Конспект занятия по рассматриванию картины Ю.Левитана «Большая вода»
(старшая, подготовительная группа)
Иванова Татьяна Юрьевна,
воспитатель ГБДОУ д\с № 95 компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Программное содержание:
1. Продолжать учить детей целостному зрительному восприятию пейзажной картины.
2.Учить устанавливать связи: место, время года, погода.
3.Учить объяснительной речи.
4.Обогащатьобразными словами и выражениями: белоствольные березки, высокое ясное небо с легкой дымкой, голубовато- серое, золотистое, желтовато- коричневое.
5.Воспитывать любовь к природе. Умение видеть художественные средства выразительности при изображении пейзажа. Умение определять эмоциональный настрой картины.
6.Учить тонкой дифференцировке оттенков, умение соотносить (воду и небо).
Оборудование:
Картины: «Золотая осень», «Большая вода».
Разноцветные полоски на каждого ребенка, соответствующие цвету неба и воды. Магнитофон.
Ход занятия:
Выставлены две картины: «Золотая осень», «Большая вода».
-Чтение отрывка из стихотворения Я.Коласа.
Солнце ласково смеётся, греет ярче, горячей,
И с пригорка звонко льётся разговорчивый ручей.
- Дети, к какой картине подходят строчки из стихотворения?
Объясните, почему?
Сегодня мы с вами познакомимся с этой картиной. Написал её художник Левитан. Назвал он свою картину «Большая вода».
-Как вы думаете, почему художник именно так назвал картину?
-Откуда же появилась эта вода?
-Посмотрите на небо? Какое оно?
Если дети не отвечают, то воспитатель даёт варианты ответов: пасмурное, ясное, высокое, низкое, серо – голубое, безоблачное, с легкой белой дымкой и т.д.
А теперь сами расскажите все о небе.
Какие деревья вы узнали? Как узнали? Расскажите о березах (тонкие, белоствольные, прозрачные, голые т.д.).
-Березы отражаются в воде, как в зеркале.
-Докажите, что это не просто река, а большая вода, вышедшая из берегов (березы растут в воде, вдали в воде постройка). Если дети не отвечают, то воспитатель показывает объекты и называет их.
-А как доказать, что эта все – таки река? (лодка у берега).
-Какая погода? (Безветренная, солнечная).
-Докажите, что погода солнечная (тени, светлые вершины деревьев).
-Как догадались, что погода безветренная? (вода чистая, спокойная, не рябит, деревья стоят прямо).
-Какое настроение возникает, когда смотришь на эту картину? (спокойное, светлое).
-Что помогло художнику передать это настроение?
-Какие краски он использовал? (светлые тона: голубовато-серые, желтовато-коричневые, золотистые ит.д.).
-Еще раз посмотрите на краски картины.
-А теперь вам задание: у вас на столах полоски цветной бумаги, найдите среди них близкие по оттенку цвета, соответствующие цвету неба, воды, которые использовал художник в картине (из3 – х и более вариантов).
Дети выполняют задание.
Понравилась ли вам картина? Что особенно привлекло внимание? А теперь пофантазируйте и представьте, что будет дальше происходить в природе? Что вы здесь увидите? (уйдет вода, появиться зеленая травка, цветы, распустятся листья на деревьях, прилетят птицы).
Ещё раз посмотрите на картину и запомните её.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года».