Особенности лексико-грамматического строя речи
у дошкольников со стертой дизартрией
Бабенко Александра Валерьевна
В исследованиях ряда авторов (Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, Р.И. Мартынова, Л.В. Лопатина) отмечается, что у детей со стертой дизартрией, наряду с ведущими расстройствами фонетической стороны речи, часто наблюдается и недоразвитие лексико-грамматического строя речи.
При изучении особенностей лексики у детей с речевой патологией перспективным и значимым является психолингвистический подход, современные представления о процессе развития лексики и о различных аспектах ее изучения: о структуре значения слова, и ее развитии в онтогенезе, о семантических полях и особенностях их формирования в онтогенезе.
Слово представляет собой основной элемент языка и речи и рассматривается с различных сторон: с точки зрения лингвистической, психологической, психофизиологической, психолингвистической. Но при любом подходе подчеркивается важность изучения прежде всего семантической стороны слова. Исследование значения слова представляет большой интерес, так как значение является ключевым моментом процесса речевого общения, восприятия и передачи информации, оно является основой речевого мышления.
Чрезвычайно важным является вопрос о развитии значения слова у детей. Так, Л.С. Выготский подчеркивал, что в процессе развития ребенка значение слова изменяется.
Структура значения слова в разные возрастные периоды является различной даже при внешнем тождестве семантической стороны слова. Развитие значения слова у детей тесно связано с развитием познавательной деятельности и отражает процесс формирования понятий.
В процессе овладения понятием ребенок учится выделять в предметах главное, существенные признаки, классифицировать предметы на основании этих признаков¸ обозначать группу однородных предметов словом. В процессе развития лексики слово включается в сложную систему связей (парадигматических и синтагматических) в языке.
В процессе усвоения значения слова ребенок-дошкольник прежде всего овладевает денотативными признаками семантической структуры слова. По мере развития процессов классификации, развития лексической системности в значении слова начинают осознаваться и понятийные, лексико-семантические признаки.
У дошкольников со стертой дизартрией отмечается задержка в развитии семантической структуры слова, отклонения в соотношении денотативных и лексико-семантических компонентов значения, особенности обобщающих слов ( в пользу преобладания денотативного компонента).
У детей 6-7 лет активно формируются семантические поля, однако дифференциация внутри семантического поля еще не сформирована. У детей с нормальным речевым развитием проявляются потенциальные возможности такой дифференциации. У детей же с нарушениями речи какие-либо признаки дифференциации элементов семантического поля отсутствуют.
Различными исследователями отмечается более низкий, по сравнению с нормально развивающимися дошкольниками, уровень выполнения многих заданий: на переименование предметов, объяснение значений слов, особенно слов обобщающего значения, на усвоение грамматического значения слова, дифференциацию слов, сходных по семантике.
В процессе определения слова детьми с нормальным речевым развитием денотативные признаки слова используются реже, чем детьми со стертой формой дизартрии. При объяснении значения слова дети со стертой дизартрией преимущественно используют денотативные признаки, что свидетельствует об их преобладании в структуре значения слов.
Использование понятийных (лексико-семантических) признаков наблюдается в преобладающем количестве ответов детей с нормальным речевым развитием и лишь у относительно небольшого количества детей с речевыми нарушениями.
С точки зрения уровня несформированности грамматического строя речи, категория детей со стертой дизартрией характеризуется неоднородностью, вариативностью симптоматики: от незначительной задержки формирования морфологической и синтаксической системы языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи.
Основным механизмом несформированности грамматического строя речи у детей со стертой дизартрией является нарушение дифференциации фонем, что вызывает трудности различения грамматических форм слов из-за нечеткости слухового и кинестетического образа слова и особенно окончаний. В связи с этим преимущественно страдает морфологическая система языка, формирование которой тесно связано с противопоставлением окончаний по их звуковому составу.
Недостаточная сформированность лексико-грамматического строя у детей со стертой дизартрией приводит к тому, что такие дети к началу обучения в школе недостаточно подготовлены к усвоению программ по русскому языку, предпосылками овладения которой является осознание элементов язык, речи, и прежде всего слова. Поэтому очевидна необходимость работы с детьми со стертой дизартрией по формированию лексики путем целенаправленного воздействия на уточнение значения слова, его семантической структуры, осознание слова как элемента языка и речи, как совокупности лексического и грамматического значения.