Хочу, поделится своим опытом работы по созданию предметно развивающей среды в нашей группе. Прежде всего, для комфортного пребывания детей в группе детского сада нами учитываем следующие факторы.
· Возраст и пол детей.
· Их потребности и интересы
· Требования программы «Детство».
· Разработанные нормы САН ПИН
В нашей группе в 2012-2013 учебном году воспитывались дети с 3-4 лет. Учитывая возрастные особенности, были сформированы следующие функции предметно развивающей среды.
· Функция позволяющая стимулировать активность детей. Предлагать разнообразный материал для активного участия в различных видах деятельности. Таким образом среда становится толчком для выбора ребёнком того вида самостоятельной деятельности которая отвечает его интересам. Для педагога важно соблюдать принцип новизны и проблемности. Дети 3-4 лет очень чутко реагируют на новые развивающие игрушки, особенно в центре сенсорного развития и в центре конструктивной деятельности.
· Следующая важная функция учитывающая в развивающей среде нашей группы это информативность.
Хорошая предметно пространственная среда моделирует развитие деятельности ребёнка тем, что в ней заложена «информация», которая сразу не обнаруживается а побуждает ребёнка к её поиску. Наиболее полно по нашим наблюдениям информативность проявляется в центрах математического и речевого развития.
· Также важно помнить о воспитывающей функции среды в группе. Для этого создаются условия позволяющие научить детей сотрудничеству. Привить навык положительных взаимоотношений, организованного поведения, и бережного отношения к игрушкам и пособиям. Воспитателем создаются ситуации, когда дети стоят перед выбором уступить или взять себе, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Для этого мы разучиваем различный стихи-мирилки. В группе также есть «мерительный коврик». Где сначала с помощью взрослого , а к концу года и сами дети могут сесть на коврик и спокойно обсудить возникшие разногласия, найти выход из конфликтной ситуации. Хороший результат дают проводимые педагогом беседы, различные сюжетно ролевые игры, и конечно постоянная спланированная работа с родителями которые с удовольствием помогают воспитателю обогатить развивающею среду группы различными стенгазетами, фотовыставками, репортажами, создаваемыми вместе с детьми, например «Расскажи друзьям о своей любимой игрушке» и т.д.
· Также необходимо учитывать функцию сохранения психологического здоровья детей. Поскольку окружающая среда является фактором влияющего на эмоциональное состояние ребёнка. Важно что бы планировка и содержание материалов и оборудование вызывало у детей положительные эмоции, давало возможность ребёнку находить удобное место, как для коллективной деятельности, так и для индивидуальной. В нашей группе все развивающие центры расположены в прямой доступности для детей. В оформление группы учитывается цветовая гамма: Отсутствуют тёмные давящие цвета, такие как чёрный, коричневый и т.д. Основные цвета в интерьере: зелёный, розовый, красный, и конечно самый антидепрессивный цвет оранжевый. В группе есть мягкие набивные кресла, где каждый ребёнок устав от игры может спокойно отдохнуть в одиночестве. Особенно это важно для гиперактивных детей, для которых необходима возможность расслабиться и побыть в одиночестве. И конечно ненужно забывать о том, что игровое пространство для мальчиков должно быть несоизмеримо больше чем для девочек, даже если мальчиков группе меньше чем девочек.
· Ведущей функцией в организации предметной среды в группе является развивающая функция. Важно что бы среда позволяла ребёнку проявлять пытливость и любознательность. Каждый ребёнок мог действовать из своих интересов и возможностей. В таком подходе к организации детской деятельности ребёнку легче саморазвиваться и самореализоваться. Мы стараемся сочетать традиционные и новые необычные компоненты в подборе игровых пособий. Хороший результат даёт возможность при изготовлении различных пособий привлечение родителей. В целом это обеспечивает преемственность накопленных детьми знаний об окружающем мире, от простого к более сложному. В нашей группе содержание среды каждого развивающего центра активности соответствует « зоне актуального развития» самого слабого и находится в «зоне ближайшего развития» самого сильного ребёнка в группе.
Таким образом, педагогами создаётся предметно развивающая, образовательная среда. Что обеспечивает: Духовно-нравственное воспитание детей.
Высокое качество дошкольного образования, его доступность и привлекательность для каждого ребёнка. Что подтверждают результаты мониторинга, в начале и конце учебного года.
Грамотное создание развивающей среды гарантирует охрану и укрепление физического и психологического здоровья ребёнка.