понимают значения и слов, не дифференцируют смысловые оттенки. Работа над актуализацией словаря расширяет коммуникативные возможности детей и является необходимой составной частью логопедической коррекции речевых дефектов в целом.
На этапе обследования логопед выявляет уровень понимания ребенком обращенной речи, степени его ориентировки в названиях предметов и действий, изображенных на картинках, умения классифицировать и объединять предметы по принадлежности к определенному виду (например, ложка чайная, столовая, деревянная, ложка для обуви), распознавать глагольные формы, вносящие различные оттенки в лексическое значение слова (спи, спит, спал, выспался). Существительные и глаголы - это те части речи, которые первыми появляются в речи ребенка. Складывая из них простейшую грамматическую конструкцию (первую фразу), ребенок переходит на новую ступень коммуникации - вербальную. С этого начинается дальнейший и длительный процесс усвоения, пополнения и обогащения родного языка. К 5-6 годам дети уже обычно хорошо владеют фразовой речью. При этом их пассивный словарь значительно превышает активный. У детей с ОНР этот разрыв достаточно выражен. Логопеду на коррекционных занятиях необходимо развивать и поощрять коммуникативные потребности детей, активизируя их вербальные возможности.
НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ
На начальном этапе работы полезно использовать упражнения, повышающие активности детей и способствующие установлению между ними и педагогом доброжелательных отношений, располагающих к эмоциональному комфорту. К таким упражнениям относятся:
· Хоровое проговаривание и называние;
· Проговаривание, сопровождаемое движениями
· Замена вербальных ответов на невербальные: поднятие руки, отбор или выкладывание карточек и т.д.
· Ответы в доступных формах.
Примером логопедических игр, проводимых на данном этапе, могут быть следующие:
"Кто это? Что это?"Логопед предлагает детям посмотреть на появляющиеся перед ними картинки и хором назвать предметы на них. Игра может быть использована как в начале, так и в конце изучения любой лексической темы. Ответы детей являются показателем общего уровня знаний детей.
«Дай быстрый ответ «да» или «нет».Детям предлагается утвердительно или отрицательно ответить на вопросы типа:
· У тебя есть собака?
· Волк боится зайца?
· В аптеке продают мороженое?
· Летом мы катаемся на санках?
· Слон умеет летать?
· Красная Шапочка шла к бабушке?
· У тебя две правых руки?
· Можно переходить улицу на красный свет? и т.д.
«Хлопни в ладоши, когда услышишь слово«кошка» (или любое другое). Логопед заранее предупреждает детей, какое слово нужно «отыскать» в общем ряду. После этого в несколько замедленном темпе произносит ряд слов: ЧАШКА, ДОМ, ЛИСА, УЛИЦА, РАКЕТА, КОШКА (тут дети должны хлопнуть в ладоши).
Усложнение: логопед может произнести сначала слово, близкое по значению или звучанию: ЧАШКА, ДОМ, ЛИСА, УЛИЦА, РАКЕТА, КОТ, ВАЗА, КОШКА. Или: ЧАШКА, ДОМ, ЛИСА, УЛИЦА, РАКЕТА, КОШКИ, КОШКА.
ОСНОВНОЙ ПЕРИОД РАБОТЫ
Работа на этом этапе основывается на принципе развития интеллектуально-мыслительных и речевых функций на одном и том же обучающем материале. Учитывая уровень психического развития детей 5-6 лет, наиболее удобным видом подачи нового материала представляется игра-занятие, которая позволяет стимулировать развитие речевой деятельности, базируясь на позитивной установке и заинтересованности детей. Выбор формы такого занятия может быть представлен всем спектром применяемых педагогом видов деятельности: беседа, театральное представление, «путешествие», проектная деятельность, опыт и т.д. Гораздо более значимым является необходимость предложения детям в рамках одного занятия наибольшего разнообразия видов деятельности, обеспечив тем самым всестороннее развитие психических и интеллектуальных функций. Именно разнообразие форм работы способствует повышению внимания детей к речи, а выполнение заданий с соблюдением инструкций требуют мобилизации произвольного внимания, памяти, развивают волевые качества, чувство взаимопомощи и товарищества, регулируют самоконтроль и самооценку детей. Положительная реакция т дружеская поддержка педагога способствуют активизации речи и благоприятствуют усвоению нового материала. Как известно, область интересов детей старшего дошкольного возраста чрезвычайно широка, а их познавательные возможности очень высоки. Поэтому работа по формированию и актуализации словаря у детей не должна ограничиваться «классическим» набором понятий в рамках одной изучаемой лексической темы. Ребенок поймет, усвоит и запомнит тем больше, чем больше ему будет предложено увидеть, услышать, прочувствовать. И чем интереснее и увлекательнее пройдет занятие, чем удачнее будет выбрана его форма, чем больше «секретов» откроет педагог детям, тем большее количество информации достанется каждому ребенку и тем значительнее обогатится его речь. Учитывая все вышесказанное, можно предложить в качестве некоторых приемов работы над расширением и актуализацией словарного запаса детей следующие такие задания, как: придумывание слов или отбор картинок, имеющих общие качественные или сходные признаки. Сюда относятся задания типа: назвать только «сладкие» («соленые», «веселые», «горячие», «острые» и т.д.) слова. Отобрать картинки или назвать слова, обозначающие предметы, которые «можно подарить» только мальчику, девочке, бабушке, спортсмену и др. Выбрать, нарисовать, назвать предметы, необходимые учителю, дворнику, пожарному и т.д.
Побуждая детей к речевым высказываниям, важно не только предложить им те или иные конкретные задания, но и обязательно придать им увлекательную форму, ввести игровой компонент. Например, слова с противоположными значениями дети могут называть за Фому и Ярёму, искаженные фразы – за Незнайку, задания на словообразование можно «поручить» Самоделкину, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами будут произносить «маленькие» сказочные герои – Дюймовочка, мальчик-с-пальчик, коротышки из Цветочного города, слова с увеличительными суффиксами – Заяц-хваста и т.д. Значительно повышает активность детей включение в занятие элементов ТРИЗа, когда дети имеют возможность «внедряться» в сказку, менять ход действия и поступки героев. Без сомнения, такие занятия требуют определенной предварительной подготовки и использования уже приобретенных навыков. Для их усвоения педагогом могут быть использованы следующие приемы работы:
· Постановка проблемных вопросов по ходу знакомства с сюжетом или во время беседы.
· Предложение придумать продолжение сказки, «участие» посторонних героев, «помощь» героям со стороны детей.
· Изменение и дополнение сюжета сказки.
· Совместное обсуждение и выбор наилучшего варианта сюжета.
· «Исправление» ошибок, допущенных героями сказок.
· Воспроизведение наиболее запомнившихся реплик и фраз.
· Мимическое и пантомимическое изображение характеров, чувств, действий.
· Пересказ сказки «наизнанку», т.е. с изменением характеров героев на противоположные.
· «Переселение» героев сказки в различные времена.
· «Переселение» героев из одной сказки в другую.
· Исправление детьми ошибок, сознательно допущенных педагогом по ходу пересказа.
Педагог, используя эти и другие приемы активизации речи детей, обращает внимание и обязательно поощряет нестандартные, оригинальные ответы, приветствует стремления к самостоятельным, индивидуальным высказываниям, а также одобряет употребление детьми слов и выражений, которые были усвоены по ходу занятия.