Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Здравствуй сказка!

(информационный материал для родителей)

 

Блинова Ирина Васильевна, ГБДОУ
детский сад 1 Калининского района
г. Санкт – Петербурга, воспитатель.

Ах, как любят наши дети, когда им читают сказки. И мы, взрослые, стараемся быстрее освободиться от домашних дел, чтобы доставить удовольствие своему малышу, окунуться вместе с ним в сказочный мир. «Жили-были ...» - начинается сказка, и чувствуем мы, как нас затягивает волшебство сюжета, а у ребёнка блестят глаза, он прижимается всё ближе и нетерпеливо ждёт продолжения. Чудесное ощущение! Вот так, удивительно просто, сказка дарит нам возможность быть ближе друг к другу, связывает нас узами доверия и предлагает взрослому заглянуть в мир детства, чтобы лучше понять своего ребёнка и помочь ему вырасти не только физически здоровым, но и одарённым талантами и способностями, помогающими ему идти по жизненному пути уверенно и достойно.

 

Что мы знаем о сказке?

Правда и вымысел, эти два противоположных начала, соединяются в сказке в одно художественное целое. Вымысел наполняет её красотой, силой фантазии, художественным воплощением мечты об облегчение труда, о материальном изобилии, о свободе и счастье человека. Все сказки ставят вопросы, волнующие людей в самой жизни, но их содержание как-бы исключается из реального времени и пространства, т. е. такая история могла бы произойти где и когда угодно. Главный герой - собирательный образ, отсутствие в сказке определённого имени героя, жесткой персонификации позволяет человеку по собственному желанию идентифицировать себя с главным героем. В сказке сохраняется жизненное правдоподобие, что делает сказки близкими и понятными. Благодаря своему образному языку, сказки легко запоминаются и передают человеку информацию, заложенную в них веками - это жизненный выбор, любовь, борьба со злом, преодоление себя, ответственность, взаимопомощь.(2)

Сказка метафорична, она как живой организм - любой предмет в ней может заговорить с кем угодно и о чём угодно. В  сказке, возможно всё, метафора позволяет читателю «вжиться» в повествование, осознать связь сказочной истории со своей, увидеть многогранность мира и свою сопричастность с ним. Здесь нет ограничений, но всегда Добро побеждает Зло - это создаёт для человека психологическую защищённость: чтобы не произошло - всё закончится хорошо. Сказка никого не учит, она передаёт нравственные ценности, правила поведения, опыт многих поколений людей о различных типах отношений, человеческих характерах, о добре и зле, религиозных заповедях, истине вечных ценностях бытия. Образы героев приглашают нас принять участие в процессе самопознания, познания окружающего мира.

 

Как полноценнее донести красоту и образность сказки до ребёнка?

Прежде всего, через восприятие детьми звучащей речи. Звучащая, устная речь легко воспринимается, если она содержательна, правильна и интонационно выразительна. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает иногда больше, чем слова. Правильные интонации помогают выразительнее передать мысли, подчеркнуть смысл, заключённый во фразе, в расстановке слов, усилят внимание ребёнка, заставят его глубже почувствовать и осмыслить образы произведения.(1)

Слушая ваше выразительное чтение, ребёнок не только представляет и проживает происходящие события, но ещё и запоминает ваши интонации, мимику, жесты, старается проговорить, повторить их мысленно, «про себя». Вы незаметно учите его красоте и выразительности родной речи, правильному произношению звуков и слов, активизируете и обогащаете его лексический словарь, приобщаете ребёнка к духовной красоте и свободному общению. Ведь речь - это, прежде всего средство общения, средство познания окружающего мира. Выразительность художественных образов произведений оказывает глубокое воздействие на ребёнка и способствует пониманию окружающей действительности не только умом, но и сердцем. У ребёнка вырабатывается своё собственное отношение не только к прочитанным, но и к происходящим событиям в жизни.(5)

Вы заинтересовываете ребёнка чтением, увлекаете его, заставляете думать, воображать, творить. Вы учите его любить книгу! У ребёнка появляются любимыекниги, любимые сказки, любимые герои, которые становятся образцами для подражания. Ведь сказка, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения у ребёнка благодаря тому, что она всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость, юмор, отзывчивость и т. д.), а также развивает у ребёнка способность к эмпатии, т. е. способности сопереживать, распознавать эмоциональное состояние другого человека по интонации, мимике, жесту, умению ставить себя на его место в различных ситуациях, находить способы содействия.(4)

 

Прекрасно, если в книге есть иллюстрации. Рассматривая их, мы повторяем соответствующий эпизод из сказки, обращаем внимание ребёнка на выразительность персонажей, их внешний вид, на окружающую обстановку. Так мы развиваем художественно-эстетическое восприятие ребёнка, мышление, внимание, память, воспитываем у ребёнка любовь к искусству, моральные качества, расширяем круг детских представлений о жизни и быте человека, о предметах и явлениях. Иллюстрации в книге помогают ребёнку глубже понять художественный образ, смысл произведения.

Выразительное чтение взрослого и совместное рассматривание иллюстраций будят детское творчество, дают ребёнку такой заряд положительных эмоций и энергии, что побуждают его действовать, творить, создавать. Вы не раз замечали, что после чтения ребёнок с удовольствием рисует главных героев или эпизод из сказки. Поощряйте и хвалите его творчество, так вы создадите условия для развития у ребёнка креативности, способности находить решения в нестандартной ситуации, нацеленности на открытие нового и возможности осознания своего опыта.(6)

Не бойтесь экспериментировать, возьмите инициативу в свои руки, создавайте вместе с ним! Например, совместно с ребёнком, вы можете изготовить собственную книгу с иллюстрациями к любимой сказке. И поверьте, ваш ребёнок будет бесконечно её просматривать, покажет её всем родственникам и друзьям, а ещё столько же раз перескажет им эту сказку. Сколько гордости он будет испытывать! Сколько эмоциональных открытий его ждёт!Обменивайтесь впечатлениями с ребёнком после чтения. Обычно дети хотят тут же высказать свои мысли или описать переживания. Это желание естественно и его следует рассматривать как проявление формирующегося устойчивого интереса к окружающей действительности и интенсивного развития познавательной деятельности. Задавайте ребёнку вопросы по прочитанному: «Почему зайка грустит, а Лиса радуется?», « А как бы ты спел эту песенку? Каким голосом говорит медведь?», пойте вместе с ним, изменяйте голоса. Ведь именно так вы прививаете ребёнку артистические способности, развиваете его интонационную выразительность, умение передавать эмоции, чувства не только в семейной обстановке, но и публично. Вы учите его верить в себя, учите быть уверенным! (3)

 

Самое необыкновенное в сказке то, что, даже прочитав её до конца, можно игру продолжить дальше! Например, сделать из бумаги или ткани маленький настольный или пальчиковый театр, совсем простой. Чтобы ребёнок не устал, не потерял интерес, не стоит затягивать процесс изготовления игрушек надолго. Более сложные атрибуты вы сможете сделать сами и преподнести ребёнку как сюрприз! В знакомой варежке или в бутылочке из под любимого сока, ребёнок узнает Деда Мороза или зайчика. Вот это да! Такие открытия, дадут толчок к развитию у ребёнка любознательности, исследовательского интереса, поиска и экспериментирования с различными материалами, творческого подхода к изготовлению самоделок, а в будущем - это способность ребёнка оперировать с предметами в воображении, моделировать.(7)

Если совместные творческие игры будут проходить у вас часто, то скоро вы заметите, что ребёнок сам мастерит игрушки и уже совсем уверенно делает карандашом наброски персонажей, масок для театра, раскрашивает их, вырезает и склеивает. Вы окажетесь первым, кому покажут, как всё это работает.

Вот тут-то вам пригодятся: природные материалы, коробочки, киндер-сюрпризы, клубочки и т. д. Настоящее представление не за горами и главным действующим лицом будет ваш ребёнок!

Попробуйте и получите большое удовольствие!

Вы будете довольны результатом, когда увидите, что ваш ребёнок уверен в себе, общителен, выразителен, без робости рассказывает стихотворение, поёт песню, красиво двигается, с теплотой относится к другим детям и взрослым, а ведь всё начиналось с «жили - были...».

Литература:

1. Горбушина Л.А. Николаичева А. П.

Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста: учеб. Пособие для учащихся пед.уч-щ по спец. 2002 «Дошк. Воспитание» и 2010 «Воспитание в дошк. Учреждениях» - 3-е., испр. И доп. - М.: Просвещение, 1985. - 175 с., ил.

2. Защиринская О. В.

Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: Сказкотерапия. - СПб,: Издательство ДНК, 2001 - 152с. (Психология и культура).

3. Ушакова Е. С., Гавриш Н. В.

Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2003, - 224 с. (Серия «Программы развития»).

4.Антипина Е. А.

Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. -М.: ТЦ Сфера, 2003, - 123 с. (Серия «Вместе с детьми»).

5. Жуковская Р. И,

Чтение книги в детском саду. - изд. второе, Государственное Учебно-Педагогическое Издательство. Москва- 1955.

6. Восточнославянские волшебные сказки : Для учащихся сред. и стар. Классов. Составитель Т. В. Зуева. М,: Просвещение, 1992 - 447 с.,ил.

7. Маханева М. Д.

Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М,: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»