Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

  Зембеля И.А., воспитатель.

 

  Про­цесс раз­ви­тия вос­п­ри­ятия на­чи­на­ет­ся с са­мых пер­вых дней жиз­ни ре­бен­ка. У но­во­рож­ден­но­го в пер­вые не­де­ли жиз­ни воз­ни­ка­ют лишь ощу­ще­ния от­дель­ных свой­с­тв ок­ру­жа­ющей дей­с­т­ви­тель­нос­ти.

  Вос­п­ри­ятие фор­ми­ру­ет­ся в свя­зи с раз­ви­ти­ем, ус­лож­не­ни­ем де­ятель­нос­ти ана­ли­за­то­ров (зрительных, слу­хо­вых, ося­за­тель­ных, обо­ня­тель­ных, вку­со­вых и т. п.).

Развитие зрительного восприятия

   Сама фун­к­ция зри­тель­но­го вос­п­ри­ятия ле­жит в ос­но­ве мно­жес­т­ва раз­лич­ных пси­хи­чес­ких про­цес­сов, ос­но­ван­ных на учас­тии зри­тель­но­го ана­ли­за­то­ра. Преж­де все­го это ка­са­ет­ся мыш­ле­ни­я, зри­тель­ной па­мя­ти, чте­ния и пись­ма. Ран­ний воз­раст яв­ля­ет­ся на­ибо­лее чув­с­т­ви­тель­ным для на­коп­ле­ния ин­фор­ма­ции зри­тель­но­го ти­па. Рассмотрим ряд уп­раж­не­ний, ко­то­рые по­мо­гут сде­лать этот про­цесс ув­ле­ка­тель­ным и ин­те­рес­ным.

                                     « РАЗ­РЕ­ЗА­НЫЕ КАР­ТИН­КИ »

  Игра пред­с­тав­ля­ет раз­ви­ва­ющий ва­ри­ант ди­аг­нос­ти­чес­кой ме­то­ди­ки. Ре­бен­ку да­ют­ся два оди­на­ко­вых изоб­ра­же­ни­я: це­лое и раз­де­лен­ное на нес­коль­ко час­тей (начиная с двух, за­тем три, че­ты­ре, пять).

   За­да­ча ре­бен­ка – соб­рать це­лое изоб­ра­же­ние вна­ча­ле по об­раз­цу, за­тем без не­го. В ка­чес­т­ве ус­лож­не­ния мож­но уве­ли­чи­вать ко­ли­чес­т­во фраг­мен­тов, а так­же слож­нос­ть са­мо­го изоб­ра­же­ни­я.

 

          « ВЫ­БОР НЕ­ДОС­ТА­ЮЩЕ­ГО ФРАГ­МЕН­ТА ИЗОБ­РА­ЖЕ­НИЯ»

Воз­раст де­тей: от 1,5 го­да.

  Ре­бен­ку пред­ла­га­ет­ся кар­тин­ка (любого ха­рак­те­ра) с от­сут­с­т­ву­ющим фраг­мен­том и на­бор не­дос­та­ющих ку­соч­ков. За­да­ча ре­бен­ка – по­доб­рать нуж­ный ку­со­чек.

                                              « КОН­ТУ­РЫ»

  Воз­раст де­тей: от 1,5 го­да.

  Эта игра пред­по­ла­га­ет уз­на­ва­ние на­ло­жен­ных друг на дру­га кон­ту­ров двух и бо­лее изоб­ра­же­ний, для бо­лее стар­ших де­тей это мо­гут быть циф­ры и бук­вы.

 

                                          «ЛА­БИ­РИН­ТЫ»

  Воз­раст де­тей: от 1,5 го­да.

  Для пред­ла­га­емых ре­бен­ку в этой игре ла­би­рин­тов прин­ци­пи­аль­но то, что здесь да­ют­ся пе­ре­се­че­ния нес­коль­ких ли­ний. Нап­ри­мер, ре­бен­ку пред­ла­га­ет­ся рас­пу­тать ве­ре­воч­ки ша­ри­ков или най­ти для каж­до­го ге­роя сказ­ки свою тро­пин­ку и т. д. На бу­ма­ге це­ле­со­об­раз­но на­чи­нать ос­во­ение с про­ве­де­ния по «дорожкам» паль­чи­ком ре­бен­ка, за­тем – ка­ран­да­шом, и лишь по­том – толь­ко гла­за­ми.


                               « РАЗ­НОЦ­ВЕТ­НЫЙ МИР»

  Игра нап­рав­ле­на на зак­реп­ле­ние зна­ний ре­бен­ка о цве­тах, раз­ви­тие цве­то­во­го вос­п­ри­яти­я.

  Воз­раст де­тей: от 2,5 лет.

  Вз­рос­лый с ре­бен­ком вс­по­ми­на­ет наз­ва­ния ос­нов­ных цве­тов то­го, что их ок­ру­жа­ет. Вз­рос­лый го­во­рит ре­бен­ку:

  «Посмотри, пожалуйста, какого цвета небо?

Верно, голубое. А теперь посмотри вокруг и найди еще что-нибудь такого же голубого цвета, как небо. Подойди и коснись этого предмета рукой».

В ка­чес­т­ве ус­лож­не­ния вы мо­же­те пред­ла­гать ре­бен­ку кос­нуть­ся од­ной ру­кой че­го-нибудь крас­но­го, а дру­гой – си­не­го, пос­те­пен­но уве­ли­чи­вая ко­ли­чес­т­во цве­тов до пя­ти.

                                    « ПРОС­ТЫЕ ФИ­ГУ­РЫ»

  Игра нап­рав­ле­на на раз­ви­тие вос­п­ри­ятия фор­мы.

  Воз­раст де­тей: от 2 лет.

  В эту игру мож­но иг­рать на ули­це. Здесь по­на­до­бят­ся кар­точ­ки с прос­тей­ши­ми ге­омет­ри­чес­ки­ми фи­гу­ра­ми (треугольник, квад­рат, круг). Кар­то­чек мо­жет быть боль­ше, так как фи­гу­ры на них дол­ж­ны быть изоб­ра­же­ны раз­ных раз­ме­ров и цве­тов (например, боль­шой си­ний тре­уголь­ник, за­тем ма­лень­кий жел­тый тре­уголь­ник и т. д.). Пот­ре­бу­ет­ся так­же бе­лый ме­лок, ко­то­рым вы на ас­фаль­те на­ри­су­ете те же фи­гу­ры, но уже од­но­го раз­ме­ра и цве­та (всего три).

  Вз­рос­лый го­во­рит ре­бен­ку: «Смотри, какие у меня есть интересные картинки. Видишь, на них изображены разные фигурки, ты помнишь, как они называются? А теперь ты будешь вытаскивать по одной, и как только ты ее узнаешь – нужно будет добежать до ее домика, который нарисован на асфальте мелом, и оставить фигурку там. Интересно, где у нас будет больше всего жителей?»


                                           «КАР­ТЫ ДЛЯ МА­ЛЫ­ШЕЙ»

    Игра нап­рав­ле­на на раз­ви­тие вос­п­ри­ятия цве­та и фор­мы.

    Воз­раст де­тей: от 2 лет.

  Ин­с­т­рук­ция и ход иг­ры: по­на­до­бят­ся обыч­ные иг­раль­ные кар­ты. Чем млад­ше ре­бе­нок, тем мень­шее ко­ли­чес­т­во карт не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать. Вз­рос­лый го­во­рит ему:

  «Посмотри, какие у меня есть интересные картинки. Кажется, что они все разные, но на самом деле у некоторых из них есть что-то общее. Вот эта и эта картинка: они обе красного цвета, а вот на этих изображены девочки. Давай вместе выберем один главный признак и разложим все картинки по порядку».

  В ка­чес­т­ве клас­си­фи­ка­ции вы мо­же­те вы­би­рать раз­лич­ные приз­на­ки – цвет, фор­му, ха­рак­тер изоб­ра­же­ния (мальчики/девочки) и т. д.

                                 «ЧИ­ТА­ЕМ ПО ГУ­БАМ»

  Игра нап­рав­ле­на на уме­ние ре­бен­ка кон­цен­т­ри­ро­вать вз­г­ляд, рас­ши­ре­ние сло­вар­но­го за­па­са, раз­ви­тие фо­не­ма­ти­чес­ко­го слу­ха.

  Воз­раст де­тей: от 4 лет.

  Ин­с­т­рук­ция и ход иг­ры: вз­рос­лый го­во­рит ре­бен­ку: «А ты знаешь, что есть люди, которые не могут слышать?

   Они понимают, что им говорят, только по губам. Давай так поиграем: я тебе только одними губами скажу слово, а ты попробуешь его угадать».

  На­чи­най­те пос­те­пен­но, с са­мых прос­тых и зна­ко­мых ре­бен­ку слов, нап­ри­мер с его име­ни. Сна­ча­ла про­из­но­си­те сло­ва вс­лух, за­тем ше­по­том, пос­ле это­го – едва слыш­но, и на­ко­нец – мол­ча. Не за­бы­вай­те чет­ко ар­ти­ку­ли­ро­вать каж­дый звук.

                               « ЧТО ТАМ НА­РИ­СО­ВА­НО?»

  Игра нап­рав­ле­на на раз­ви­тие вос­п­ри­ятия час­ти и це­ло­го.

  Воз­раст учас­т­ни­ков: от 3 лет.

  Ин­с­т­рук­ция и ход иг­ры: по­на­до­бит­ся нес­коль­ко кар­ти­нок, а так­же бе­лый лист бу­ма­ги боль­ше­го, чем ри­су­нок, раз­ме­ра, с про­ре­зан­ным в се­ре­ди­не от­вер­с­ти­ем с мо­не­ту дос­то­ин­с­т­вом в 5 руб­лей. Вы нак­ры­ва­ете ри­су­нок чис­тым лис­том с от­вер­с­ти­ем и в та­ком виде по­ка­зы­ва­ете ре­бен­ку.

 Вз­рос­лый го­во­рит:

«Смотри, что у меня есть. Видишь, на этой картинке вырезано маленькое окошко, но в него видно совсем немного. Давай попробуем подвигать это окошко по рисунку, так мы с тобой сможем увидеть больше и угадаем, что же там нарисовано».

Та­ким об­ра­зом, ре­бе­нок ви­дит изоб­ра­же­ние не це­ли­ком, а по час­тям.


                                           « ДО­РИ­СУЙ-КА»

Игра нап­рав­ле­на на раз­ви­тие зри­тель­но­го вос­п­ри­ятия и во­об­ра­же­ни­я.

Воз­раст учас­т­ни­ков: от 2 лет.

  Ин­с­т­рук­ция и ход иг­ры: в за­ви­си­мос­ти от воз­рас­та ма­лы­ша за­да­ния варьиру­ют­ся по слож­нос­ти. Вы пред­ла­га­ете ре­бен­ку ри­су­нок, на ко­то­ром че­го-то не хва­та­ет (крыши у до­ма, ле­пес­т­ка у цвет­ка).

За­да­ча – до­ри­со­вать изоб­ра­же­ние до це­ло­го.

Вз­рос­лый го­во­рит ре­бен­ку:

«Эти ри­сун­ки от­ли­ча­ют­ся от дру­гих, на них что-то не так. На­вер­но­е, ху­дож­ник за­был на­ри­со­вать ка­ку­ю-то его час­ть, да­вай вмес­те пос­мот­рим и най­дем про­па­жу».

Если ре­бе­нок зат­руд­ня­ет­ся, по­ка­жи­те ему та­кой же ри­су­нок, на ко­то­ром изоб­ра­же­ние дано пол­нос­тью, и поп­ро­си­те их срав­нить.

 

                                 «ТО­ЧЕЧ­НЫЙ РИ­СУ­НОК»

Игра нап­рав­ле­на на раз­ви­тие вос­п­ри­ятия фор­мы.

Воз­раст учас­т­ни­ков: от 2 лет.

Ин­с­т­рук­ция и ход иг­ры: здесь по­на­до­бят­ся лист бу­ма­ги и ка­ран­даш, на гла­зах у ре­бен­ка вы из то­чек ри­су­ете «тропинку» (несколько то­чек на рас­с­то­янии 3-5 см друг от дру­га), за­тем про­си­те ре­бен­ка со­еди­нить их все в одну ли­ни­ю.

«А теперь моя тропинка будет поворачиваться. Вот посмотри и угадай, какую форму она приняла?»

  Точ­ка­ми вы ука­зы­ва­ете вер­ши­ны прос­тей­ших фи­гур – тре­уголь­ни­ка, кру­га, квад­ра­та. Если ре­бен­ку труд­но про­вес­ти пря­мую ли­нию от точ­ки к точ­ке, пред­ло­жи­те ему на вы­бор кар­точ­ки с уже изоб­ра­жен­ны­ми фи­гу­ра­ми, пус­ть он вы­бе­рет из них. Ус­лож­ня­я, бе­ри­те пред­мет­ные изоб­ра­же­ни­я – ма­шин­ку, сол­ныш­ко, мед­ве­жон­ка.

 

                                                                  Заключение:

Вос­п­ри­ятие яв­ля­ет­ся од­ной из ос­нов­ных фун­к­ций у де­тей ран­не­го воз­рас­та, имен­но с его по­мощью про­ис­хо­дит на­коп­ле­ние зна­ний о себе и ок­ру­жа­ющем ми­ре. Зри­тель­ное вос­п­ри­ятие ле­жит в ос­но­ве зри­тель­но­го вни­ма­ни­я, зри­тель­ной па­мя­ти и мыш­ле­ни­я.

                                     

 

 

                                                Литература:

1. Издательство - Эксмо, «Играть с ребенком. Как? Развитие восприятия, памяти, мышления и речи у детей 1-5 лет» - Любовь Винникова, Ольга Фролова, Юлия Титова; год издания - 2011.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»