Методическая разработка
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Автор:
Манакова Надежда Николаевна
Воспитатель высшей квалификационной категории
ГБДОУ детский сад №118 Выборгского района Санкт-Петербурга
Процесс индивидуального развития ребенка невозможно напрямую соотносить с требованиями общей программы. Индивидуальные особенности ребенка могут не совпадать с их возрастными возможностями.
Проанализировав игры – занятия и дидактические игры для старших дошкольников, я выбрала некоторые, которые доступны в нашем детском саду и приемлемы для детей.
Статья предназначена для воспитателей ДОУ, работающими со старшими дошкольниками. Представленный в статье методический материал может быть также интересен родителям детей дошкольного возраста.
1.Цветик – семицветик.
Цель:Развивать представления о цветах радуги. Формировать умения группировать предметы по цвету и величине, обогащать словарный запас именами прилагательными.
Игра:У детей бумажные дуги по цветам радуги. Воспитатель читает стихи о цветах радуги и дети постепенно складывают цветок.
2.Сделаем букет.
Цель: Учить детей группировать одни и те же предметы по разным признакам.
Игра: У детей – картточки: цветы розы и гвоздики и иллюстрации: две вазы. Задание - разложи розы в одну вазу, гвоздики в другую или составь два разных букета.
3. Куда пойдешь и что найдешь.
Цель: Учить детей двигаться в заданном направлении, определять направления движений, обозначать его словами вперед - назад, направо – налево.
Игра: Дети получают задание найти спрятанный клад по словесным указаниям воспитателя.
4. Новый прочный дом.
Цель:Учить детей соединять кирпичи, кубы, выстраивая их в одну линию. Помочь осознать различные понятия величины: короткий - длинный, высокий - низкий, узкий – широкий.
Игра:Предложить детям построить из настольного конструктора домики для трех поросят.
5. Где спрятался мишка?
Цель:Учить определять местонахождения предмета с помощью схемы.
Игра:Предложить детям найти спрятанного в группе мишку по предложенной схеме.
6. День и ночь.
Цель:Развивать представления о суточном цикле.
Игра: Предложить детям разложить карточки по порядку ( распорядок дня для Незнайки или других сказочных героев).
7. Лети желтый лепесток.
Цель:Развивать представления о недельном цикле.
Игра: Собираем цветик-семицветик, называя дни недели. Развиваем память детей, вспоминаем, что мы делали в детском саду в каждый из дней недели.
8. Картофель.
Цель:Развивать представления о хозяйственной деятельности человека, воспитывать бережное отношение к продуктам питания.
Игра:Дидактическая игра по типу «Съедобное – несъедобное».
9. Избушка.
Цель:Определение уровня развития способностей различать форму, величину и цвет, соотносить предметы по величине, форме и цвету одновременно.
Игра:У детей карточки – изображения различных сказочных избушек. Предложить детям классифицировать их сначала по одному признаку (цвет, форма, величина), затем по различным двум признакам. Дальнейшее усложнение – классификация по трем признакам.
10. Собери фигуру.
Цель: Изучение способностей детей к обобщению.
Игра: Дидактические игры по типу геометрической мозаики.
11. Магазин (Монеты).
Цель: Определение уровня развития представлений о количестве, выявление предпосылок логического мышления.
Игра: Дидактическая игра « Покупаем в магазине».
12. Что случилось.
Цель: Выявление умения определять последовательность событий и
устанавливать смысловые связи между ними.
Игра: Рассказывание по сюжетным картинкам.
13. Сутки.
Цель: Определение уровня умения детей ориентироваться во времени.
Игра: Предложить детям разложить карточки по порядку ( распорядок дня различных сказочных героев).
14. Автобусные станции.
Цель: Выявление умения правильно ориентироваться в пространстве.
Игра: У детей – карточки с изображениями геометрических фигур. Это – билеты. По музыкальному сигналу дети ищут в группе автобусные станции (отмечены такими же геометрическими фигурами).
15. Дом.
Цель: Определение уровня развития представлений о целом и части.
Игра: Строим дом из плоскостных геометрических фигур.
Примечание:
За выполнение всех заданий детям ставятся очки, в каждом занятии индивидуально.
При выполнении заданий по всем методикам за незначительную помощь со стороны педагога в форме наводящего вопроса по типу « Ты помнишь, что надо сделать? Что ты делаешь?»- снимается одно очко.
В каждой игре даются два варианта задания.
Очки выдаются детям в форме определенных жетонов. В конце занятия победители получают призы.