Матрешка для детей
Шадрина Инна Юрьевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №15
Санкт-Петербурга
Первое, что приходит на ум при упоминании деревянных игрушек, это, конечно же, всеми любимая матрёшка. Матрешка также ассоциируется с русской народной игрушкой. А кто знает историю её появления?
Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии. В семью известных русских промышленников и меценатов Мамонтовых кто-то привез японскую точеную фигурку, которая оказалась с «сюрпризом» — она разъединялась на две части. Внутри нее была спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок. Всего необычных куколок было пять.
Предполагается, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена).
Матрешка — поистине удивительная игрушка, это не только прекрасный русский сувенир, но и детская развивающая игрушка, которая имеет немало пользы для малыша. Что развивает эта игрушка? Кроме мелкой моторики руки, ребенок учится сравнивать фигуры по высоте, размеру, цвету, объему, развивая мышление и логику.
После того, как игрушка появилась в вашем доме, научите ребенка играть с ней. С чего следует начать? Конечно же, со знакомства! Когда малыш будет находиться в хорошем настроении, возьмите матрешку и скажите: «Смотри, кто к нам пришел! Это матрешка!» Пусть игрушка поговорит с ребенком, спросит его имя, предложит дружить. Обратите внимание крохи на то, какая она красивая и нарядная.
Знакомить с матрешкой можно ребенка еще до года. Когда кроха научится сидеть, возьмите самую большую матрешку, показывайте на ней глазки, носик, ротик. Положите что-то внутрь, погремите игрушкой, развивая слуховое восприятие малыша. Накройте платочком матрешку, затем покажите крохе, где она находится: была здесь и нет ее.
Начиная с 1 года, научите ребенка открывать и закрывать матрешку. Для игры вам понадобятся 2 игрушки, лучше контрастного размера. Расскажите крохе, что у матрёшки спрятан сюрприз. Предложите вместе посмотреть его. Открывайте матрёшку, придавая ситуации загадочность или даже сказочность: «Матрешка — матрешка, откройся немножко!» Удивитесь, когда увидите в середине вторую. Поставьте их рядом, сравните — какая выше, какая ниже, рассмотрите фартук или платочек одной и другой. Покажите, как одна вкладывается в другую. Проговаривайте: «большая», «маленькая».
Когда ребенок научится простейшим манипуляциям с матрёшкой, добавьте остальные. Спросите у второй матрёшки, не спрятался ли еще кто-нибудь у нее? Посмотрите вместе с ребенком. Ставьте новые игрушки друг возле друга, каждый раз обращая внимание малыша, что новая меньше предыдущей.
Конспект интегрированного занятия «Русская матрёшка»
(подготовительная группа)
Интеграция образовательных областей «Познание», «Музыка», «Художественное творчество», «Коммуникация».
Задачи:Продолжать знакомить детей с народной игрушкой. Закрепить представления о матрешке.
Учить сравнивать между собой изделия народных мастеров (Семеновские, Загорские, Полхов – Майданские матрешки), находить сходство и различия, самостоятельно применять изобразительные навыки и умения на объемном изображении матрешки.
Воспитывать эстетическое отношение к предметам народного творчества, уважение к труду народных умельцев.
Предварительная работа:. Рассказ воспитателя о матрёшке.
Оборудование:Иллюстрации или деревянные матрёшки народных мастеров - Семёновской. Загорской, Похлов – Майданской. Заготовки матрёшек из папье-маше или контурные шаблоны из бумаги для росписи, краски, карандаши.
Домовёнок Кузя и Матрёшка.
Ход занятия.
Звучит народная мелодия. Дети входят в группу.
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Очень рада Вас видеть у себя в гостях. Проходите, рассаживайтесь. «Гостю почет – хозяину честь». Удобно ли вам? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило? Сегодня я вам расскажу, какими игрушками давным-давно играли ваши бабушки. Я вам уже рассказывала, о том, что в старину не было фабрик по выпуску игрушек и чтобы позабавить ребятишек, взрослые мастерили игрушки своими руками. Для этого использовали самый различный материал. Куклу можно изготовить из глины, соломы, из ниток и даже из бумаги.
Кузя: Кто здесь так интересно беседует?
Воспитатель:Во-первых, Кузя нужно поздороваться с гостями. Какой ты не воспитанный.
Кузя:Совсем забыл. Здравствуйте! Да я собственно матрешку вам принёс.
Воспитатель:Ребята, вам знакома эта игрушка? Как хорошо, Кузя, что ты нам ее принес.
Кузя:Матрешка – моя самая любимая игрушка. Выточена она из дерева. На ней яркий сарафан, на голове платок. Открываешь матрешку, а там другая , маленьких размеров. И эта тоже открывается, и мы видим еще одну. И так еще и еще. (рассказ сопровождает показом). А знаете ли вы, ребята как появилась матрешка и кто ее придумал?
Давным-давно привезли в Москву из Японии фигурку добродушного, лысого старичка. Изображала она мудреца, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фигурка открывалась, внутри находилась еще одна. Эта фигурка и послужила прообразом нашей матрешки. К сожалению, настоящей японской игрушки у меня нет, а картинку я вам покажу. Вот как она выглядит. (показывает)
Воспитатель: Молодец, Кузя, и все-то ты у нас знаешь.
Кузя: А еще я знаю, что такая японская игрушка состояла всего из двух вкладышей.
Воспитатель: А я, Кузя, знаю, что первая русская матрешка состояла из восьми фигур. Самая большая первая изображала – девочку в сарафане и платком с черным петушком в руках. (Показывает иллюстрацию).
На этой иллюстрации тоже изображена первая русская матрёшка, в руках у нее вы видите серп и колоски пшеницы. Эта матрешка отображала крестьянский труд.
Почему эта точеная кукла стала называться матрешкой? Никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар. А может, такое имя ей дал покупатель. Имя Матрена было очень распространено на Руси. Вот и стали называть игрушку Матреной, Матрешкой. Так и закрепилось имя Матрешка.
Кузя: Ребята, а как вы думаете, с какой матрешки мастер начинал работу? С маленькой или большой? (Ответы детей). Начинали работу с самой маленькой матрешки. Мастер брал небольшую чурочку, закреплял ее на станке и, держа резец особым образом, вытачивал малышку – матрешку. Затем вытачивалась нижняя часть второй матрешки, ее верх и так далее, до самой большой куклы.
Воспитатель: Правильно, Кузя. Сначала матрешку вытачивают, а затем ее «одевают», то есть расписывают, а уж потом покрывают лаком. Много появилось матрешек после той первой. В настоящее время насчитывают более 20 видов. Все они разные. Сегодня я познакомлю вас с несколькими видами матрешек. Вот эту матрешку (показывает картинку)
изготавливают мастера из небольшого городка Семеново, который также знаменит золотой Хохломой. Оказывается там, наряду с яркой посудой, делают игрушки и расписывают их в традиционном стиле. Семеновская матрешка вытачивается на токарном станке. Выточенное изделие называется «белье» (показывает, то есть чистое белое, без рисунка). Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, для того, чтобы краски не растекались. Затем, по высохшей поверхности, делают наводку чёрной тушью, то есть прорисовывают глаза, нос, кайму на платке. Это очень важно. Ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком Семеновской матрешки. Когда наводка готова, матрешку расписывают красками. Используют красный, малиновый, зеленый, фиолетовый цвета. И, наконец, матрешку лакируют.
А эта матрешка Загорская.
Она добротна, крутобока, устойчива по форме. Платок и сарафан оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской. Остается след-лепесток или листок, а круглую середину цветка или «горох» можно получить использовав прием «тычка». Простота оформления Загорской матрешки создали ясный и радостный образ деревенской куклы. Сравнивая сарафаны матрешек, какие мы видим отличия?
Ответы детей. Правильно, ребята у Семеновской матрешки цветы крупнее, яркие, а у Загорской, узор мелкий, неброский, простой.
И, наконец, третья матрешка – Похлов – Майданская.
Это соседка Семеновской матрешки, а вытачивают ее в селе Похловский – майдан Нижегородской области. Эта матрешка самая стройная из своих подруг. Форма вытянута, голова небольшая, овал лица с кудряшками волос. Платок ниспадает с головы. На голове трилистник розана. Овал, заменяющий передник заполнен цветочной росписью.
Кузя: У меня матрешка есть, я их сделал сам, только не из дерева, а из чего, отгадаете?
Дети рассматривают и определяют, что Матрешки сделаны из папье-маше.
Воспитатель: Спасибо тебе, Кузя, за то, что ты к нам пришел. Мы с ребятами украсим сарафаны, нарисованных матрешек, узором.
Воспитатель: предлагает детям краски, карандаши для украшения сарафанов. В конце дети рассматривают матрешек. Раздается стук в дверь, входит Матрешка и приносит угощение. Занятие закончено, все молодцы, спасибо.