Методическая разработка
Конспект занятия с использованием электронных образовательных ресурсов по теме "Овощи. Огород"
Дмитриева Екатерина Сергеевна, учитель - логопед
ГБДОУ № 105 Невского района Санкт - Петербурга
Мир, в котором мы живет, быстро меняется. Еще поколение моих родителей делало домашние задания, сидя с керосиновой лампой. С тех пор наука и техника совершили огромный скачок в своей развитии.
В настоящее время компьютерные технологии получили широчайшее распространение, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Владение электронными образовательными ресурсами стало неотъемлемой часть педагогической профессии.
С помощью компьютера и сети интернет мы, педагоги, можем найти нужную информацию, имеем возможность пройти дистанционные курсы повышение квалификации, обмениваемся опытом с коллегами, консультируем родителей и т.д.
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе коррекционно - образовательной работы позволяет сделать занятия более увлекательными, упростить подготовку к ним, раскрыть творческий потенциал педагога.
В своей педагогической практике я используя уже готовые, а также сделанные самостоятельно компьютерные игры. Например, "Определи первый звук в слове", "Определи место звука в слове", "Включи телевизор" (закрепление навыков фонематического анализа и синтеза), "Сложи пирамиду" (закрепление навыков слогового анализа), "Четвертый лишний", "Профессии", "Что из чего сделано?" (образование относительных прилагательных) и многие другие. В сети интернет нахожу необходимые для решения поставленных на занятии задач предметные и сюжетные картинки и фотографии. Скачиваю, а затем использую на занятии различное музыкальное сопровождение (например, при выполнении артикуляционной гимнастики).
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что использование электронных образовательных ресурсов в процессе коррекционно - образовательной деятельности позволяет сделать занятия максимально интересными для детей, а значит и более эффективными, а педагогу - более рационально и продуктивно расходовать свое время и силы.
Конспект коррекционно - развивающего занятия с использованием ЭОР по теме "Овощи. Огород" для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Цели:
Коррекционно – образовательные цели:
- Закрепить и расширить обобщенные представления детей об овощах, о сборе урожая, о пользе овощей, о заготовке овощей на зиму;
- Упражнять в образовании относительных прилагательных по теме "Овощи. Огород";
- Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе.
Коррекционно – развивающие цели:
- Совершенствовать навыки слогового анализа;
- Координировать речь с движениями;
- Развивать зрительное внимание, слуховое внимание, мышление;
- Развивать общую и ручную моторику
- Развивать связную речь.
Воспитательные цели:
- Формировать взаимопонимание, самостоятельность, активность, инициативность;
- Воспитывать умение работать в коллективе;
- Воспитывать эстетические чувства, любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, муляжи овощей, сюжетные картинки по теме "Овощи.Огород", мяч.
План и ход занятия:
I. Организационный момент.
Дети заходят в кабинет и встают около стульчиков.
На экране контурное изображение овощей (см приложение 1).
Логопед предлагает сесть тому, кто угадает овощ по контуру и отхлопает название по слогам (помидор, огурец, лук, горох и т.п.)
Дети угадывают овощ по контуру, отхлопывают название овоща по слогам и садятся на свои места.
II. Основная часть.
1. Обобщение и закрепление знаний по теме "Овощи".
Логопед беседует с детьми о том, когда собирают урожай овощей, где растут овощи, в чем их польза, что из них готовят и т.д.
Беседа сопровождается показом муляжей овощей, рассматриванием сюжетных картинок по теме "Огород. Овощи".
Дети принимают активное участие в беседе.
2. Подбор однородных прилагательных к существительным. Игра «Подбери слово».
Логопед: "Огурец какой?"
Дети:"Зеленый, овальный, твердый, шершавый, водянистый, крупный, мелкий, вкусный".
Логопед:"Помидоры какие?"
Дети: "Красные, крупные, кислые, кисло-сладкие, мягкие, сочные, гладкие, спелые, зрелые, неспелые, красивые". И т. д.
3. Самомассаж фаланг пальцев.
Дети вместе с логопедом произносят слова и выполняют самомассаж фаланг пальцев.
Вырос у нас чесночок, Указательный
Перец, томат, кабачок, Средний левой руки
Тыква, капуста, картошка, Безымянный
Лук и немножко горошка. Мизинец
Овощи мы собирали, Мизинец
Ими друзей угощали, Безымянный правой руки
Квасили, ели, солили, Средний
С дачи домой увозили. Указательный
Прощай же на год, Большой палец левой руки
Наш друг – огород! Большой палец правой руки
4. Образование относительных прилагательных.
Игра с мячом "Из чего сделано?"
Дети стоят вокруг логопеда.
Логопед по очереди бросает каждому ребёнку мяч и задает вопрос, ребёнок отвечает и бросает мяч логопеду.
Логопед: Салат сделан из свеклы. Он какой?
Ребёнок: Свекольный.
Логопед: Сок из моркови. Он какой?
Ребёнок: Морковный.
Логопед: Пюре из картофеля. Оно какое?
Ребёнок: Картофельное.
Логопед: Суп сварили из гороха. Он какой?
Ребёнок: Гороховый.
Логопед: Пирог из капусты. Он какой?
Ребёнок: Капустный.
5. Развитие общей моторики. Координация речи с движением.
Упражнение «Урожай».
В огород пойдём, Дети идут по кругу, взявшись за руки, произносят слова.
Урожай соберём.
Мы морковки натаскаем Дети выполняют соответствующие движения.
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный, очень вкусный, Дети показывают руками круг – 3 раза.
Щавеля нарвём немножко Детивыполняют соответствующие движения
И вернёмся по дорожке. Детиидут по кругу, взявшись за руки.
6. Игра - презентация "Четвертый лишний" по теме "Овощи"
На экране изображения (см приложение 2):
Морковь, помидор, малина, огурец.
Свекла, яблоко, капуста, картофель.
Дети называют, что изображено, определяют, что лишнее, объясняют почему.
7. Составление загадок - описаний об овощах с использованием схемы.
На экране схема: цвет, форма, размер овоща, место произрастания (на земле, в земле), вкус овоща, что можно из него приготовить (см приложение 3).
Логопед предлагает образец загадки: «Сейчас я составлю загадку по схеме из ваших ответов, а затем вы попробуете составить свои загадки о других овощах».
Пример: Этот овощ красный, круглый, маленький. Растет на земле. По вкусу он кисло - сладкий. Из него можно приготовить салат, сок, кетчуп.
Дети загадывают друг другу загадки-описания об овощах с использованием схемы.
III. Заключительная часть.
Логопед: "О чем мы говорили сегодня на занятии, чем занимались?"
Дети отвечают.
Приложение 1{edocs}008(1).JPG.pdf,800,600,link{/edocs}
Приложение 2
Приложение 3