Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников

по мотивам повести К.Булычева

«Тайна третьей планеты»

 

И.А. Деньщикова

воспитатель

ГБДОУ

детский сад № 39

компенсирующего вида

Санкт-Петербурга

 

 

Цель.  Расширять представления детей об окружающем мире, развивать познавательные интересы.

Задачи.

1.Формировать умения детей приобретать знания посредством проведения практических опытов, сравнивать предметы и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, делать выводы и обобщения.

2.Учить детей применять в самостоятельной деятельности полученные знания.

3.Воспитывать инициативу, сообразительность, пытливость, критичность.

Пути достижения цели.

1.Предварительная работа

 - чтение повести К. Булычева «Тайна третьей планеты» (1997 г.), просмотр одноименного мультфильма

 - опытно-экспериментальная деятельность по разделам:

    «Неживая природа: Свет, Свойства материалов»

    «Живая природа»

2.Проведение опытов и экспериментов

3.Самостоятельное экспериментирование

4.Конструктивная деятельность детей

5.Продуктивная деятельность детей

Интеграция образовательных областей.

«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Безопасность»

 

«Роботы с планеты Шелезяка»

Проблемная ситуация.   Во время полета на космический корабль, где была Алиса, с планеты Шелезяка поступил сигнал «SOS»! Все роботы, населявшие планету, были сломаны: в смазку подсыпан порошок.  Ребята, Алиса просит вас помочь ей разобраться: какой нужно выбрать материал (металл) для изготовления, чтобы робот не ломался?

Цель.   Учить детей определять качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, прочность, взаимодействие с водой) разных металлов: сталь (железо), медь, алюминий.

Материалы и оборудование.   Предметы из разных металлов (проволока, ложки, пластины), емкость с водой, пластилин (парафин), скрепки канцелярские.

Дополнительно: коллекция разных металлов (медь, бронза, серебро, золото, сталь, алюминий), детские энциклопедии, географические атласы.

Опыт 1. «Коррозия металла»

В емкость с небольшим количеством воды опускаются железный гвоздь (пластина) и пластина (кусочек проволоки) из алюминия. Ставится в темное место. Через несколько дней дети отмечают изменение вида предметов.

Результат.  Железный гвоздь покрылся ржавчиной.

Можно показать детям проржавевшую жестяную пластину, отметить изменения: поверхность шероховатая, образование дырок, ломкость.

Вывод.  Изделия из железа от влаги подвергаются разрушению (коррозия железа), портятся. 

Защита: смазка деталей, покрытие поверхности лаком, краской (автомобили).

Показать детям изделия из нержавеющей стали.

Опыт 2. «Прочность металла»

Детям раздаются кусочки проволоки разных металлов (сталь, алюминий, медь) приблизительно одинаковой толщины. Нужно согнуть проволоку в кольцо. Обсуждается степень прилагаемых усилий.

Результат.   Медная и алюминиевая проволоки гнутся легко, стальная – с трудом.

Вывод.  Сталь -  прочный материал.  Изделия из меди и алюминия легко погнуть, испортить (деформируются).

Опыт 3. «Теплопроводность металла»

В емкость с горячей водой  дети помещают ложки из нержавеющей стали и алюминиевые так, чтобы в воде была половина ложки. У верхней части ложки с помощью пластилина или парафина закрепляют скрепки. Отмечают изменения.

Результат.  С верхней части алюминиевой ложки скрепка падает быстрее.

Вывод.  Алюминий быстрее нагревается, передает тепло скрепке и парафину.

Общий вывод.  Чтобы роботы долго работали, не ломались, не перегревались и расплавлялись, не боялись влаги, лучше их изготавливать из нержавеющей стали.

Самостоятельная конструктивная деятельность детей.

«Собери робота»: детям предлагаются наборы металлического конструктора.

 

«Зеркальные цветы»

Проблемная ситуация.   На третьей планете системы Медуза росли зеркальные цветы, в которых Алиса увидела не только себя, но и всех тех, кто побывал раньше на поляне с зеркальными цветами.

Когда мы смотрим в обычное зеркало, то видим свое лицо, предметы вокруг нас. Алиса хочет узнать, как мы видим свое отражение?

Цель.  Познакомить детей с механизмом отражения света от разных предметов.  Рассказать об устройстве зеркала.

Материалы и оборудование.  Фонарик, конец которого закрыт фольгой, с проделанной дырочкой в середине, чтобы сквозь нее проходил тонкий луч света; зеркало, емкость с водой, фольга, стеклянная вазочка, ложка из нержавеющей стали, новый воздушный шар, металлический стаканчик (сковорода), металлическая крышка, предметы из дерева, резины, пластмассы, бумаги.

Опыт 1. «Свет путешествует»

В темной комнате на стол  кладется фонарик, прикрытый фольгой. Перед ним ставится зеркало. Дети выясняют, что произошло с лучом света; меняют положение зеркала.

Результат.  Пятно света («зайчик») на конце луча оказалось не на зеркале, а на другом предмете (столе, игрушке, книге). Свет отразился от поверхности зеркала. Двигая зеркало, световой зайчик направляется на разные предметы в комнате.

Опыт 2. «Отражения»

Дети находят предметы, в которых они могут увидеть свое лицо; исследуют поверхность этих предметов (гладкая – шероховатая); обсуждают, все ли эти предметы блестят; замечают, одинаково ли изображение (отражение) лица во всех предметах и какой оно формы.

Результат.  Лучшее отражение получается в плоских, блестящих и гладких предметах.

Устройство зеркала.

Зеркала сделаны из стекла. Снизу нанесен тонкий слой серебра или алюминия.  От блестящего слоя отскакивает большое количество света, поэтому зеркало дает хорошее отражение.

Дети рассматривают свое отражение в зеркале при разной степени освещенности.

Результат.  Чем светлее в помещении, тем лучше и четче отражение.

Вывод.  Когда свет попадает на предметы (зеркало, игрушка), он может отражаться от них и двигаться в другом направлении. Отражаясь от предмета, луч света несет его изображение к нашим глазам. Поэтому мы видим отражение этого предмета.

Экспериментирование в самостоятельной деятельности.

Материалы и оборудование.  Одинарное прямоугольное зеркало;  два прямоугольных зеркала лицом друг к другу, склеенные липкой лентой; карандаши, бумага, копировальная бумага, заостренная деревянная палочка или стека, мелкие предметы.

«Половинки»

Нарисовать на бумаге полукруг. Поставить зеркало на основание полукруга. В зеркале отражается полукруг, обращенный в другую сторону, поэтому он выглядит как вторая половина круга.

Нарисовать половинки других предметов, чтобы завершить их с помощью зеркала (симметричные предметы: бабочка, ножницы, сердечко, лицо человека, фрукты и т.п.)

«Секретное письмо»

Это секретное письмо можно прочесть только с помощью зеркала.

Нужно положить копировальную бумагу красящей стороной вверх. Сверху положить лист простой бумаги.  «Написать» что-нибудь на поверхности простой бумаги палочкой (стекой, ручкой без пасты). Письмо появится на оборотной стороне листа бумаги. Затем установить лист бумаги перед зеркалом, чтобы все могли прочесть письмо.

«Чудеса отражений»

1.Поставить зеркала и положить между ними маленький предмет. Сколько отражений можно увидеть? Повернуть зеркала ближе друг к другу. Посчитай отражения.

2.Поставить зеркала и положить перед ними карандаш. Открывай и закрывай зеркала, чтобы получились такие фигуры: квадрат, треугольник, пятиугольник, шестиугольник.

 

«Зоопарк диковинных зверей»

Проблемная ситуация.  Профессор Селезнев и Алиса искали необычных зверей для Московского зоопарка. На планете Блук они видели пушистый красный шар на палочках, будто паучьих ножках; двухголовую змею; невидимых рыбок; склисса – корову с большими как у стрекозы прозрачными крыльями. Если бы Алиса жила не в будущем, а в наши дни, могли бы такие животные существовать на нашей планете?

Опыт 1. «Склисс»

Цель.  Установить зависимость между размером крыльев и массой тела птицы (животного).

Материалы и оборудование.  Модели крыльев из бумаги, картона и тонкой бумаги, грузы разного веса.

Дети рассматривают иллюстрации доисторических птиц (очень крупные туловища и небольшие крылья). Выбирают крылья из картона и тонкой бумаги с  разными грузами; проверяют, как планируют разные крылья.

Результат.  Наибольшая дальность полета у больших крыльев с маленьким грузом.

Вывод.  С маленькими крыльями крупным птицам (животным) тяжело летать; чтобы склисс мог летать, ему нужны очень большие крылья.

Опыт 2. «Невидимые рыбки»

Цель.  Выявить способы маскировки и приспособления некоторых видов речных и морских рыб к условиям обитания.

Материалы и оборудование.  Силуэты рыб (щука, рыба-игла, морской конек, камбала, макрель, рыбы коралловых рифов), макет «Морское (речное) дно»: водоросли, камни, ракушки, песок, «кораллы» и т.д.

Педагог с детьми обсуждает, зачем рыбам быть невидимыми. Дети выбирают  как и где могут спрятаться рыбы:

- щука, морской конек, морская игла - водоросли

- камбала – морское дно; рыба меняет окраску: песчаное дно – желтая окраска, ил – темная, камни – пестрая.

- рыба-бабочка, рыба-ангел, рыба-попугай – коралловые рифы

- макрель – если смотреть на макрель из лодки, ее синяя спина почти сливается с водой; если смотреть на макрель со дна, ее белый живот почти сливается с небом

Вывод.  Рыбы прячутся от врагов или когда охотятся. Маскировочная окраска рыб помогает им приспособиться к естественной среде обитания. Рыбы-невидимки не существуют, это придуманные писателем животные.

Самостоятельная продуктивная деятельность детей.

Дети рассматривают иллюстрации художника А.Аземши к книге М.Яснова  «В гостях у свинозавра», придумывают и рисуют фантастических животных.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»