Старший дошкольный возраст – предшкольная пора, которую необходимо использовать для подготовки руки к письму и для познавательно – речевого развития.
Специфика группы для детей с ТНР, где мы работаем, такова, что дети посещают группу 2 года.
Работая много лет на коррекционной группе, мы замечаем, что в последние годы отмечается увеличение детей, имеющих нарушения речи. В связи с этим, актуальность использования инновационных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста правильной речи принимает глобальный характер.
Опыт нашей работы показывает, что у детей с нарушениями речи отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук.
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи».
Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов пальцев рук.
Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, конструирование из мелких деталей; выкладывание узоров из мозаик, крупы, природного, бросового материала; пальчиковая гимнастика и, конечно, лепка.
Лепкой дети занимаются уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином. Это даёт предпосылки к созданию лепных композиций в старшем возрасте и к использованию разнообразных приёмов: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы.
Пластилин – мягкий, пластичный материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму.
Работа с пластилином развивает у детей аккуратность, умение подбирать нужный цвет, внимательность, остроту зрения, мелкую моторику рук, воспитывает старание.
Известно, что дети по природе своей ежедневно открывают для себя новые предметы и явления, их интересует всё вокруг. Увлечь детей легче всего тем, чем с увлечением занимаешься сам.
Поэтому мы решили познакомить детей с нетрадиционной техникой изобразительного искусства – пластилинографией – созданием лепных картин с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности.
Свою работу планировали с учётом рекомендаций из пособий Г. Н. Давыдовой «Пластилинография».
Но, поскольку мы работаем в коррекционной группе, создавая картины, мы опирались на лексические темы. Таким образом, дети могли творчески использовать уже имеющуюся информацию.
Разработали новые темы детских композиций: « Снежная ёлочка», « Тюльпаны», «Берёзка белая», « Любимая игрушка», « Божья коровка», « Лебеди на пруду».
Детям нравится заниматься пластилинографией. Ведь за одно – два занятия можно закончить картину, оформить её в рамку, повесить на стену или подарить кому – нибудь. Видя свои композиции в группе и дома, дети любуются ими, замечая красоту окружающего мира.
Любят дети дарить свои картины родным и знакомым, что воспитывает в них любовь и заботу о других людях.