Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № Калининского района Санкт- Петербурга
ПРИНЯТА: УТВЕРЖДЕНА:
Протокол Педагогического совета Заведующая ГДОУ д/с №
№ от _________/ ./
Образовательная программа дополнительного образования
«РАЗ - СТУПЕНЬКА, ДВА - СТУПЕНЬКА…»
Для детей дошкольного возраста 5-7 лет
Срок реализации программы: 2 года
Автор: Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина
Москва
2009 год
Пояснительная записка
Актуальность
Математика – это одна из представленных в программе сфер культуры, взаимодействие с которой способствует органичному вхождению ребенка в современный мир. В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. В старшем возрасте дети проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с числами, к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата. В содержании обучения преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов. Освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, таких как умение, обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Дети на просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения.
Отличительные особенности
Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного метода, когда новые знания не даются в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
Цель
- Всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Задачи
- Формирование мотивации учения, ориентированной удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
- Увеличение объема памяти и внимания.
- Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
- Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
- Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствие с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
Формы и организации работы
Занятия проводятся деятельностным методом, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа. Ребенок выступает в роли исследователя, «открывающего» основополагающие свойства и отношения. А педагог подводит детей к этому «открытию», организуя и направляя их учебные действия.
В ходе занятий широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой. Так же идет работа с демонстрационным и раздаточным материалом. Так же используются тетради на печатной основе, которые помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий.
В каждое занятие включены физкультминутки.
Занятия для детей 5-6 лет проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю (32 занятия в год).
Оптимальное количество детей на занятиях 5-7 человек.
Продолжительность занятий 20-25 минут.
Занятия для детей 6-7 лет проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю (32 занятия в год).
Оптимальное количество детей на занятиях 5-7 человек.
Продолжительность занятий 25-30 минут.
Результативность
К концу обучения по программе «Раз- ступенька, два- ступенька…» предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.
Итоги
Уровень достижений дошкольников отслеживается в течение всего года и фиксируется по педагогическим наблюдениям дважды в год: в начале января и в начале мая. Обработанная информация доводится до родителей на индивидуальных собеседованиях.
Учебно-тематический план
С5 до 6 лет
№ |
Основные задачи, темы, разделы |
Количество часов |
||
Всего |
Теорет. |
Практ. |
||
1 |
Общие понятия (свойства предметов, совокупности, закономерности, работа с таблицами). |
10 занятий по 20 мин |
- |
10 занятий по 20 мин |
2 |
Числа и операции над ними |
9 занятий по 20 мин |
- |
9 занятий по 20 мин |
3 |
Пространственно- временные представления |
7 занятий по 20 мин |
- |
7 занятий по 20 мин |
4 |
Геометрические фигуры и величины |
6 занятий по 20 мин |
- |
6 занятий по 20 мин |
Учебно-тематический план
С6 до 7 лет
№ |
Основные задачи, темы, разделы |
Количество часов |
||
Всего |
Теорет. |
Практ. |
||
1 |
Общие понятия (свойства предметов, совокупности, закономерности, работа с таблицами). |
11 занятий по 25 мин |
- |
11 занятий по 25 мин |
2 |
Числа и операции над ними |
14 занятий по 25 мин |
- |
14 занятий по 25 мин |
3 |
Пространственно- временные представления |
3 занятия по 25 мин |
- |
3 занятия по 25 мин |
4 |
Геометрические фигуры и величины |
4 занятия по 25 мин |
- |
4 занятия по 25 мин |
Содержание
С5 до 6 лет
Название темы |
Цели |
Краткое описание темы |
Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству. |
Формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство группы предметов. |
Свойство предметов- цвет. Цвета радуги. Сравнение предметов по признакам сходства и различия (цвету, форме, размеру, материалу, назначению) |
Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства |
Формировать умение сравнивать группы предметов путем составления пар. Закреплять представления о порядке увеличения и уменьшения размеров. |
Игра «Построй игрушки парами». Игра «Веселая почта». Знакомство со знаками «=» или «≠». Игра «Динамические картинки». |
Отношение: часть- целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале) |
Сформировать представление о сложении как объединении групп предметов. Познакомить со знаком «+». Закрепить знание свойств предметов. |
Игра «В овощном магазине». Закрепление смысла сложения. |
Пространственные отношения: на, над, под. |
Уточнить пространственные отношения: на, над, под. Закрепить представления о сложении как объединении предметов. |
Уточнение пространственных отношений: на, над, под. Игра «Вспомни и назови». Закрепление представлений о сложении групп предметов. |
Пространственные отношения: справа, слева. |
Развивать пространственные представления, уточнить отношения: справа, слева. Закрепить понимание смысла действия сложения. |
Пространственные отношения: правый, левый. Игра «Динамические картинки». Игра «Геометрическое лото». Игра «Пляшущие человечки». Игра «Четвертый лишний». |
Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале). |
Формировать представление о вычитании как об удалении из групп предметов ее части. Познакомить со знаком "-". Закреплять знание свойств предметов, пространственные отношения. |
Удаление из группы предметов ее части (вычитание). Игра «В магазине игрушек». Закрепление представлений о смысле вычитания. |
Пространственные отношения: между, посередине. |
Уточнить пространственные отношения: между, посередине. Закрепить понимание смысла действия вычитания. |
Игра «Яблоки». Игра «Качели». Закрепление представлений о действии вычитания. |
Взаимосвязь между целым и частью. Представление один- много. |
Сформировать представления о понятиях: один, много. Закрепить пространственные отношения, представления о сложении и вычитании. |
Игра с предметами. Работа с картинками. Закрепление представлений о понятиях: один, много. |
Число 1 и цифра 1. |
Познакомить детей с числом 1 и графическим рисунком цифры 1. закрепить представления о взаимосвязи целого и частей, действиях сложения и вычитания. |
Игра «Картинная галерея». Игра «Конкурс красавиц» |
Пространственные отношения: внутри, снаружи. |
Уточнить пространственные отношения: внутри, снаружи. Закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей. |
Игра «Кот у гнезда». Игра с обручами. Закрепление понятий: внутри, снаружи. Игра «Строим гнездо» |
Число 2 и цифра 2. Пара. |
Познакомить с образованием и составом числа 2, цифрой 2. Закрепить понимание смысла действий сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей. |
Игра «Динамические картинки». Понятие «пара». Знакомство с цифрой 2.
|
Представления о точке и линии. |
Формировать представления о точке, линии, прямой и кривой линиях. Закрепить умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством предметов, смысл сложения и вычитания, отношения- справа, слева. |
Формирование представлений о точке, линии, прямой линии. Закрепление представлений о точках и линиях.
|
Представления об отрезке и луче. |
Сформировать представления об отрезке, луче. Учить соотносить цифры 1 и 2 с количеством, составлять рассказы- задачи, в которых надо выполнить сложение в пределах 2. |
Игра «Путешествие точки». Работа с картинкой на закрепление представлений об отрезке и луче. |
Число 3 и цифра 3. |
Познакомить с образованием и составом числа 3. Закрепить представления о сложении и вычитании, умение сравнивать предметы по свойствам. |
Образование числа 3. Знакомство с цифрой 3. Веселые загадки. |
Представления о замкнутой и незамкнутой линиях. |
Формировать представления о замкнутой и незамкнутой линии. Закрепить умение соотносить цифры 1-3 с количеством предметов, навыки счета в пределах трех, взаимосвязь целого и частей. |
Игра «Путешествие точки». Работа с раздаточным материалом. Игра «В уголке природы» |
Представления о ломаной линии и многоугольнике. |
Познакомить с понятиями ломаная линия, многоугольник. Продолжить формирование представлений о свойствах предметов, взаимосвязи целого и частей, составе числа 3. |
Формирование представлений о ломаной линии. Сравнение линий. Знакомство с понятием «многоугольник» Игра «На что это похоже?». Игра «Строители». |
Число 4 и цифра 4. |
Познакомить с образованием числа 4, составом числа 4, цифрой 4. Сформировать умение соотносить цифру 4 с количеством предметов, обозначать число 4 четырьмя точками. Закрепить умение разбивать группу фигур на части по различным признакам. |
Образование числа 4. Состав числа 4. Знакомство с цифрой 4. Игра «Четвертый лишний». |
Представления об углах и видах углов. |
Сформировать представления о различных видах углов- прямом, остром, тупом. Закрепить знание цифр 1-4, счет до 4, знание состава числа 4, смысл сложения и вычитания, взаимосвязь между частью и целым, понятие многоугольника. |
Игра «Путешествие по железной дороге» Знакомство с различными видами углов- прямым, острым, тупым.
|
Представление о числовом отрезке. |
Сформировать представления о числовом отрезке, приемах присчитывания и отсчитывания единиц с помощью числового отрезка. Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, счетные умения и состав чисел в пределах 4, пространственные отношения. |
Знакомство с числовым отрезком. Работа с моделью числового отрезка. Пальчиковая гимнастика «Улитка» |
Число 5 и цифра 5. |
Познакомить с образованием и составом числа 5, с цифрой 5. Закрепить знание цифр 1-4, понятия многоугольника, числового отрезка. |
Игра «В гостях у Зайки». Знакомство с цифрой 5. Состав числа 5. Закрепление представлений о числе и цифре 5. |
Пространственные отношения: впереди, сзади. |
Уточнить пространственные отношения: впереди, сзади. Закрепить взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание единиц по числовому отрезку, количественный и порядковый счет в пределах 5, сформировать представления о составе числа 5. |
Динамические картинки. Игра «Геометрическое лото». Активизация в речи детей слов «впереди», «сзади». |
Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше- меньше. |
Формировать представления о сравнении групп предметов по количеству с помощью составления пар. Закрепить взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание единиц с помощью числового отрезка, представления о числах и цифрах 1-5. Закрепить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар. Познакомить со знаками больше и меньше. |
Игра «В гостях». Игра «Мы танцуем». Работа с раздаточным материалом. Работа с демонстрационным материалом. Игра «На лесной полянке». |
Временные отношения: раньше, позже. |
Расширить временные представления детей, уточнить отношения раньше- позже. Закрепить представления о сравнении, сложении и вычитании групп предметов, числовом отрезке, количественном и порядковом счете предметов. |
Загадки «Когда это бывает?». Работа с картинками «Перепутаница» Работа с раздаточными картинками по группам. Активизация в речи отношений «раньше- позже».
|
Содержание
С6 до 7 лет
Название темы |
Цели |
Краткое описание |
Число 6 и цифра 6. |
Познакомить с образованием и составом числа 6, цифрой 6. Закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым, представления о свойствах предметов, геометрические представления. |
Игра «Поезд». Закрепление знаний о числе 6 и цифре 6. Геометрическое лото. Знакомство с понятием «шестиугольник». |
Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. |
Формировать умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощью непосредственного наложения, ввести в речевую практику слова «длиннее», «короче». Закрепить взаимосвязь целого и частей, знание состава чисел 1-6, счетные умения в пределах 6. |
Сравнение по длине. Работа с линейкой и числовым отрезком. Игра «Забавные человечки». Измерение длины с помощью мерки. Игра «Путешествие сороконожки». |
Число 7 и цифра 7. |
Познакомить с образованием числа 7, цифрой 7. Закрепить представления о составе числа 6, взаимосвязь целого и частей, понятие многоугольника. |
«Веселые задачи». Образование числа 7. Закрепление представлений о числе 7 и цифре 7. Игра «Строители». Игра «Телефонисты». |
Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. |
Формировать представления о понятиях тяжелее- легче на основании непосредственного сравнения предметов по массе. Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, представления о сложении и вычитании, составе числа 7. |
Игра «Воздухоплаватели». Игра «Поварята». Игра «Седьмой лишний». Игра «В магазине». Игра «Зеркало» |
Число 8 и цифра 8. |
Познакомить с образованием и составом числа 8, цифрой 8. Закрепить представления о составе числа 7, навыки счета в пределах 7, взаимосвязь целого и частей. |
Знакомство с числом 8 и цифрой 8. Образование числа 8. Цифра 8. состав числа 8. «Веселые загадки». «Веселые задачи». Игра «Путешествие лягушонка». Игра «Экскурсия». Игра «Геометрическое лото». |
Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки. |
Сформировать представления об объеме (вместимости), сравнении сосудов по объему с помощью переливания. Закрепить счетные умения в пределах 8, взаимосвязь целого и частей. |
Игра «Праздник в Простоквашино». Измерение объема с помощью мерки. Игра «Кубики». |
Число 9 и цифра 9. |
Познакомить с образованием и составом числа 9, цифрой 9. Закрепить умение находить признаки сходства и различия фигур, взаимосвязь целого и частей, сложение и вычитание на числовом отрезке. |
«Веселые задачи». Игра «Путешествие в Сообразилию». Знакомство с циферблатом часов. Игра «Торопись, да не ошибись!». |
Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки (большая клетка- маленькая клетка). |
Сформировать представления о площади фигур, сравнении по площади непосредственно и с помощью условной мерки. Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 9, состав чисел 8 и 9, умение решать простые задачи на основе взаимосвязи целого и частей. |
Непосредственное сравнение фигур по площади, и с помощью мерки. Знакомство с квадратным сантиметром. |
Число 0 и цифра 0. |
Сформировать представления о числе 0 и его свойствах. Закрепить счетные умения в пределах 9, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей. |
Игра «В Лесной школе». Место числа 0 в ряду чисел. Игра «Вспомним сказку». Логические задачи.
|
Число 10. представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе. |
Сформировать представления о числе 10: его образовании, составе, записи. Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, умение распознавать треугольники и четырехугольники. |
Образование числа 10. Знакомство с составом числа 10. |
Знакомство с пространственными фигурами- шар, куб, параллелепипед. Их распознавание. |
Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда (коробки, кирпичика). Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке. |
Игра «Волшебный мешочек». Игра «Фотографы». Игра «Найди и расскажи». |
Знакомство с пространственными фигурами- пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание. |
Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, конуса, цилиндра. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке. |
Игра «Угадай-ка». Игра «Волшебный мешочек». Игра «Фотографы».
|
Работа с таблицами. |
Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер). Закрепить представления о составе чисел 8,9 и 10, умение ориентироваться по плану. |
Игра «Путешествие зайчишки Пушишки». Знакомство с символами. Игра «Угадай-ка». Закрепление представлений о символах. |
Повторение Игра- путешествие в страну Математику. |
Закрепить представления о свойствах предметов, сложении и вычитании групп предметов, взаимосвязи целого и частей, геометрические представления. Повторить количественный и порядковый счет, цифры 0-9, состав чисел в пределах 10. |
Игра «Выбираем транспорт». Игра «Волшебная лужайка». Игра «Салки- догонялки». Игра «Художники». Игра «Числоград». Игра «Железная дорога». |
Методическое обеспечение
С5 до 6 лет
Тема |
Форма занятия |
Приемы и методы |
Диагностический материал, тех. оснащение |
Формы проведения по итогам |
Общие понятия |
Игровая |
-сравнение предметов по признакам сходства и различия. -дидактические игры. -игры на фланелеграфе. -беседы. -выполнение заданий самостоятельно. |
-демонстрацион-ный материал (модели геометрических фигур, тел, картинки, муляжи и т.д.) -раздаточный материал (кубики, таблицы, геометрические фигуры, цветные карандаши, счетные палочки, полоски бумаги и т.д.) |
Педагогические наблюдения за детьми во время выполнения игр, во время самостоятельного выполнения заданий, во время работы с таблицами.
|
Числа и операции над ними |
Игровая |
-работа с раздаточным материалом. -игры на листах бумаги. -дидактические игры. -игры на фланелеграфе. |
-демонстрацион-ный материал (модели геометрических фигур, игрушки, картинки, муляжи и т.д.) -раздаточный материал (кубики, таблицы, геометрические фигуры, цветные карандаши, счетные палочки, и т.д.) |
Педагогические наблюдения за детьми во время выполнения игр, во время самостоятельного выполнения заданий на листах бумаги.
|
Пространственно- временные представления |
Игровая |
-работа с раздаточным материалом. -игры на листах бумаги. -дидактические игры. -игры на фланелеграфе. -выполнение заданий самостоятельно. |
-демонстрацион-ный материал (игрушки, картинки, муляжи и т.д.) -раздаточный материал (кубики, геометрические фигуры, цветные карандаши, листы бумаги, пластилин и т.д.) |
Педагогические наблюдения за детьми во время выполнения игр на листах бумаги, во время самостоятельного, практического выполнения заданий, во время работы с таблицами.
|
Геометрические фигуры и величины |
Игровая |
-работа с раздаточным материалом. -игры на листах бумаги. -дидактические игры. -игры на фланелеграфе. -выполнение заданий самостоятельно. |
-демонстрацион-ный материал (модели геометрических фигур, тел, игрушки, картинки, и т.д.) -раздаточный материал (кубики, таблицы, линейки, геометрические фигуры, цветные карандаши, пластилин и т.д.) |
Педагогические наблюдения за детьми во время выполнения игр на зрительные, тактильные ощущения, во время самостоятельного выполнения заданий, во время самостоятельного выполнения заданий.
|
Литература
Волина В. Праздник числа.- М., 1993.
Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Матеметика для дошкольников.- М., 1992.
Михайлова З.А. Математика от 3 до 6.- С-Пб., 1996.
Никитин Б. П. Развивающие игры.- М., 1990.
Панова Е.Н. Дидактические игры- занятия в ДОУ.- Воронеж, 2007.
Петерсон Л. Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка: Практический курс математики для дошкольников 3-4 и 4-5 лет.- М., 2006.
Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз- ступенька, два- ступенька… : Практический курс математики для дошкольников.- М., 2009.
Серия альбомов: Блоки Дьенеша.
Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать!.. обучение дошкольников чтению. Программа- конспект.- С-Пб., 1998.