Исаева Д.С. (учитель-дефектолог ГБДОУ д/с №95)
1. Упражнения, способствующие формированию умения правильного глубокого дыхания.
1.1Начальный этап. Тщательное прорабатывание технологии дыхания.
Время в режиме дня:утро, вечер.
Форма организации: подгрупповая(4-6 чел.)
Кол-во повторений:3-5 раз
1) Исходное положение (и. п.): лежа на ковре.Левую руку положить на живот, правую — на нижнюю часть груди. Сделать глубокий вдох через нос, произвести свободный, плавный выдох через нос.
2) И. п :лежа на ковре. И.п. - сидя на полу. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота,начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания).
Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом "пьют" воздух.
3)И.п. - сидя на полу. Вдох,пауза, выдох, пауза. Ребенку предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки ("а", "о", "у" и др.) и их сочетания.
4)И.п. - сидя на полу. Глубоко вдохнуть. Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком а-а-а (чередовать со звуками ы-ы-ы, у-у-у, о-о-о).
1.2 Этап активного формирования умения глубокого дыхания на уровне навыка.
Время в режиме дня:утро, вечер.
Форма организации: подгрупповая(4-6 чел.)
Кол-во повторений:3-5 раз
Исходное положение:стоя.
Игровые упражнения:
1) «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые» (дутье на полоски, листочки и др.). Дутье на подвешенные бумажные игрушки — жуков, бабочек, птичек и др. Катание по столу легких предметов, дутье на вертушки. Надувание мыльных пузырей. Игра на музыкальных инструментах (дудочке, свирели, губной гармошке и др.). Дутье в трубочки (соломинки для коктейля), вставленные в воду. Игра с воздушными шарами («Чей шар поднимется выше?»). Надувание резиновых игрушек, шаров. Катание по столу маленьких машинок («Чья машинка уедет дальше?»). «Забей мяч в ворота», «Горячий чай».
2)«Топор». Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук «замком» и опустить руки вниз. Быстро поднять руки - вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух» на длительном выдохе.
3)"Парусник".
Детям предлагается изобразить своим телом лодку с парусом:
И.п.:Встать ни колени, носочки оттянуть, пальцами ног касаться друг друга, пятки несколько развести. Сесть на пятки или между ними. Пальцы рук сплести в замок за спиной.
Педагог:: "Подул ветерок, и парус расправился, надулся (на выдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад).
Ветер утих и парус "сник" (на выдохе голову опустить как можно ниже, плечи вперед так, чтобы спина стала круглой)".
Усложнение-ребенок фиксирует руки, например, под пальцами ног, на подошвах или на пятках. Можно также изобразить большой парусник, на вдохе поднимаясь с пяток на колени.
1.3.Заключительный этап. Формирование правильного глубокого дыхания на уровне динамического стереотипа.
Время в режиме дня:утро, вечер.
Форма организации: подгрупповая(4-6 чел.)
Кол-во повторений:3-5 раз
Исходное положение:стоя или сидя
Игровые упражнения:
1) Обрызгайте белье водой ( в один прием, три, пять).
Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.
2)Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
3)В цветочном магазине.
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).
4)Выдох со счетом.
Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.
Использование скороговорки (хором):
Как на горке на пригорке
Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)
Раз Егорка, два Егорка……( до полного выдоха).
2.Условия организации обстановки для проведения комплекса упражнений, направленных на компенсацию СДВГ.
Время в режиме дня: утро, вечер
Форма организации: подгрупповая(4-6 чел.)
Упражнения проводят в хорошо проветренном помещении, на ковре.
Приёмы, вызывающие у ребёнка выполнять комплекс упражнений, сохраняющие мотивацию:растяжки, релаксация(приведение в состояние покоя), упражнения, вызывающие интерес к выполнению гимнастики.
1.Упражнение "Послушать тишину".
Цель: формирование произвольной регуляция собственной деятельности, развитие аудиального гнозиса.
И.п. - сидя на полу. Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца..Посчитать , сколько раз билось сердце за определённое кол-во времени(например 30 сек.)
2.Релаксация "Поза покоя".
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.
И.п.: сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, ти хим голосом, с длительными паузами
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая -
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье...
И становится понятно -
Расслабление приятно!
3.Релаксация "Море".
И.п. - сидя на полу или стоя. Ребенок вместе с инструктором рассказывает историю и сопровождает ее соответствующими движениями:
"На море плещутся волны маленькие и большие (сначала одной, а затем другой рукой в воздухе рисует маленькие волны; руки сцеплены в замок - рисует в воздухе большую волну).
По волнам плывут дельфины (совершает синхронные волнообразные движения всей рукой вперед).
Они сначала вместе, а потом по очереди ныряют в воду - один нырнул, другой нырнул (совершает поочередные волнообразные движения рук).
За ними плывут их дельфинята (руки согнуты в локтях, прижаты к груди, кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед).
Они ныряют вместе и по очереди (выполняет одновременные и поочередные волнообразные движения кистями рук).
Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочередно совершает волнообразные движения).
Вместе с дельфинами плавают медузы (руки, сжатые в кулаки, резко разжимаются).
Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах).
4.Релаксация "Олени".
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.
Педагог: "Представьте себе, что вы - олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки, уроните их на колени.Расслабьте руки. Спокойно. Вдох - пауза, выдох - пауза.
Посмотрите: мы - олени,
Рвется ветер нам на встречу!
Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немножко лени...
Руки не напряжены
И расслаблены.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко, ровно, глубоко".
5.Упражнение "Чаша доброты"
Цель: эмоциональное развитие.
И.п. - сидя на полу. Инструктор: "Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку.
Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую чужую чашку, она пустая.Отлейте в нее из своей чашки доброты.Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще...Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте!
А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты.Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной.
Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: "Это я! У меня есть такая чашка доброты!"
6. Упражнение "Визуализация цвета".
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
И.п. - сидя на полу. Детям предлагается заполнить мозг каким-либо цветом (красным, синим, зеленым) по их выбору. Необходимо сконцентрировать внимание на сохранении цвета ясным и чистым. Можно сконцентрироваться на сходстве или различии цветов, тогда они станут более ясными. Для каждого цвета можно подобрать телесную позу, которая поможет визуализировать цвет.
7.Упражнение "Компас".
Цель:элиминация импульсивности и развитие навыков взаимодействия со сверстниками.
Дети выстраиваются друг за другом "паровозиком" и кладут руки на плечи впереди идущего. Глаза должны быть закрыты. Ведущий "компас" идет самый первый с открытыми глазами по комнате, меняя направление. Он должен нести группу, чтобы все находились в безопасности. Успешность выполнения упражнения зависит от каждого участника. В роли ведущего поочередно могут быть все играющие. В конце упражнения обсуждаются ощущения детей в роли ведущего и в роли ведомого.
8. Растяжка «Звезда».
И.п. - сидя на полу. Это упражнение выполняется в позе "звезды". Ребенку предлагается изобразить своим телом "звезду", слегка разведя руки и ноги, а затем - выполнить растяжки. Ребенок должен выполнить сначала линейные, а затем диагональные (реципрокные) растяжки. При этом одновременно растягиваются сначала правая рука и левая нога, а потом левая рука и правая нога.
9. Растяжка "Медуза".
Сидя на полу, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.
10. Растяжка "Лучики".
И.п. - сидя на полу. Ребенку предлагается поочередно напрягать и расслаблять левое плечо, левую руку, левый бок, левую ногу. Затем правое плечо, правую руку, правый бок, правую ногу.
Формы оценки усердия ребёнка в выполнении данного комплекса упражнений.
1.Похвала.
–"Подъемная" похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.
- Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е.попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.
- "Взрыв любви" (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.
2.Присуждение почетного места за старательность и чёткое выполнение упражнений. Данный вид поощрения не должен относиться только к одному ребёнку. На разных занятиях можно выделять успехи одного-двух детей, вырабатывая мотивацию у других детей к выполнению упражнений.
3.Поощрения в виде подарков