Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № Калининского района Санкт- Петербурга

 

 

ПРИНЯТА:                                                                                                 УТВЕРЖДЕНА:

Протокол Педагогического совета                                                                       Заведующая ГДОУ д/с №

№         от                                                                                                     _________/                          ./

 

 

 

 

 

 

Образовательная программа дополнительного образования

«РАЗ - СТУПЕНЬКА, ДВА - СТУПЕНЬКА…»

 

 

 

 

Для детей дошкольного возраста 5-7 лет

Срок реализации программы: 2 года

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  Автор: Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2009 год

 

 

Пояснительная записка

 

Актуальность

Математика – это одна из представленных в программе сфер культуры, взаимодействие с которой способствует органичному вхождению ребенка в современный мир. В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных  и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. В старшем возрасте дети проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с числами, к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата. В содержании обучения преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов. Освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, таких как умение, обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Дети на просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения.

Отличительные особенности

Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного метода, когда новые знания не даются в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

Цель

- Всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

Задачи

- Формирование мотивации учения, ориентированной удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

- Увеличение объема памяти и внимания.

- Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

- Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

- Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

- Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствие с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Формы и организации работы

Занятия проводятся деятельностным методом, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа. Ребенок выступает в роли исследователя, «открывающего» основополагающие свойства и отношения. А педагог подводит детей к этому «открытию», организуя и направляя их учебные действия.

В ходе занятий широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой. Так же идет работа с демонстрационным и раздаточным материалом. Так же используются тетради на печатной основе, которые помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий.

В каждое занятие включены физкультминутки.

Занятия для детей 5-6 лет проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю (32 занятия в год).

Оптимальное количество детей на занятиях 5-7 человек.

Продолжительность занятий 20-25 минут.

Занятия для детей 6-7 лет проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю (32 занятия в год).

Оптимальное количество детей на занятиях 5-7 человек.

Продолжительность занятий 25-30 минут.

 

Результативность

К концу обучения по программе «Раз- ступенька, два- ступенька…» предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.

Итоги

Уровень достижений дошкольников отслеживается в течение всего года и фиксируется по педагогическим наблюдениям дважды в год: в начале января и в начале мая. Обработанная информация доводится до родителей на индивидуальных собеседованиях.

 

Учебно-тематический план

С5 до 6 лет

 

Основные задачи, темы, разделы

Количество часов

Всего

Теорет.

Практ.

1

Общие понятия (свойства предметов, совокупности, закономерности, работа с таблицами).

10 занятий по 20 мин

-

10 занятий по 20 мин

2

Числа и операции над ними

9 занятий по 20 мин

-

9 занятий по 20 мин

3

Пространственно- временные представления

7 занятий по 20 мин

-

7 занятий по 20 мин

4

Геометрические фигуры и величины

6 занятий по 20 мин

-

6 занятий по 20 мин

 

Учебно-тематический план

С6 до 7 лет

 

Основные задачи, темы, разделы

Количество часов

Всего

Теорет.

Практ.

1

Общие понятия (свойства предметов, совокупности, закономерности, работа с таблицами).

11 занятий по 25 мин

-

11 занятий по 25 мин

2

Числа и операции над ними

14 занятий по 25 мин

-

14 занятий по 25 мин

3

Пространственно- временные представления

3 занятия по 25 мин

-

3 занятия по 25 мин

4

Геометрические фигуры и величины

4 занятия по 25 мин

-

4 занятия по 25 мин

 

 

Содержание

С5 до 6 лет

Название темы

Цели

Краткое описание темы

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.

Формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство группы предметов.

Свойство предметов- цвет. Цвета радуги.

Сравнение предметов по признакам сходства и различия (цвету, форме, размеру, материалу, назначению)

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства

Формировать умение сравнивать группы предметов путем составления пар. Закреплять представления о порядке увеличения  и уменьшения размеров.

Игра «Построй игрушки парами».

Игра «Веселая почта».

Знакомство со знаками «=» или «≠».

Игра «Динамические картинки».

Отношение: часть- целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале)

Сформировать представление о сложении как объединении групп предметов. Познакомить со знаком «+».

Закрепить знание свойств предметов.

Игра «В овощном магазине».

Закрепление смысла сложения.

Пространственные отношения: на, над, под.

Уточнить пространственные отношения: на, над, под.

Закрепить представления о сложении как объединении предметов.

Уточнение пространственных отношений: на, над, под. Игра «Вспомни и назови».

Закрепление представлений о сложении групп предметов.

Пространственные отношения: справа, слева.

Развивать пространственные представления, уточнить отношения: справа, слева.

Закрепить понимание смысла действия сложения.

Пространственные отношения: правый, левый.

Игра «Динамические картинки».

Игра «Геометрическое лото».

Игра «Пляшущие человечки».

Игра «Четвертый лишний».

Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале).

Формировать представление о вычитании как об удалении из групп предметов ее части. Познакомить со знаком "-".

Закреплять знание свойств предметов, пространственные отношения.

Удаление из группы предметов ее части (вычитание).

Игра «В магазине игрушек».

Закрепление представлений о смысле вычитания.

Пространственные отношения: между, посередине.

Уточнить пространственные отношения: между, посередине.

Закрепить понимание смысла действия вычитания.

Игра «Яблоки».

Игра «Качели».

Закрепление представлений о действии вычитания.

Взаимосвязь между целым и частью. Представление один- много.

Сформировать представления о понятиях: один, много.

Закрепить пространственные отношения, представления о сложении и вычитании.

Игра с предметами.

Работа с картинками.

Закрепление представлений о понятиях: один, много.

Число 1 и цифра 1.

Познакомить детей с числом 1 и графическим рисунком цифры 1. закрепить представления о взаимосвязи целого и частей, действиях сложения и вычитания.

Игра «Картинная галерея».

Игра «Конкурс красавиц»

Пространственные отношения: внутри, снаружи.

Уточнить пространственные отношения: внутри, снаружи.

Закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей.

Игра «Кот у гнезда».

Игра с обручами.

Закрепление понятий: внутри, снаружи.

Игра «Строим гнездо»

Число 2 и цифра 2. Пара.

Познакомить с образованием и составом числа 2, цифрой 2.

Закрепить понимание смысла действий сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей.

Игра «Динамические картинки».

Понятие «пара».

Знакомство с цифрой 2.

 

Представления о точке и линии.

Формировать представления о точке, линии, прямой и кривой линиях.

Закрепить умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством предметов, смысл сложения и вычитания, отношения- справа, слева.

Формирование представлений о точке, линии, прямой линии.

Закрепление представлений о точках и линиях.

 

Представления об отрезке и луче.

Сформировать представления об отрезке, луче.

Учить соотносить цифры 1 и 2 с количеством, составлять рассказы- задачи, в которых надо выполнить сложение в пределах 2.

Игра «Путешествие точки».

Работа с картинкой на закрепление представлений об отрезке и луче.

Число 3 и цифра 3.

Познакомить с образованием и составом числа 3.

Закрепить представления о сложении и вычитании, умение сравнивать предметы по свойствам.

Образование числа 3.

Знакомство с цифрой 3.

Веселые загадки.

Представления о замкнутой и незамкнутой линиях.

Формировать представления о замкнутой и незамкнутой линии.

Закрепить умение соотносить цифры 1-3 с количеством предметов, навыки счета в пределах трех, взаимосвязь целого и частей.

Игра «Путешествие точки».

Работа с раздаточным материалом.

Игра «В уголке природы»

Представления о ломаной линии и многоугольнике.

Познакомить с понятиями ломаная линия, многоугольник.

Продолжить формирование представлений о свойствах предметов, взаимосвязи целого и частей, составе числа 3.

Формирование представлений о ломаной линии.

Сравнение линий.

Знакомство с понятием «многоугольник»

Игра «На что это похоже?».

Игра «Строители».

Число 4 и цифра 4.

Познакомить с образованием числа 4, составом числа 4, цифрой 4.

Сформировать умение соотносить цифру 4 с количеством предметов, обозначать число 4 четырьмя точками.

Закрепить умение разбивать группу фигур на части по различным признакам.

Образование числа 4.

Состав числа 4.

Знакомство с цифрой 4.

Игра «Четвертый лишний».

Представления об углах и видах углов.

Сформировать представления о различных видах углов- прямом, остром, тупом.

Закрепить знание цифр 1-4, счет до 4, знание состава числа 4, смысл сложения и вычитания, взаимосвязь между частью и целым, понятие многоугольника.

Игра «Путешествие по железной дороге»

Знакомство с различными видами углов- прямым, острым, тупым.

 

Представление о числовом отрезке.

Сформировать представления о числовом отрезке, приемах присчитывания и отсчитывания единиц с помощью числового отрезка.

Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, счетные умения и состав чисел в пределах 4, пространственные отношения.

Знакомство с числовым отрезком.

Работа с моделью числового отрезка.

Пальчиковая гимнастика «Улитка»

Число 5 и цифра 5.

Познакомить с образованием и составом числа 5, с цифрой 5.

Закрепить знание цифр 1-4, понятия многоугольника, числового отрезка.

Игра «В гостях у Зайки».

Знакомство с цифрой 5.

Состав числа 5.

Закрепление представлений о числе и цифре 5.

Пространственные отношения: впереди, сзади.

Уточнить пространственные отношения: впереди, сзади.

Закрепить взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание единиц по числовому отрезку, количественный и порядковый счет в пределах 5, сформировать представления о составе числа 5.

Динамические картинки.

Игра «Геометрическое лото».

Активизация в речи детей слов «впереди», «сзади».

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше- меньше.

Формировать представления о сравнении групп предметов по количеству с помощью составления пар.

Закрепить взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание единиц с помощью числового отрезка, представления о числах и цифрах 1-5.

Закрепить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар. Познакомить со знаками больше и меньше.

Игра «В гостях».

Игра «Мы танцуем».

Работа с раздаточным материалом.

Работа с демонстрационным материалом.

Игра «На лесной полянке».

Временные отношения: раньше, позже.

Расширить временные представления детей, уточнить отношения раньше- позже.

Закрепить представления о сравнении, сложении и вычитании групп предметов, числовом отрезке, количественном и порядковом счете предметов.

Загадки «Когда это бывает?».

Работа с картинками «Перепутаница»

Работа с раздаточными картинками по группам.

Активизация в речи отношений «раньше- позже».

 

 

 

Содержание

С6 до 7 лет

Название темы

Цели

Краткое описание

Число 6 и цифра 6.

Познакомить с образованием и составом числа 6, цифрой 6.

Закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым, представления о свойствах предметов, геометрические представления.

Игра «Поезд».

Закрепление знаний о числе 6 и цифре 6.

Геометрическое лото.

Знакомство с понятием «шестиугольник».

Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

Формировать умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощью непосредственного наложения, ввести в речевую практику слова «длиннее», «короче».

Закрепить взаимосвязь целого и частей, знание состава чисел 1-6, счетные умения в пределах 6.

Сравнение по длине.

Работа с линейкой и числовым отрезком.

Игра «Забавные человечки».

Измерение длины с помощью мерки.

Игра «Путешествие сороконожки».

Число 7 и цифра 7.

Познакомить с образованием числа 7, цифрой 7.

Закрепить представления о составе числа 6, взаимосвязь целого и частей, понятие многоугольника.

«Веселые задачи».

Образование числа 7.

Закрепление представлений о числе 7 и цифре 7.

Игра «Строители».

Игра «Телефонисты».

Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

Формировать представления о понятиях тяжелее- легче на основании непосредственного сравнения предметов по массе.

Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, представления о сложении и вычитании, составе числа 7.

Игра «Воздухоплаватели».

Игра «Поварята».

Игра «Седьмой лишний».

Игра «В магазине».

Игра «Зеркало»

Число 8 и цифра 8.

Познакомить с образованием и составом числа 8, цифрой 8.

Закрепить представления о составе числа 7, навыки счета в пределах 7, взаимосвязь целого и частей.

Знакомство с числом 8 и цифрой 8.

Образование числа 8.

Цифра 8. состав числа 8.

«Веселые загадки».

«Веселые задачи».

Игра «Путешествие лягушонка».

Игра «Экскурсия».

Игра «Геометрическое лото».

Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

Сформировать представления об объеме (вместимости), сравнении сосудов по объему с помощью переливания.

Закрепить счетные умения в пределах 8, взаимосвязь целого и частей.

Игра «Праздник в Простоквашино».

Измерение объема с помощью мерки.

Игра «Кубики».

Число 9 и цифра 9.

Познакомить с образованием и составом числа 9, цифрой 9.

Закрепить умение находить признаки сходства и различия фигур, взаимосвязь целого и частей, сложение и вычитание на числовом отрезке.

«Веселые задачи».

Игра «Путешествие в Сообразилию».

Знакомство с циферблатом часов.

Игра «Торопись, да не ошибись!».

Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки (большая клетка- маленькая клетка).

Сформировать представления о площади фигур, сравнении по площади непосредственно и с помощью условной мерки.

Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 9, состав чисел 8 и 9, умение решать простые задачи на основе взаимосвязи целого и частей.

Непосредственное сравнение фигур по площади, и с помощью мерки.

Знакомство с квадратным сантиметром.

Число 0 и цифра 0.

Сформировать представления о числе 0 и его свойствах.

Закрепить счетные умения в пределах 9, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей.

Игра «В Лесной школе».

Место числа 0 в ряду чисел.

Игра «Вспомним сказку».

Логические задачи.

 

Число 10. представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

Сформировать представления о числе 10: его образовании, составе, записи.

Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, умение распознавать треугольники и четырехугольники.

Образование числа 10.

Знакомство с составом числа 10.

Знакомство с пространственными фигурами- шар, куб, параллелепипед. Их распознавание.

Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда (коробки, кирпичика).

Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

Игра «Волшебный мешочек».

Игра «Фотографы».

Игра «Найди и расскажи».

Знакомство с пространственными фигурами- пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание.

Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, конуса, цилиндра.

Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

Игра «Угадай-ка».

Игра «Волшебный мешочек».

Игра «Фотографы».

 

Работа с таблицами.

Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер).

Закрепить представления о составе чисел 8,9 и 10, умение ориентироваться по плану.

Игра «Путешествие зайчишки Пушишки».

Знакомство с символами.

Игра «Угадай-ка».

Закрепление представлений о символах.

Повторение

Игра- путешествие в страну Математику.

Закрепить представления о свойствах предметов, сложении и вычитании групп предметов, взаимосвязи целого и частей, геометрические представления.

Повторить количественный и порядковый счет, цифры 0-9, состав чисел в пределах 10.

Игра «Выбираем транспорт».

Игра «Волшебная лужайка».

Игра «Салки- догонялки».

Игра «Художники».

Игра «Числоград».

Игра «Железная дорога».

 

 

Методическое обеспечение

С5 до 6 лет

Тема

Форма занятия

Приемы и методы

Диагностический материал, тех. оснащение

Формы проведения по итогам

Общие понятия

Игровая

-сравнение предметов по признакам сходства и различия.

-дидактические игры.

-игры на фланелеграфе.

-беседы.

-выполнение заданий самостоятельно.

-демонстрацион-ный материал (модели геометрических фигур, тел, картинки, муляжи и т.д.)

-раздаточный материал (кубики, таблицы, геометрические фигуры, цветные карандаши, счетные палочки, полоски бумаги и т.д.)

Педагогические наблюдения за детьми во время выполнения игр, во время самостоятельного выполнения заданий, во время работы с таблицами.

 

Числа и операции над ними

Игровая

-работа с раздаточным материалом.

-игры на листах бумаги.

-дидактические игры.

-игры на фланелеграфе.

-демонстрацион-ный материал (модели геометрических фигур, игрушки, картинки, муляжи и т.д.)

-раздаточный материал (кубики, таблицы, геометрические фигуры, цветные карандаши, счетные палочки, и т.д.)

Педагогические наблюдения за детьми во время выполнения игр, во время самостоятельного выполнения заданий на листах бумаги.

 

Пространственно- временные представления

Игровая

-работа с раздаточным материалом.

-игры на листах бумаги.

-дидактические игры.

-игры на фланелеграфе.

-выполнение заданий самостоятельно.

-демонстрацион-ный материал (игрушки, картинки, муляжи и т.д.)

-раздаточный материал (кубики,  геометрические фигуры, цветные карандаши, листы бумаги, пластилин и т.д.)

Педагогические наблюдения за детьми во время выполнения игр на листах бумаги,  во время самостоятельного, практического выполнения заданий, во время работы с таблицами.

 

Геометрические фигуры и величины

Игровая

-работа с раздаточным материалом.

-игры на листах бумаги.

-дидактические игры.

-игры на фланелеграфе.

-выполнение заданий самостоятельно.

-демонстрацион-ный материал (модели геометрических фигур, тел, игрушки, картинки, и т.д.)

-раздаточный материал (кубики, таблицы, линейки, геометрические фигуры, цветные карандаши, пластилин и т.д.)

Педагогические наблюдения за детьми во время выполнения игр на зрительные, тактильные ощущения, во время самостоятельного выполнения заданий, во время самостоятельного выполнения заданий.

 

 

 

Литература

 

Волина В. Праздник числа.- М., 1993.

Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Матеметика для дошкольников.- М., 1992.

Михайлова З.А. Математика от 3 до 6.- С-Пб., 1996.

Никитин Б. П. Развивающие игры.- М., 1990.

Панова Е.Н. Дидактические игры- занятия в ДОУ.- Воронеж, 2007.

Петерсон Л. Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка: Практический курс математики для дошкольников 3-4 и 4-5 лет.- М., 2006.

Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз- ступенька, два- ступенька… : Практический курс математики для дошкольников.- М., 2009.

Серия альбомов: Блоки Дьенеша.

Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать!.. обучение дошкольников чтению. Программа- конспект.- С-Пб., 1998.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»