Уважаемые мамы, папы. Дедушки и бабушки! Перед нами стоит нелёгкая задача – донести всю глубину понятия «гражданина Отечества» до маленького человека, привить ему любовь к Родине. Нам бы хотелось достучаться до сердца каждого и сказать, что будущее наших детей сегодня зависит от социальной позиции каждого. Процветание семьи и Отчизны непосредственно зависит от воспитания уважения к культуре и традициям своего народа, связи с прошлым, наличию культурной, исторической и национальной памяти.
Мы обращаемся к родителям, которые призваны сохранить свою духовность, разобраться и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную Родину, а такую, какая она есть.
Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками, т. е неразрывно связаны с воспитанием у ребёнка уверенности в себе и формированием социальных навыков.
Чувство Родины… Воспитание его у ребёнка начинается с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины связано и с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота.
С младенчества ребёнок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки и все5 они передают из поколения в поколение основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Поэтому он подчёркивал, что «… воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввёл в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет все его ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со своей страной, её столицей и символами..
Родной город… . Надо показать ребёнку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми. Какие сведения и поятия о родном городе способны усвоить дети?
Четырёхлетний ребёнок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей по старше надо привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школе, кинотеатре, почте, аптеке, рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц; в честь кого они названы.
Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, в природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Большая роль в этом принадлежит знакомству детей с народными промыслами края, с народными умельцами.
Как уже подчёркивалось, в нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых и особенно близких людей.
Такие важные понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д, необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старших членов семьи – участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Важно подвести ребёнка к понимаю, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою отчизну. Родина чтит своих герое, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуть памятники
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом Российской Федерации.
Организованная таким образом работа будет способствовать и воспитанию большей любви к своей стране.
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что он – частица Родины, т.к во всех местах, где живут люди, много общего: люди разных национальностей трудятся на благо общества (учителя учат детей, врачи лечат больных, инженеры и рабочие делают машины и т.д); соблюдают традиции.
Настоящий гражданин своей страны, патриот, должен быть интернационалистом. Поэтому воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну включает и формирование уважения к культуре и религии других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку.
Гуманное отношение к людям разных национальностей воспитывается у ребёнка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е взрослых, которые находятся постоянно рядом с ним.
В процессе работы по нравственно-патриотическому воспитанию решаются и задачи эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее ребёнку помогает яркое живое слово, музыка, изобразительное искусство. Искусство поможет детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни.
Родители должны стать непременными участниками работы по нравственно-патриотическому воспитанию. Все вместе мы поможем маленькому человеку ощутить себя гражданином великой России.
Список литературы:
1. Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В. П., - Волгоград, 2008.
2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., - М., 1980.
3. Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., - М., 2007.
4. Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Кондрыкинской Л. А. - М., 2006.
5. Знакомим дошкольников с родным городом / Алешина Н. В., - М., 1999.
6. Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., - М., 2007.