Занятие по литературному произведению Дональда Биссета
Сказка про тигренка Бинки,
у которого исчезли все полоски
Трошина Елена Сергеевна,
воспитатель ГБДОУ д/с №38
Московского района Санкт-Петербурга
Данное произведение, на мой взгляд, вполне справедливо будет преподнести детям старшего дошкольного возраста. Оно, как мне кажется, отражает переживания многих детей по поводу своей индивидуальности, «непохожести» на других. Наверное поэтому, Дональд Биссет, пытаясь показать взаимоотношения людей, описывает животных. Ведь ребенку это будет гораздо интереснее. Помимо того, данная сказка небольшая по объему и заканчивается благополучно, что не отталкивает внимание маленького слушателя и не травмирует его психику, но при этом заставляет задуматься. А также привлекает новизной, так как большинство детей слышит его впервые (в отличие, например, от замечательных и любимых детьми сказок А. С. Пушкина, Г. Х. Андерсена) Поэтому, на мой взгляд, в занятие по данному литературному произведению необходимо включить не только работу над художественным текстом и создание различного рода поделок, но и принять во внимание психолого-педагогический аспект, который прослеживается в сказке. Также, учитывая возрастные особенности аудитории, занятие должно быть богато разнообразными методами и приемами, соответствующими возрасту детей, сменой видов деятельности, вовлечением ребят в диалог с воспитателем и друг с другом, не быть скучным и монотонным, вызвать желание быть читателем. Помимо, того, учитывая возрастные особенности старших дошкольников, в занятие включен метод «Претворение в других видах искусства», а именно создание альбома по мотивам сказки. Также используется ряд других методов и приемов: метод «чтение» - выразительное чтение воспитателя; метод «анализ» - композиционный (анализ поступков героев), сопоставительный (сравнение с другими произведениями детской литературы).
Цель: способствовать развитию таких чувств, как сочувствие, взаимопомощь, доброта; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.
Задачи:
Образовательные:
-
продолжить работу над умением слушать сказку
-
способствовать развитию фантазии, воображения
-
включить в работу над произведением метод «Претворение в других видах искусства»
-
включить в работу использование нестандартных материалов для создания альбома
Воспитательные:
-
затронуть психолого-педагогический аспект, прослеживающийся в сказке
-
мотивировать детей к рассуждению на основе прочитанного
Развивающие:
-
способствовать развитию памяти, внимания
-
способствовать развитию логического мышления
-
способствовать развитию воображения
-
способствовать развитию мелкой моторики
Методы и приемы, используемые на занятии :
-
Метод «Чтение» - выразительное чтение воспитателя.
-
Метод «Анализ» - композиционный (анализ поступков героев), сопоставительный (сравнение с другими произведениями детской литературы).
-
Метод «Претворение в других видах искусства» - иллюстрирование (создание альбома к произведению).
Оборудование:
-сюжет сказки, разделенный на смысловые звенья
-портрет Дональда Биссета
-альбом
-полиграфические материалы: велюр на бумажной основе, бумвинил, коленкор, ледерин, поролон, бумага полиграфическая, ламинированная бумага
-цветная бумага, пластилин, тесто для лепки
-тени для век (для создания фона)
План занятия (25 минут)
№ |
Этапы занятия |
Время |
1 |
Организация начала занятия
|
1 мин. |
2 |
Основная часть занятия
|
20 мин. |
а) |
Чтение текста, разделенного на смысловые звенья, словарная работа |
|
б) |
Обсуждение прочитанного |
|
в) |
Работа по созданию альбома |
|
3 |
Работа над припоминанием похожих сказок |
2 мин |
4 |
Организация окончания занятия |
2 мин. |
Ход занятия
Этапы занятия |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
1.Организация начала занятия |
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о сказке английского писателя Дональда Биссета. Вот его портрет, посмотрите, пожалуйста. А теперь ответьте на вопрос: как вы думаете, в какой стране жил писатель? Верно, молодцы. Сказка, с которой нам предстоит познакомится называется «Про тигренка Бинки, у которого исчезли все полоски». Как вы думаете, почему это могло произойти? Спасибо, очень интересные мнения. Давайте начнем слушать сказку и разбираться, что же случилось на самом деле. Готовы? Начинаем. |
Здравствуйте, Елена Сергеевна!
Он жил в Англии. Наверное, природа забыла подарить ему полоски... Или он оказался волшебным тигренком...
Да, готовы! |
2.Основная часть а)чтение рассказа, разделенного на смысловые звенья, словарная работа б)обсуждение прочитанного в)работа по созданию альбома |
«Однажды Тигрица-мама задумала испечь сладкий пирог. Она так усердно раскатывала тесто, что мука и сахарная пудра летали по всей кухне. Как раз в это время родился тигрёнок Бинки. Тигрица-мама поглядела на него и удивилась: -Где же твои полоски? Ну ничего, мы всё равно будем любить тебя, и без полосок». (Совместное иллюстрирование фрагмента сказки) Как вы думаете, почему Тигрица-мама полюбила тигренка, ведь у него же не было ни одной полосочки?
«Но Бинки знал, что тиграм полагается быть полосатыми. И он не теряя времени побежал искать себе полоски» Ребята, как вам кажется, откуда Бинки мог это знать?
«Первым ему повстречался сержант. На рукаве у сержанта было целых три полоски. - Дай мне, пожалуйста, одну полоску,- попросил у него Бинки - Стоять смирно, когда обращаешься к военному— прикрикнул на тигрёнка сержант.— Нет у меня лишних полосок». Кто такой военный, сержант? Военный- человек, который защищает нас от врагов. Сержант- самое маленькое звание, которое может заслужить военный. Скажите, пожалуйста, хороший ли поступок совершил сержант? Почему вы так решили? (Совместное иллюстрирование фрагмента сказки) «Бинки побежал дальше и увидел чугунную ограду. Какой-то человек красил её. Бинки подождал, пока он кончит, а когда человек ушёл, Бинки прислонился к ограде сначала одним боком, потом другим. Краска пристала к шерсти, и он стал полосатым. Бинки бросился бегом домой, чтобы показать маме свои полоски. Но было очень жарко, сильно припекало солнце, и краска начала таять и капать на землю, так что скоро у Бинки опять не осталось ни одной полоски». Ребята, чугунная ограда- это ограда, сделанная из чугуна, то есть из железа, смешанного с другими материалами Скажите, нравится ли вам способ стать полосатым, который придумал тигренок? А что бы предложили вы? (Совместное иллюстрирование фрагмента сказки) Физминутка «Тигрята»
Посмотрите- ка на нас! «И тут он встретил Зебру. Бинки замер от удивления: сколько полосок на одной-единственной спине! Это же несправедливо! Он сел и горько заплакал. - Очем ты, малыш?— спросила его Зебра. -По... по.. почему я не полосатый?— пожаловался Бинки. - Бедняжка,— сказала Зебра и ласково лизнула тигрёнка.— А на вкус ты ничего, приятный.— И она лизнула его ещё раз.— Вроде сладкого пирога. Она лизнула его ещё и ещё, и вдруг на спине у Бинки одна за другой появились чёрные полоски!»
Ребята, понравился ли вам поступок зебры? Почему? Как бы поступили вы на ее месте? (Совместное иллюстрирование фрагмента сказки)
«Он прибежал домой к маме и закричал: -Мама! Ура, я полосатый! -Правда!— обрадовалась Тигрица-мама.— Ну кто бы мог подумать! Наверное, это сахарная пудра и мука засыпали твои полоски, когда я готовила сладкий пирог. Тигрица-мама была очень довольна и пригласила Зебру на чашку чаю. К чаю Зебра получила охапку сена, а Бинки — кусок сладкого пирога». Как вы думаете, за что Тигрица-мама отблагодарила Зебру? (Совместное иллюстрирование фрагмента сказки) Вот и все, наша сказка подошла к концу. Как вы считаете, каким был тигренок Бинки по характеру? Какой была Тигрица-мама? Сержант? Зебра? Поведение каких героев вам нравится, а каких нет? Почему? Как вы поступите, если вдруг вашему товарищу, как и тигренку Бинки, понадобится помощь? Понравилась ли вам сказка или нет? Почему? Чему нас научила это сказка?
|
Мамы всегда любят своих детей.
Он знал это всегда. Ведь он тигр.
Военные защищают нас, воюют с врагами.
Нет, сержант совершил плохой поступок. Он обидел Бинки, не поделился полосками.
Да, нам нравится этот способ! Можно покрасить себя кисточкой. Можно наклеить полоски из бумаги, из пластилина...
(Выполняют движения по тексту).
Да, нам понравился поступок зебры! Мы бы тоже помогли тигренку, пожалели бы его...
Зебра помогла ее сыну найти его полоски.
Бинки был смелым, добрым...
Тигрица- мама добрая, любящая сына, заботливая... Сержант злой, никого не любит... Зебра ласковая, добрая, заботливая... Нравится поведение зебры, она не оставила малыша в беде.. Нравится поведение Бинки, он не сдавался, искал полоски... Нравится поведение мамы- Тигрицы, она заботливая... Не нравится поведение сержанта, он злой, обидел тигренка...
Если бы кому- нибудь понадобилась помощь, мы не оставили его в беде...
Сказка нам понравилась! Она добрая, учит помогать друг другу!
|
3.Работа над припоминанием похожих сказок |
Итак, о ком эта сказка? Какие похожие сказки вы знаете? Чем они похожи? Верно, молодцы.
|
Сказка о тигренке Бинки, о том, как он был не похож на других, а потом стал полосатым... Эта сказка похожа на сказку «Гадкий утенок». Утенок тоже был не похож на остальных лебедей, а потом стал прекрасным лебедем. |
4.Организация окончания занятия |
Итак, наше занятие подошло к концу. Скажите, что нового вы узнали на занятии? Чем занимались? Что запомнилось больше всего? Почему? Спасибо, вы- молодцы! |
Мы узнали, что нужно быть добрым, приходить на помощь! Больше всего понравилось делать альбом, это очень интересно!... |
Используемая литература:
-
Д. Биссет «Сказка про тигренка Бинки, у которого исчезли все полоски»
-
Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»
-
С. И. Ожегов «Словарь русского языка»